Вперед, на Ичку!

18 июля 2019
0
2162

Теперь, чтобы попасть на гору Ичка в Таскалинском районе, нужно получить разрешение у природоохранной службы. В последние годы Ичка не просто гора – памятник! Клуб «друзей музея Старый Уральскъ» давно планировал эту поездку к памятнику природы: многие там не были ни разу, а ведь это всего каких-то сто с небольшим километров от города, и грех не знать родных мест.
Горы вообще обладают какой-то притягивающей силой. А для нас, жителей степей, эта тяга еще сильнее, еще таинственней. Пусть без отвесных скал и экзотических водопадов, но в каждом живет мечта подняться над равниной, а может, и над собой. Ведь сверху все видится иначе, и воздух там совсем другой.

В степи вставали и тонули курганы…

От Уральска до Таскалы (Каменки) дорога отремонтирована и почти идеальна. Знающие люди говорят, что если раньше она занимала часа полтора-два, то теперь можно домчаться минут за пятьдесят. Ближе к поселку бескрайняя и ровная степная равнина начинает волноваться курганами, которые Владимир Кутищев называет по-казачьи «марами». Когда писатель Короленко ехал к уральским казакам и услышал название станции Семиглавый Мар, местный казак стал показывать ему семь курганов, от которых урочище получило свое название. «Но разобрать и сосчитать эти курганы среди однообразно взволнованной степи мне не удалось… По ней то и дело вставали и тонули такие же курганы …» – писал Короленко в повести «У казаков» сто с лишним лет назад.

Нам сосчитать курганы тоже не удалось: дорога плавно поднималась и опускалась, возможно, по старым курганам, хранящим свои тайны. Курганы как будто переходили один в другой, образуя на горизонте волнистую линию, уходящую за границу. «О, русская земля, ты уже за холмом!», – воскликнули мы с Кутищевым, не сговариваясь.

Герои из Каменки

На въезде в поселок подходим к большому мемориалу, расположенном на возвышении, может быть, тоже на кургане. На плитах – имена таскалинцев, павших на фронтах Великой Отечественной войны. В центре ослепительно белая скульптура Скорбящей Матери, очень похожая на ту, что стоит на Мамаевом кургане. Ее изваял наш уральский скульптор Рафаил Шамсутдинов. Маленькая копия этой скульптуры стоит в местном музее.

В годы войны на фронт ушли сотни таскалинцев. Здесь, в Каменке жил и умер последний наш Герой Советского Союза – Садык Шакенович Жаксыгулов. Восемнадцатилетним он ушел на фронт и первую свою медаль «За отвагу» получил на Курской дуге. Звание Героя Советского Союза Садыку Жаксыгулову было присвоено за форсирование Днепра. Минометный расчет Жаксыгулова с пехотинцами первым, ночью, перебирался на другой берег и занял позицию, плацдарм, говоря по-военному. Минометному расчету Жаксыгулова удалось взорвать вражеские доты, но он был отрезан от своих шквальным огнем противника. Больше суток горстка бойцов отбивалась от атак противника, удерживая плацдарм и не подпуская фашистов к реке, через которую переплавлялись наши пехотинцы.

Вот такие Герои в Каменке – крепкие, как камень, на котором она стоит.
В Каменке имя Героя Жаксыгулова знает каждый: его именем названа школа и одна из центральных улиц поселка.

В каждом поселке, куда приезжают неугомонные «друзья Старого Уральска», они обязательно посещают местный музей. Надо сказать, что во всех районных центрах прекрасные Дома культуры, музеи, библиотеки и ухоженные центральные площади. Вот только посетителей мы там не встречали. Разве что во время каких-то мероприятий, свадеб и юбилеев, которые здесь отмечаются, о чем сообщают плакатики с рекламой зала для таких торжеств.

Кавалергарда век недолог…

Мы едем на станцию – полюбоваться на вокзал и водонапорную башню, какие теперь, пожалуй, можно увидеть только на старых фотографиях и в фильмах про XIX-й век. Чудом сохранившиеся вокзал и башня и есть XIX-й век – построены в 1897-м году. Район вокзала – это старая «шиповская» Каменка. Уходящие за поворот рельсы – в одну сторону на восток, в другую – на запад, одноэтажный уютный вокзальчик, из-за крыши которого выглядывает красавица башня, навевают грустные мысли.

