Время уральского рока

21 марта 2019
0
1821

(Продолжение. Начало в № 911)

«Фарсайд» на фестивалях и в последующих выступлениях исполнял песни своего лидера Павла Подрезова на стихи Владимира Криворотенко. Владимир Иванович, много лет проработавший на заводе «Омега», к тому времени давно оставил выступления. Стилистически «Фарсайд» продолжил традиции своих предшественников, играя типичный поп-рок и просто лирические вещи в духе традиционной эстрады.

Группа "Точка невозврата"

Мы очень любим оперу

Группа подготовила рок-оперу «Спартак» (её фрагмент – одноимённая композиция о восстании Спартака часто звучал на концертах в областной филармонии, ДК «Зенит» и железнодорожников), были планы поставить на этой основе мюзикл, но в силу ряда причин реализовать их не удалось. Жаль. Материал для провинциального города и непрофессиональных музыкантов достаточно интересный. В ариях Спартака, Краса, Валерии жёсткие ритмы рока органично сочетаются с мелодикой. Чувствуется стремление авторов, Подрезова и Криворотенко, донести до слушателя главное – высокую духовность.

А вот команда «Алхимия» предприняла дерзкий и воистину уникальный не только для Уральска, но и всего Казахстана прорыв-эксперимент: на сцене всё того же ДК «Зенит», который, наверное, стал родным домом для уральских рокеров, ребята попытались исполнить рок-оперу собственного сочинения по готическим мотивам в соответствующих костюмах.

Много было наивного, кто-то подсмеивался над группой (мол, чего замутили: какая может быть в «уральской глуши» рок-опера?!), но не это главное. А то, что ребята вообще вышли на сцену и попытались сыграть что-то посложнее «простых модных песенок». И за это стоит их похвалить!

Когда рассказываю о таких вещах продвинутым людям из Москвы, Саратова и других городов с богатейшими музыкальными традициями, они удивляются: у вас в провинции сочиняют и пытаются ставить рок-оперы? Невероятно! Не может быть! Может. Максим Попов сегодня пишет рок-оперы на социальные и исторические темы. И это, разумеется, высокопрофессиональные вещи. Где ещё на просторах бывшего Союза происходит подобное? Кругом засилье дешёвой попсы и никакого воспитания вкусов… Вот вам и Уральск, вот вам и провинция!

Были в Уральске и ночные рок-сейшены, и студийные «психоделические» эксперименты. На них собирались ребята из разных команд.

– Игорь Панов пел, а мы импровизировали, – вспоминает Максим Попов. – Пытались играть прогрессив-рок: сложные аранжировки, гармонии… На сцену это не выносили, но потребность в творческой свободе, стремлении выйти за привычные рамки была невероятная! Мы очень трепетно относились к музыке и текстам.

Когда «Шифер сполз»

Затем уральский рок переживает нелёгкие времена. Старые группы и музыканты заканчивают выступления, некоторые меняют место жительства, уезжая в Россию. Игорь Панов, например, переехал в Москву. Новое поколение испытывало последствия экономического кризиса, решая насущные жизненные вопросы: учёба, трудоустройство, поиски достойного заработка… Аппаратура резко подорожала и приобрести её стало ещё труднее.

Концерты стали редкостью, фестивали вообще не проводились. В Уральск изредка наведывались казахстанские группы, некоторые несколько раз. Среди них стоит отметить актюбинскую «Адаптацию», игравшую хард-рок с примесью новой волны. Концерты этой группы в ДК «Зенит» и тогдашнем ДК железнодорожников организовал лидер ОО «Движение» Нурлан Дисонов. «Адаптация» не теряет связи с Уральском и сегодня: в 2018 году, например, она выступила в клубе «Звук. LIVE».

Нурлан рассказывал мне, что в 1990-е и начале нулевых в городских школах появлялись и исчезали доморощенные группы с весьма экзотическими названиями, например, «Шифер сполз». Желания играть рок у ребят было с избытком, но недоставало более или менее сносной аппаратуры и, конечно, общения со старшими товарищами-музыкантами. Дисонов нередко беседовал со «школярами» о роке, вообще о творчестве, помогал советами…

«Тяжёлый металл» на горизонте

В начале нулевых началось возрождение уральского рока, к нам продолжают наведываться казахстанские команды. Примечательным событием стал приезд в Уральск в 2005 году «металлической» группы «Канцероген» из Усть-Каменогорска. Довелось побывать на её незабываемом концерте в переполненном ДК «Зенит».

