Высокая миссия

19 октября 2017
0
1601

У Казахстана большие, я бы даже сказал, грандиозные планы – к середине ХХI века войти в число тридцати самых развитых государств мира, сформировать новые достойные условия для экономического роста и улучшения жизни всех казахстанцев. И, я считаю, чтобы их выполнить, надо самой главной, престижной и высокооплачиваемой сделать профессию учителя. Ведь именно учителю предстоит подготовить тех, кто будет выполнять намеченное.

В связи с тем, что при советской власти среднее образование стало обязательным, в стране было создано так много педагогических вузов, что в них принимали почти всех желающих. Доступность педагогического образования привела к тому, что в эти вузы поступали не только по призванию, а и после того, как проваливались на вступительных экзаменах в другие вузы.

Нынче, после принятия Концепции о переходе на двенадцатилетнее обучение, а также перехода на новую языковую модель обучения, к учителю будут предъявляться очень высокие требования. Ведь предполагается, что уже в начале двадцатых годов на казахском языке будут преподаваться литература и история страны, на русском – литература, русский язык и всемирная история, а на английском – биология, химия, физика и информатика. Вот и представьте себе, каково это – во время учебы в педвузе хорошо узнать свой предмет, овладеть навыками его преподавания, изучить науку воспитания да еще дополнительно два языка, причем так хорошо, чтобы свободно обращаться даже с техническими терминами. А это не всегда могут даже выпускники факультетов иностранных языков. Так что на одном факультете придется получать знания двух.

Я уж не говорю о высоких моральных требованиях, предъявляемых к учителю. Великий немецкий педагог Дистервег еще в позапрошлом веке писал, что «только человек решительный, энергичный, с твёрдым характером, знающий, чего он хочет, почему он хочет, и какие средства ведут к выполнению его воли, – только такой человек может быть учителем». И хотя древние китайские философы утверждали, что нет цели, а есть путь, всё же отмечу: Дистервег наметил и цель – «воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей». Чем не миссия? И нашей стране нужны выпускники, готовые к включению в активную жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними порою сложнейшие жизненные и профессиональные проблемы.

В общем, учителю нужно быть фанатом своего дела, а никакой вуз этому не научит. И ни один вуз не научит безграничному терпению, безоглядной любви к детям, тонко чувствовать их души, распознавать в них таланты.

Кстати, выдающийся врач и педагог Н.И. Пирогов говорил в свое время об учителях, которые смогут по-новому строить воспитание и обучение ребёнка, учитывая индивидуальность, внутренний мир каждого. В его представлении учитель – человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за неё к самопожертвованию. Отсюда и требование возвышения личности педагога, оказания ему доверия со стороны общества. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренно любящий детей, может обучать и воспитывать.

По мнению Пирогова, главное «в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям». А ведь плохо знающий, например, английский язык учитель никак не сможет «искусно» внушить своим ученикам свой предмет.

Позволю себе процитировать слова основателя научной педагогики и народной школы в России К.Д. Ушинского об учителе: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя … посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

И вот я вижу, что, подолгу рассуждая о школьных реформах, очень мало говорят о том, как надо реформировать высшее педагогическое образование. Возможно, следует добавить время обучения в педвузах. Не буду утверждать, потому что не специалист. Но одно точно знаю – обязательно надо заинтересовать учителей материально и морально. Чтобы они могли занять подобающее им достойное место в нашем обществе. Если сейчас это невозможно, то хотя бы наметить четкую конкретную поэтапную программу повышения зарплат и других выплат учителям. И разрекламировать так, чтобы каждый абитуриент об этом знал. Так, чтобы на одно место в педвуз было несколько человек. Надо «засиять заставить заново величественное слово» (не «партия», как писал Маяковский), УЧИТЕЛЬ!

Автор: Сергей Аблаев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top