За коллективную безопасность

11 марта 2021
0
1115

По мнению многих политологов и военных экспертов (например, генерала Леонида Ивашова), Россия и её союзники по Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ) повторяют ошибку СССР: проигрывают информационную войну с Западом. Касается это и освещения истории Второй мировой войны. Советский Союз показывается западными историками в роли агрессора, развязавшего мировую бойню. Разоблачение такой лжи зачастую страдает от «невостребованности» ряда «убийственных» исторических свидетельств. Между тем, в «Истории дипломатии» и других подобных источниках приводится множество фактов, заслуживающих внимания наших пропагандистов и борцов за правду истории. Например, о так называемом Восточном пакте, который задолго до начала войны мог стать основой коллективной безопасности в Европе.

Советские представители в Лиге наций

Франция предлагает

Идею Восточного пакта поддержал новый министр иностранных дел Франции Жан Луи Барту. Он рассчитывал застраховать свою страну от возможного нападения Германии.

Переговоры о заключении пакта, начавшиеся с Францией ещё в 1933 году, возобновились в мае следующего года. Был подготовлен проект многостороннего регионального пакта о взаимопомощи против агрессии, который должны подписать СССР, Финляндия, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Германия. Барту предложил привлечь Германию к участию в договоре, чтобы лишить её повода утверждать, что Восточный пакт имеет якобы своей целью «окружение» Германии.

Франция гарантировала выполнение пакта путём подписания двустороннего договора с СССР о взаимопомощи.

Однако западные политические, финансовые и военные круги мечтали столкнуть СССР с Германией, поэтому их не устраивало улучшение советско-французских отношений.

В июле 1934 года во время визита Барту в Лондон министр иностранных дел Англии Джон Саймон предложил включить Германию третьим равноправным участником в советско-французский договор. Он надеялся, что Гитлер откажется от такого участия и это приведёт к срыву наметившегося сближения СССР и Франции.

Учитывая сложившуюся ситуацию, ЦК ВКП (б) рекомендовал Советскому правительству согласиться на подписание тройственного соглашения с Францией и Германией, гарантирующего Восточный региональный пакт. Однако, как и следовало ожидать, Германия не пожелала присоединиться ни к нему, ни к советско-германскому договору о взаимной помощи. Польское правительство также заявило, что подпишет пакт лишь при условии поддержки его со стороны Германии.

В ЦК ВКП (б) и правительстве проводятся срочные совещания. Решили воспользоваться предложением Франции о ВСТУПЛЕНИИ СССР в ЛИГУ НАЦИЙ. После выхода из неё двух агрессивных держав – гитлеровской Германии и Японии – роль этой международной организации могла быть усилена. Кроме того, трибуну Лиги наций можно использовать для разоблачения антисоветской, милитаристской политики ведущих западных стран.

15 сентября наступил исторический момент: члены Лиги наций обратились к Советскому правительству с приглашением вступить в неё. Советский Союз ответил согласием. Вступая в Лигу наций, СССР заявил, что он не может взять на себя ответственность за прошлую её деятельность. Что важнейшей предпосылкой международного сотрудничества считает равноправие государств с различным общественным строем и невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Прогрессивная общественность всех стран приветствовала вхождение СССР в Лигу наций, видя в этом одно из главных условий упрочения мира.

Кому нужен пакт?

Опасаясь укрепления позиций СССР, а также объединения всех миролюбивых сил в интересах безопасности, Германия приступила к решительным действиям. В октябре 1934 года в результате организованного германской разведкой покушения убит Барту. Это вызвало бурю возмущения на планете. Ведь разделались с активным борцом за мир. Министром иностранных дел Франции стал Пьер Лаваль – ярый сторонник ориентации на фашистскую Германию.

Но и Лаваль не мог не считаться с огромной популярностью идеи советско-французского сотрудничества. Трудящиеся Франции, в первую очередь коммунисты, настойчиво выступали за более тесное сближение с СССР. К этому склонялись также многие члены республиканской партии радикалов и радикал-социалистов.

Со своей стороны Советский Союз прилагал энергичные усилия к подписанию Восточного пакта. 2 ноября 1934 года советское руководство отметило возможность его заключения и без участия Германии и Польши в случае согласия Франции или Чехословакии, или одной Франции.

Именно принципиальная позиция СССР и общественное мнение заставили французское правительство пойти на заключение пакта с Советским Союзом. Но для Советского правительства было ясно, что реакционные круги Франции считают пакт только отличным козырем, который можно использовать в отношениях с Германией.

