Всегда в зените

4 ноября 2021
0
1611

Завод «Зенит» отметил 80-летний юбилей. Актовый зал заводского Дома культуры, вмещающий 800 человек, с учетом пандемии заполнен наполовину. Это, в основном, пожилые люди, заводчане: в городе, пожалуй, не найти семьи, в которой кто-то не работал на заводе. О славном, героическом пути завода вначале показали фильм, потом коротко рассказал директор завода Вячеслав Валиев, подчеркнув, что главным богатством завода остаются люди. Не случайно, многие заводские династии насчитывают сотни лет общего трудового стажа.

– Нам есть чем гордиться. Начиная с далекого 1941 года, завод пережил целую эпоху. Многое изменилось и многое пережито. Неизменным осталось отношение к людям. Завод стал второй семьей для тысяч уральцев. Он был и остаётся не только местом работы, где проходят трудовые будни, но и школой жизни. Благодаря преемственности поколений сформировались особые заводские традиции, которые все чтут и передают другим поколениям. Гордость завода – это трудовые династии. Признак стабильности и уверенности в завтрашнем дне, – подчеркнул Вячеслав Валиев.

В советские годы завод имени Ворошилова называли флагманом промышленности области. Сегодня завод «Зенит» стал флагманом казахстанского кораблестроения, он входит в структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса. За эти годы «Зенит» спустил на воду 34 единицы скоростных катеров и военно-сторожевых кораблей. Не случайно поздравить завод с юбилеем прибыли представители военной, пограничной службы страны. А контр-адмирал республики Ратмир Комратов даже посвятил заводу целую поэму.

Перспективы завода в плане увеличения объема выпускаемой продукции отметил в своем поздравлении аким области Гали Искалиев, подчеркнув, что за красивым зрелищем спуска корабля на воду огромный труд. И выразил уверенность: заказ на производства судна водоизмещением 720 тонн – это хотя и «вызов», но не предел для коллектива прославленного предприятия.

Из истории завода

Эвакуацию заводов из охваченных войной центральных областей СССР в глубокий тыл спустя годы назовут чудом. В считанные дни из прифронтовых зон, как по мановению волшебной палочки, перелетали в Сибирь и за Урал сотни заводов со станками, оборудованием, специалистами. В августе 1941 года из блокадного Ленинграда в Уральск эвакуирован завод по выпуску радиоуправляемых мин и торпед. Это непростой завод: до войны он был опытно-экспериментальным, «Остехбюро» – особое техническое бюро, занимавшееся разработкой новейшей военной техники. Впоследствии ему присвоено имя Ворошилова.

Завод разместили в производственных мастерских, ранее принадлежащих затону им. Чапаева Уральского речного пароходства, в бывшей средней школе на территории затона и в бывших помещениях областного автоуправления.

С сентября по декабрь из Ленинграда, Феодосии, Каспийска в Уральск прибыла тысяча специалистов и членов их семей. За станки встали женщины, подростки. Добирались до Затона пешком – 12 километров по грязи и снегу. Чтобы не терять силы и время, полуголодные, оставались ночевать в цехах. Не хватало электричества, не было транспорта. 12 лошадей, 8 верблюдов и 6 быков – таким был «транспортный» цех завода. Дважды в день по железнодорожной ветке между городом и Затоном ходили три вагона.

Уникальное оборудование разместили в гараже и мастерских автоуправления, часть – под открытым небом, часть – в затоне Чапаева. К станкам встали подростки – уральские мальчишки и девчонки. Тем не менее, меньше чем через месяц после того как в Уральск прибыл первый эшелон с заводским оборудованием, на фронт уже отправлена первая партия оружия – контактные якорные мины, торпеды, взрыватели, снаряды для авиационных пушек, многое другое.

27-летний начальник цеха Петр Атоян, с именем которого неразрывно связана большая часть истории завода, прибудет в Уральск через несколько месяцев – в марте 1942 года, когда вокруг Ленинграда уже сомкнется кольцо блокады, а перед коллективом завода Верховным главнокомандованием фронта будет поставлена задача – сделать торпеду «бесследной».

Дело в том, что торпеды, которые выпускал завод, были уязвимы для вражеских снарядов. Элетромотор вспенивал и пузырил воду, оставляя след, и торпеды зачастую не достигали цели – их сбивали. Перед конструкторами стояла задача – сделать такую торпеду, которая бы не оставляла следа и которую не могли бы обнаружить с вражеской подлодки или корабля. И такую торпеду создали конструкторы Шамарин, Горбунов, Жигарь, которые эвакуировались из Ленинграда вместе с технической документацией по Дороге жизни в 1942-м году. Именно такой торпедой был потоплен военный транспортный корабль «Вильгельм Густлов» с экипажами немецких подводников, эсэсовцев, солдат и офицеров.

В 1947-м году Атоян стал директором, а сам завод передислоцировался в черту города, туда, где стоит и поныне. В послевоенные годы завод в пять раз увеличил свои площади: строились новые цеха, осваивалась новая продукция. Жилые дома, детские сады, школа, техническое училище, профилакторий, первый в городе широкоформатный кинотеатр «Аврора», стадион, который теперь носит имя Атояна, Дворец культуры, в котором отмечали 80-летний юбилей завода.

Коллектив завода с честью выдержал все испытания и уверенно смотрит в будущее. Заводчане верны традициям, заложенным их отцами и дедами. Их мужество и героизм навсегда останутся примером для всех поколений заводских рабочих.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top