После продолжительного вступления клавишных грянул характерный метал-саунд, и на сцену выбежал по пояс обнажённый молодой человек с длинными, почти до пояса, волосами и соответствующей этому стилю экипировке. Такого «вживую» Уральск ещё не видел. Быстро заведя зал, он после исполнения одной вещи обратился с вопросом:

– В каком стиле играют дэт-группы?

Юные фаны «зависли».

– Ну что же вы? Дэт-метал, – ответил солист и выразительно посмотрел на поклонников. Мол, не нужно много ума «трясти на концерте хайрами», надо учиться разбираться в новой музыке. Почти полтора часа «Канцероген» демонстрировал своё видение дэт-метала.

Участники организованной в 2003 году Андреем Смирновым и Валентином Гавроновым группы «Храм Заката» тоже стали приверженцами «металла». Одно из первых выступлений группы с новым гитаристом Константином Суетиным (выпускник АТиСО, прежде он занимался в МШ № 1 у Александра Вантеева) состоялось в 3-й школе. Исполняли «Колизей» и другие вещи из репертуара «Арии».

После успешного выступления «Храма» на фестивале в центре «Вега» Смирнов покидает группу, создаёт свою команду (музыка в духе группы «HIM»). В 2006-м «Храм Заката» перебазировался в Саратов и быстро стал лучшей рок-группой этого богатого музыкальными традициями города.

К уральцам Константину Суетину (соло-гитара, вокал, автор всех композиций), Максиму Белову (гитара), Игорю Немчину (клавишные) и Евгению Неделькину (ударные) присоединились саратовцы солист Сергей Подкосов и бас-гитарист Александр Закатнов.

На российской рок-сцене «Храм Заката» сразу привлёк внимание оригинальностью музыкального стиля (смешение стилей heavy, power, trash, speed metal), хорошим драйвом и чёткой гражданской позицией. В текстах группы затрагиваются темы религии и истории, любви и нравственности, ярко выражен протест против насилия и лжи, чувствуется жизненная философия людей думающих и переживающих тот кошмар, который творится на нашей планете.

Группа выступала с такими известными исполнителями, как Артур Беркут (экс-«Ария», экс-«Автограф»), Сергей Маврин (экс-«Чёрный кофе», экс-«Ария»), шведская группа «Degraded» и другими. «Храм» часто выступает в городах Поволжья и Москве, участвует в рок-фестивалях.

В 2013 году группа записала tribute к 15-летию группы С. Маврина, ЕР-диск «Новый век» и клип «Это тьма». В 2018-м в коллектив пришла солистка с консерваторским образованием Анжелика Диденко. С ней «Храм» записал новый альбом. Кроме Диденко и лидера группы К. Суетина, сегодня в её составе саратовские музыканты Константин Гусев (бас-гитара), клавишник Дмитрий Хазов и ударник Юрий Макаров.

Группа "Храм Заката"

На вершине «Тенгри»

Успешно выступает в Уральске и российских городах и группа «Точка невозврата», образованная в марте 2009 года. В её песнях ощутимо влияние групп «Машина времени», «Воскресенье». Но участники группы вовсе не копируют и не подражают им, а в своих песнях выражают собственное отношение к жизни, работают творчески. Стиль – софт-рок (мягкий рок).

В состав этой команды вошли Александр Крыгин (гитара, вокал), Юрий Севрюгин (бас-гитара), Олег Войтехович (клавишные), Андрей Петухов (саксофон), Александр Журавлёв (ударные). Два года с группой выступал Юрий Ланцев.

Первый серьёзный успех пришёл с участием в казахстанском проекте «На вершинах Тенгри», организованном первым в стране рок-радио «Тенгри FM». В его эфире звучали «Чайф», Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер», «Танцы минус», Сергей Галанин и группа «Серьга». Уральцы заняли первое место в сводном чарте.

Затем «Точка невозврата» записала альбом «Всё с нуля», в марте 2014-го провела его презентацию и концерт, посвящённый пятилетию группы. Летом того же года группа представляла Казахстан на Грушинском фестивале на знаменитой площадке «Остров».

В апреле 2016 года «ТН» успешно выступает на рок-фестивале «MONEYFESTvil 7» в Поволжье. В июле уральские музыканты провели небольшой тур: дали концерты в старейшем рок-клубе Самары «Подвал», посетили международный фестиваль «Поволжье», участвовали в проекте «Рок у фонтана» в Ульяновске. Позже – в фестивале «Золото осени» в живописном месте Жигулёвских гор «Богатырская слобода» неподалёку от Тольятти.

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top