Два года назад станцию Шипово в числе девяноста других казахстанских станций переименовали. Советская власть пощадила имя царского генерала. Но теперь на вокзале, построенном у железной дороги, проложенной по инициативе наказного атамана Уральского казачьего войска генерала от кавалерии Николая Шипова, другая вывеска – станция Таскала.

Генерал-губернатор Уральской области Шипов за 18 лет службы многое успел сделать для нашего края. В 1885 году он создал в пригороде Уральска первую в наших краях ферму с системой искусственного орошения. На ферме выращивали богатые урожаи овощей, фруктов, зерновых. Шипов доказывал – на этой земле можно выращивать все, нужен только полив. «Мой отец задался мыслью показать на клочке земли, что получилось бы, если канализировать этот богатый край, и устроил в степи ферму с показательным хозяйством. Он канализировал порядочную площадь, насадил деревья и тут же устроил пробный посев пшеницы и других злаков», – писала дочь атамана в своих воспоминаниях.

Еще один интересный момент из биографии славного кавалергарда: он был женат на Софье Ланской – дочери вдовы Пушкина.

В 1891-м году образцовую ферму Шипова посетил Цесаревич, будущий император Николай Второй, который приехал в Уральск, возвращаясь из кругосветного путешествия на празднование трехсотлетия Уральского казачества. По воспоминаниям дочери атамана Шипова, будущего императора ферма сильно заинтересовала и он поддержал инициативу Шипова об открытии на этом хуторе-ферме Войсковой сельскохозяйственной школы. «Он очень заинтересовался фермой и вопросом орошения, которое, конечно, дало блестящие результаты, хотя в большом масштабе моему отцу, увы, не удалось провести за время своего управления областью, – писала дочь атаман-губернатора. – После завтрака наследник-цесаревич собственноручно посадил дуб».

На базе этой шиповской сельскохозяйственной школы родился потом поселок Селекционный.
Во время губернаторства Шипова в Уральске впервые появились телефонная связь, открылся театр Макарова и войсковое реальное училище. Атаман дружил и всячески поддерживал научные разработки и опыты известного ученого, уральского казака Николая Бородина, который впервые вывел из икринок живых осетров.

В 1891-м уральские казаки отмечали трехсотлетие служения «царю и отечеству». Руководил подготовкой к торжествам атаман Шипов. Праздник получился грандиозный. Скорее всего, именно во время этого четырехдневного посещения будущим императором Уральска, атаман Шипов в беседе и высказал это предложение – соединить Уральск железной дорогой с центральными промышленными районами России. Потому что уже через год, в 1892-м, с высочайшего разрешения императора Николая Второго началось строительство железной дороги от Покровской слободы (ныне город Энгельс) до Уральска. Протяженность дороги – более четырехсот километров. Через два года, в 1894 году, по ней пошли первые поезда. Скорость не достигала и пятидесяти километров в час, но для местных жителей это было чудо: вечером в Покровской слободе сесть в вагон (в первом классе мягкие диваны), а утром быть в Уральске! А еще через два-три года вдоль линии у населенных пунктов были построены вокзалы – и этот, в Шипово, и тот, что снесли в Уральске.

Писатель Владимир Короленко, проехавший по этой дороге в 1900-м году, писал, что когда ее проводили, один из курганов «нарушили». «И в нем, говорят, оказался хорошо сохранившийся скелет неведомого воина, верхом на скелете лошади, с лицом, обращенным глазными впадинами к востоку… Но разобрать и сосчитать эти курганы среди однообразно взволнованной степи мне не удалось… По ней то и дело вставали и тонули такие же курганы и, быть может, в каждом из них сидят и ждут чего-то такие же неведомые воины с глазными впадинами, обращенными к азиатскому востоку, между тем как с запада летит громыхающий поезд и сыплет искрами в ночную темноту, и сотрясает старые степные могилы».

Недавно отмечали 120 лет Уральскому отделению железной дороги. А вскоре ономастическая комиссия переименовала 90 железнодорожных станций в Казахстане. В том числе Шипово.

А мы неохотно покидаем уютный вокзал и едем туда, где «неведомые воины» сидят и чего-то ждут в своих древних курганах. Не чего-то, а кого-то. Археологов снова заинтересовали каменские курганы. И что-то они там нашли…

(Продолжение следует)

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top