Время «Титаника». В чём причины транспортных катастроф

16 июня 2016
0
1646

Недавно довелось быть свидетелем разговора двух пожилых мужчин. «Что творится! Кругом аварии, катастрофы. Все горит, падает, взрывается. На самолетах летать страшно стало!» – возмущался один. «Ну уж не страшнее, чем ходить в наше время по улицам, – отвечал его собеседник. – Сейчас, в отличие от советских времен, обо всех катастрофах сообщают, вот и кажется, что их стало больше. Раньше всяких ЧП тоже хватало». Утверждение очень спорное, но так или иначе проблеме безопасности на транспорте в последнее время как в казахстанских, так и в российских СМИ уделяется все больше внимания. Только в текущем году было выдано столько шокирующих материалов, что волосы дыбом встают.

Последствия ночного падения портального крана на втором грузовом причале около ТЭЦ после урагана 15 июля 1993 года. Кран был плохо закреплен и покатился по рельсам. Чудом обошлось без жертв.

По телеканалу «Россия», например, был показан документальный фильм-расследование о катастрофе пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» 6 августа 1986 года при выходе из бухты Новороссийска. Эта история, которую скрыть оказалось невозможным, обросла всякими слухами и домыслами. Непонятно было, как могли столкнуться «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Пётр Васев», когда экипажи двух судов следили за маневрами друг друга, в чем им помогали береговые службы. Почему «Адмирал Нахимов» затонул за 12 минут – время не просто рекордное, а суперрекордное. «Титаник» затонул через несколько часов, а здесь – почти мгновенно. Что за злой рок?!

Как утверждают авторы фильма, гибель «Нахимова» и сотен пассажиров стала следствием вопиющей расхлябанности. Из-за плохой работы системы вентиляции иллюминаторы на нижней палубе были открыты, что категорически запрещено. Перед отправкой в рейс водонепроницаемые перегородки отсеков были открыты (!).

Согласно инструкции, они должны быть закрыты, чтобы вода из пробоин могла затопить только один отсек. Но все это цветочки. Действия капитана судна, его помощника и некоторых членов экипажа «Нахимова» поражают своей некомпетентностью и цинизмом.

Когда до заходящего в бухту сухогруза оставалось 10 километров, капитан, грубо нарушив инструкцию, покинул рубку и передал управление теплоходом помощнику, который был на судне секретарем партийной организации. Капитан, как утверждается в фильме, парторга недолюбливал и рассуждал примерно так: «Ну-ну, давай покажи себя в деле, языком молоть легче, чем работать…». Парторг несколько раз самостоятельно выводил «Нахимова» из бухты, но опыта ему все-таки не хватало.

Расстояние между судами постепенно сокращалось. Время близилось к полуночи, все узлы и приборы на них работали нормально, других кораблей рядом не было, так что расхождение представлялось легким маневром.

Капитан «Васева» тщательно рассчитал курс. С «Нахимовым» он должен разойтись левыми бортами на расстоянии километра, пропустив его вперед на выходе из бухты. Но парторг решил «подстраховаться» и в результате неуклюжих маневров подставил «Васеву» свой правый борт. Капитан «Васева» слишком поздно оторвался от уточнения курса… Мощнейший удар сотряс корпус «Нахимова», на котором шла дискотека. Пассажиры, очень ждавшие команды капитана, как им спасаться, так ее и не дождались, зато он отдал указание сообщить о ЧП в каюту высокого чиновника из КГБ.

– Ерунда! Если бы что-то случилось, мне бы сверху доложили, – сказал чиновник, отказался эвакуироваться и погиб.

Переборки между отсеками так никто и не закрыл. Началась страшная паника. Кому-то из пассажиров удалось сбросить в воду несколько плотов, благодаря чему спаслось почти 500 человек. При этом некоторые члены команды не давали пассажирам спасательные жилеты и даже отталкивали от плотов слишком уж тучных людей: мол, вес у них большой, из-за чего плоты перевернутся. Спящие дети, запертые в каютах, погибли. Один мужчина вернулся в каюту за забытым партийным билетом и тоже утонул. С «Петра Васева» спасательные круги бросали прямо на головы пассажиров «Адмирала Нахимова», несколько человек от ударов утонуло. Руководство спасательными работами самостоятельно взял на себя боцман «Нахимова»…

Жуткая история. Но у нас, похоже, народ любит покуражиться, в том числе на работе. Один речник с гордостью рассказывал: «Выходим на прямой участок реки, фиксируем штурвал отверткой и спускаемся в каюту обедать». Каково! И дальше: «А под мостом какие гонки устраивали – чей состав вперед пройдет. Ух!»


«Матросы продали винт
эскимосам за бочку вина,
и судья со священником
спорят всю ночь, выясняя,
чья это вина. И судья говорит,
что все дело в законе,
а священник, что дело
в любви, но при свете
молний становится ясно:
у каждого руки в крови!..»

«Титаник».
Группа «Наутилус Помпилиус».


В «Комсомольской правде» и ряде других изданий приводились слова возмущенных летчиков накануне летнего сезона перевозок: «Все, включается конвейер, потогонная система. Летом отдыхать не дают. С дачи, из сортира вытащат и погонят в рейс. А ты как пьяный, потому что не спал». Далеко ли улетят спешащие в отпуска пассажиры с такими сонными летчиками? А полноценный отдых, отменное здоровье в работе летчиков, судоводителей, шоферов – вовсе не мелочь. От этого самого отдыха и здоровья зависит жизнь сотен, тысяч людей!

