Я влюбилась, ему – 400!

19 сентября 2019
0
592

Вот и еще один свой условный день рождения отметил наш город, еще на один год стал старше. А что ему год в череде столетий? Краеведы спорили-спорили, сколько Уральску лет, а потом вообще перестали упоминать, а какую дату отмечаем? Несколько лет назад решили, что четыреста и перестали эту тему муссировать. Наверное, и правильно. В конце концов, города не рождаются, как люди – в определенный год, день и час. Сошлись на том, что Уральск «родился» в 1613-м, и на том успокоились.

Дату эту «установил» Николай Григорьевич Чесноков, журналист, писатель и краевед. Несколько лет назад, когда шел ажиотаж по поводу возраста Уральска, я спросила Николая Григорьевича об этом. Он сказал, что это его вина. Он сделал Уральск моложе на несколько десятков лет.

– В советские годы город мог получить какие-то деньги на благоустройство только к круглой дате. 350 – вполне круглая дата. Отбросив сомнения, я решил инициировать юбилей, не греша против отдельных источников, в которых указывалась дата основания Яицкого казачьего городка – 1613 год. Так в 1963 году Уральск отметил 350-летие. Город тогда действительно получил кое-какие деньги: надо было привести его в порядок, потому что пригласили много гостей. Но с тех пор эта дата основания города – 1613 год – продолжает существовать. На самом деле Уральск основан в 1584 году. Об этом пишет выдающийся историк Карамзин, а он работал только на основании документов, ему можно доверять…

В «Истории государства Российского» Карамзин писал: «Упоминаем здесь также о начале нынешнего Уральска. Около 1584 года шесть или семь сот волжских казаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями…». Эту дату косвенно подтверждает другой выдающийся русский историк – Соловьев.

О том, как был основан Уральск, существует несколько поэтических преданий. Одно из них записал уральский писатель Иоасаф Железнов в конце XIX века (рассказ «Видение»).

«Решили казаки перенести свой город с Камень-острова к Чагану, послали за советом к «старикам-лыцарям». По дороге встретили старца и спросили его, начинать ли им это дело? Старец говорит им:

– Не был я на том месте, а знаю, что оно хорошо, к поселению удобно, лугами всякими, угодьями богато. Только ведайте, чада, на том месте городу вашему приведется испытать разные коловратности: будут у вас там труси, мятежи, кровопролитные брани и всякие сумятицы и неурядицы. Станут вас там нудить насчет креста и бороды, станут заводить у вас солдатские очереди, богопротивные легионы и разные неполезные для вас штаты, а в единое время появится между вами такой набеглый царь… Вот из-за него-то вы много крови прольете, много примете горя. Однако со временем все затихнет, и вы узнаете спокой…»

Казаки ему говорят, что, мол, и к трусям, и к мятежам и кровопролитным браням им не привыкать – все перемелется, мука будет. И просят только благословения. Но старец их не благословил. И поплыли казаки дальше. А потом вспомнили, что даже не спросили старца, кто он такой? И решили вернуться, спросить. И старец сказал, что он – Алексий Митрополит! Сказал – и растаял, как облако. «Знать, видение было».

Николай Григорьевич считал, что такая встреча могла быть в действительности: казаки всегда советовались в делах со старцами, и не получив благословения, нового дела не начинали. Но не с митрополитом, а с Нечаем Шацким, основавшим в устье Чагана монашеский скит и принявшем имя Алексия. А смерчи, за которыми, якобы растворился старец, на Урале не редкость.

Упоминается в этой легенде «набеглый царь», значит, появилась она, скорее всего уже после Пугачевского восстания.

Яицкие казаки упоминаются в другом красивом предании о Куликовской битве (1380 год). Спрашивает царь после победы доблестных воинов, чем их наградить. Князья и бояре просят денег, золота, драгоценных камней, да крепостных душ. «А вас, атаманы-молодцы, чем дарить-жаловать?» И отвечают казаки: «Не надо нам, надежа-царь, ни золотой казны, ни самоцветных камней, не надо нам ни деревень, ни крестьян; а пожалуй нас рекой Яиком, от вершины до устьев, с рыбными ловлями, сенными покосами и лесными порубами». А князья и бояры слышат, да смеются. «Вот дураки-то, вот дураки-то чего просят! А наши казаки не дураки, не бестолочь. Они знали честь и совесть, помнили заповедь Божию: «В поте лица хлеб себе добывай», твердо знали и пословицу: «На чужой каравай рта не разевай». Нет, старики наши не дураки, они не о своей одной выгоде заботились, а заботились о пользе всего своего обчества».

Празднование юбилея города в 1963-м году

– В этом предании упоминаются яицкие казаки, они действительно принимали участие в битве с татаро-монголами под руководством Дмитрия Донского. Но сам Яицкий городок появился позже, – объяснял Николай Григорьевич.

Доцент ЗКГУ, искусствовед Галина Герасимовна Гурьева в своей книге «Летят столетья над Уралом» приводит другую легенду о том, как был основан наш город. Жили казаки первоначально выше по течению. Место это было неудобное, и казаки давно бы его покинули, да держала церковь – никак нельзя было бросать Божий храм. Думали казаки, думали, как быть, и однажды приснился атаману старец с белой бородой. И говорит старец атаману – разберите церковь по бревнышку, спустите вниз по Яику на плотах и там, где плоты остановятся, там городу и быть. Казаки так и сделали, и остановились плоты в том месте, где Чаган впадает в Урал.

Галина Герасимовна обратила внимание на еще один интересный исторический факт: именно в 1613 году казаки направили послов в Москву к первому царю династии Романовых – Михаилу, чтобы присягнуть на верность новой династии. «Интересный факт – год основания нашего города совпадает с годом возникновения новой царской династии», – подчеркивает Галина Гурьева.

Когда на Свистун-горе открыли городище Жайык, появилась версия, что это и было начало Уральска, то есть городу нашему не четыреста, а все семьсот лет. Даже на взгляд дилетанта в археологии она выглядела несостоятельной: так ведь можно и Севастополю дать две тысячи лет, судя по древности Херсонеса, где крестился еще князь Владимир. Опровергла эту версию московский специалист по периоду Золотой Орды Эмма Зиливинская, посетившая в тот год городище Жайык. Она подтвердила, что Жайык построен в XIV веке, но прекратил свое существование задолго до того, как появился Яицкий городок. Какая-то условная преемственность, возможно, существует. Но считать Жайык началом Уральска неправильно.

Но сколько бы ни было лет нашему городу, мы все равно его любим. Уехавшие ностальгируют в соцсетях, называют его «лучшим городом на Земле», «чарующим и незабываемым». А одна посетительница с восторгом написала: «Мама, я влюбилась. Ему – четыреста!»

Народ в восторге от праздника, который прошел в День города.

– Потрясающий фестиваль – яркие национальные костюмы, песни, танцы, все улыбаются, поздравляют друг друга, потрясающее ощущение единства, трогательная атмосфера всеобщей любви и дружбы. Было много детей, школьников, этот праздник надолго останется у них в памяти как пример единства и дружбы всех народов, у которых одна общая малая родина – наш город Уральск! – взахлеб делилась впечатлениями учительница одной из городских школ.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top