В «Истории дипломатии» (том III, Москва, 1965 г.) приводится циничное заявление Лаваля:

«Я подписываю франко-русский пакт для того, чтобы иметь больше преимуществ, когда я буду договариваться с Берлином» (стр. 606).

Советско-французский договор о взаимопомощи подписан в Париже 2 мая 1935 года. Согласно ему, в случае нападения на одну из договаривающихся сторон другая должна немедленно оказать помощь. К договору могли присоединиться другие заинтересованные государства.

Такой же документ подписан между СССР и Чехословакией. Причём в нём оговаривалось оказание взаимной помощи только в случае выступления Франции. Этим правящие круги Чехословакии ставили свою страну в прямую зависимость от капризов французских правящих кругов.

КВЖД в 1930-х годах

Восток – дело тонкое

В начале 1930-х годов СССР начал создавать систему безопасности на Дальнем Востоке. Вот что говорится по этому поводу в «Истории Коммунистической партии Советского Союза» (т. IV, книга вторая, Москва, Политиздат, 1971 г.):

«В конце 1933 года Центральный комитет партии одобрил предложение НКИД о заключении Дальневосточного регионального пакта и ненападении между СССР, США, Китаем и Японией. Президент США формально не отклонил это предложение, он даже высказался за присоединение к пакту Англии, Франции и Голландии. Но фактически ни США, ни другие западные страны ничего не сделали, чтобы претворить эту идею в жизнь. Таким образом, усилия Советского правительства по созданию системы коллективной безопасности на Дальнем Востоке были сорваны империалистическими державами» (стр. 297).

После захвата японскими милитаристами Маньчжурии число провокаций на Китайско-Восточной железной дороге росло, несмотря на многократные протесты правительства СССР. Нормальное использование дороги становилось невозможным. В такой обстановке пришлось даже пойти на уступки ради сохранения мира.

Желая устранить источник конфликтов, Советское правительство предложило Японии обсудить вопрос о продаже КВЖД маньчжурским властям. В результате очень тяжёлых переговоров, которые тянулись аж до марта 1935 года, КВЖД продали марионеточному правительству Маньчжоу-Го за 140 миллионов йен. Гарантии платежа взяла на себя Япония.

Евросаботаж

Стремясь предотвратить войну, СССР уделял большое внимание проблеме разоружения. В противовес Западу, который сознательно завёл переговоры на Женевской конференции в тупик, Советское правительство выступило с новым предложением – превратить конференцию по разоружению в постоянно действующую конференцию мира. Она, как подчёркивало советское руководство, могла бы на деле способствовать укреплению международной безопасности.
После некоторой «дипломатической» паузы (мол, интересная идея, но надо подумать) советское предложение спустили на тормозах. Работа Женевской конференции была ОКОНЧАТЕЛЬНО СВЁРНУТА.

Тогда СССР предпринял новые шаги против развязывания фашистами войны в Европе. 20 сентября 1936 года ЦК ВКП (б) одобрил план создания системы коллективного отпора агрессорам. Выполняя его, правительство СССР предложило Франции и Германии начать переговоры на уровне представителей генштабов.

Одновременно оно выступило с идеей подписания «Общего пакта о взаимной помощи» между СССР, Францией, Чехословакией, Румынией, Югославией и Турцией – странами с населением в 275 миллионов человек. Однако и на этот раз инициатива Советского Союза не получила поддержки.

США устранились от борьбы с нарастающей военной угрозой под предлогом «соблюдения традиционного курса изоляционизма». Не хотело идти на сближение с СССР и правительство Англии. Уклонившись от подписания военной конвенции с Советским Союзом, правительство Франции тем самым лишило советско-французский пакт необходимой основы – конкретных военных обязательств обеих сторон на случай нападения.

Несмотря на активное противодействие милитаристских кругов западных стран, миролюбивые усилия Советского Союза сыграли большую роль в укреплении международных позиций и престижа страны.

Удалось не только сорвать планы изоляции Советского государства, но и расширить его международные связи. В 1934 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и Албанией, в 1935 году – с Колумбией, Бельгией и Люксембургом.

Вступление СССР в Лигу наций, договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, новая полоса признаний Советской страны стали очевидными успехами политики партии и правительства. Успехи в борьбе за создание системы коллективной безопасности могли быть более значительными, если бы не политика западных держав: на словах они осуждали агрессоров, а по существу стремились столкнуть их с СССР.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top