Помните художественный фильм «Экипаж»? Героя Георгия Жженова, классного летчика, списывают из-за проблем с сердцем. И все! И никакой блат не поможет, потому как не положено. Потому что в Советском Союзе действовал независимый Комитет по надзору за безопасностью на авиационном транспорте. Комитет этот подчинялся напрямую первым руководителям страны. Чтобы уговорить дать разрешение на продолжение работы полуслепого-полухромого летчика, можно было нарваться … на самого Брежнева. Но такие номера, конечно, не проходили. Больных летчиков сразу отстраняли от полетов и уж, конечно, следили за регулярными поставками на авиапредприятия качественных запчастей.

В июле 2007 года «Маяк», «Радио России» и «Первый канал» сообщили потрясающую новость: в Рыбинске задержана группа дельцов, сбывавших бракованные запчасти к самолетам. Шум пошел по всему СНГ. Специально созданная комиссия начала выяснять, на каких самолетах установлены эти запчасти…

Другая комиссия долго пыталась понять, почему в августе 2006 года при посадке в аэропорту Иркутска разбился аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь». Оказалось, что вместо того, чтобы убавить скорость, летчики, напротив, «дали газу». Как такое могло произойти? Оказывается, на аэробусе, буквально нашпигованном электроникой, рычаги переключения скоростей находятся слишком близко, вот летчики и ошиблись. Их и их коллег, кстати, обучали простейшим действиям на «электронных» самолетах западного производства, но стоило возникнуть нештатной ситуации, и летчики растерялись.

А вот еще случай из разряда авиационных «мелочей». Июль 1989 года. Уральский аэропорт. Пассажиры рейса Уральск-Фурманово заняли места в самолете Л-410 чехословацкого производства. Вдруг их просят выйти из самолета: он, оказывается, не заправлен, и топлива хватит только на взлет. Довелось лететь тем рейсом с одним уральским журналистом. Спустились мы на взлетную полосу со словами: «А по инструкции разве сажают людей в неподготовленный к рейсу самолет?»

Машину нашу, слава Богу, заправили, и мы полетели. Но всегда ли так происходит? Недозаправили, не тот рычаг или кнопку нажали, смертельно устали от жесткого летнего графика – вот и разбиваются самолеты. Конечно, и наземные службы ошибаются…

А теперь представьте, что какой-нибудь летчик забраковывается медицинской комиссией. Тотчас ее ставит на место шеф частной авиакомпании: «Значит так. Чтобы завтра Петрович летел. Вы что, хотите нас разорить? Полетит. Я сказал!» Если врачи будут возражать, шеф их уволит.

Петрович летит, в рейсе ему становится плохо с сердцем, и происходит катастрофа. За гибель пассажиров авиакомпания даже не извиняется. «Такое происходит сплошь и рядом. Не извинилась за гибель пассажиров и авиакомпания «Сибирь», – утверждают авторы документального фильма о катастрофе аэробуса А-310.

А вот абсолютно противоположный пример из начала 80-х годов. Водители, перевозившие пассажиров по маршруту Гудаута-озеро Рица, что в Абхазии, работали по графику: день – работа, два дня – отдых. Причина проста: маршрут на высокогорное озеро Рица, на берегу которого, кстати, находится дача И. Сталина, очень сложный: крутые подъемы, обилие поворотов, полукилометровые пропасти… На перевозку туристов отбирались лучшие кадры. Довелось путешествовать по такому маршруту и могу засвидетельствовать любопытный факт. Пока туристы катались на катерах по озеру, водитель в беседке тихо о чем-то беседовал с экскурсоводом. Не спорил, брызгая слюной и размахивая руками, а отдыхал перед обратным рейсом. Завтра у него два выходных, и этот водитель – ас, поверьте, никогда не уснет за рулем! Но когда человек, повинуясь нынешним крутым хозяевам, со слипающимися от усталости глазами, перевозит в автобусе детей и засыпает за рулем – разве это не преступление?!

А разве не преступление – посадка пассажирского самолета летчиком с завязанными глазами (на спор!) или доверие штурвала своему юному отпрыску?! И при этом гибнут десятки, сотни людей – кто за это ответит? Никто. Вы слышали, чтобы кто-то из летчиков или владельцев частных авиакомпаний получил срок за допущенную по их вине гибель людей? Нет таких фактов.

Напрашивается парадоксальный вывод. Для того, чтобы заметно уменьшить количество катастроф на транспорте, с нашим менталитетом нужен сверхжесткий контроль в духе тоталитарной системы. То есть, за каждым контролером должны стоять десять других контролеров с «палками и ружьями». И строжайший контроль по вертикали, иначе самолетами, теплоходами, автомобилями будут управлять столетние инвалиды. Тогда вообще лучше из дома не выходить.

Вот оно, время «Титаника», время катастроф. Чем быстрее мы наведем в контроле за безопасностью на транспорте хотя бы относительный порядок, тем лучше будет для нас самих.

Автор: Александр Суетин
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top