Возрождение традиций

9 июня 2022
0
651

Казахский народ своими мастерами славился всегда. Изделия из кожи, металла, дерева расходились не только по степи, многое скупали торговцы, приехавшие из России и других стран. Покупатели ценили товар, в первую очередь, как уникальную ручную работу. На базары, проходившие в крупных городах Казахстана, съезжались со всей округи. На особом счету – серебряные женские украшения, изделия из кожи, войлока и дерева. Сейчас мастеров не так много, но все-таки они есть. Увидеть их работы, как правило, можно на выставках городских мероприятиях.

– О народно-прикладном искусстве можно говорить много. Нашему народу действительно есть что сказать, а главное, что показать, и, может быть, даже похвалиться, – рассказывает член союза художников Казахстана Бахыткали Уразов. – У нас много мастеров, до сих пор в отдаленных поселках живут умельцы, владеющие старинной техникой обработки кожи, шерсти или дерева. Большинство не имеют специального образования, самоучки. Учились у стариков, до чего-то доходили сами. Наша задача – сохранить народный промысел, не дать кануть в небытие. Мы должны крупица за крупицей собрать то, что уже почти потеряли. Для начала найти знающих людей, их работы, потом, может быть, открыть мастерские, где будут обучать ремеслу.

Улан Жанботаевич Сайтмухаев несколько лет занимается плетением камчи и знает о ней много интересного. Камча, искусно сплетенная из полосок сыромятной кожи – символ власти, твердости духа и уважения. Она оберегала шанырак от злых духов, помогала всаднику обуздать резвого скакуна. В прежние времена висела в каждой юрте, на видном месте. Сегодня камча не забыта, но чаще ее используют в виде декоративного украшения.

Свободного времени у Улана практически нет, он государственный служащий, но для увлечения пару часов находит. Впрочем, мастер поправляет: для него это не просто занятие по душе, а настоящая философия жизни. Его предки были мастерами. Один дед – знатный шорник. До 85 лет ездил верхом, изготавливал конную амуницию. Специальных уроков внуку не давал, считал: захочет, научится. Другой – седельщик, а также ювелир. Улан плетет камчи из выделанной кожи, рукояткой служит крепкая ветка таволги. Толстую ветку мастеру необходимо сначала вычистить, затем натереть подсолнечным маслом и, грея над огнем, выпрямить. Процесс несложный, но длительный. Заказы мастеру поступают регулярно. Изготовил камчу для Коктерекского историко-краеведческого музея, для игроков в кокпар, фермеров.

Нурлан Алсиеуов один из немногих умельцев обеспечивающих рынок национальными колыбелями. К делу подходит серьезно, даже хорошо знает статистику рождения. В области ежедневно на свет появляются около 30 младенцев.

В его мастерской рабочая атмосфера, всюду заготовки для будущих детских кроваток. Первую колыбель Нурлан смастерил около 15 лет назад вручную. Сделал, как говорит сам, ради интереса, но потом это стало бизнесом.

– Сегодня все национальное снова в моде, – делится мастер. – Причем покупают бесiк не только казахи, но и русские, чеченцы и представители других национальностей.

– Обычно это работа на заказ, со своими пожеланиями. Например, просят бортики на люльке повыше поднять, или узор особенный. У чеченцев, к примеру, ребенок в люльке лежит до двух или даже трех лет, так что и в размерах она чуть больше.

Помимо чертежей Нурлан хорошо знает историю и традиции. Люльку дарят родственники со стороны матери ребенка – нағашылар. Ажурные подушечки, простынки и матрасик тоже. Первый раз ребенка кладут в колыбель в торжественной обстановке.Это целый праздник – бесік той.

В колыбель малыша укладывают с искренними, добрыми пожеланиями. А женщине, которой была предоставлена такая честь, мама новорожденного вручает свой подарок.

Серебрянные украшения с национальным орнаментом у казахов были не только показателем социального положения женщин, они также служили оберегом, в первую очередь от сглаза. Небольшой кусок серебра в руках опытного мастера, члена Союза художников СССР, деятеля культуры РК Тулепбергена Рахимовича Сарманбекова легко превращается в красивый перстень или браслет. Ювелир работает в разных техниках – чеканка, чернение, инкрустирование, гравировка, филигрань. Создает изящные украшения из серебра больше 30 лет. Его ремесло требует силы и ювелирной точности одновременно. Учился он на Украине, посещал изостудию Павла Леонтьевича Черкасского, внука известного художника. Агат, нефрит, аметист, горный хрусталь, бирюза, сердолик – от его камней, оправленных металлом, трудно отвести взгляд. Сегодня его работы украшают многие частные коллекции, а также Центральный музей в Алматы. Он участник и победитель многих международных и республиканских выставок и конкурсов. В прошлом году принял участие в российском конкурсе «Битва ювелиров». Был номинирован: «За сохранение национальных традиций» в ювелирном искусстве. Он обладатель Гран-при «Лучшее ювелирное искусство». Его работы отличаются национальным колоритом, богатой фантазией, тонкостью и изяществом элементов. Работает преимущественно в национальном стиле. Сейчас это особенно модно и актуально.

Баян Габбасовна Давлетова – основатель, руководитель гончарной школы для детей и взрослых. Гончарным делом казахи владели всегда, делали мастера в основном посуду, в которой хранили продукты питания, молоко, кумыс. И сотни лет назад и сейчас техника работы с глиной осталась прежней. Баян давно планировала открыть новое арт-пространство. На сегодняшний день здесь активно проходят мастер-классы. Одни хотят поработать на гончарном круге и собственноручно сделать предметы из глины, другие снять эмоциональное напряжение. В любом случае удовольствие получают все.

Укужан Танабаева занимается уникальным видом декоративно-прикладного творчества. Для своих работ использует кость мелкого рогатого скота. Предпочтение отдает кости кәрі жілік. Мастерству обучилась сама. Опыт нарабатывала в процессе, прежде чем приступить к делу кости собирала 8 лет. И однажды решила взяться за работу. Кроме кәрі жілік использует – жауырын, жамбас, ортан жілік, тоқпан жілік, асықты жілік, омыртқа, қабырға. В 2018 году ей предложили поучаствовать в фес-тивале «Бәріміз бірдейміз». К выставке она подготовила поделки. В итоге ей присудили Гран-при. Уже потом она открыла свое ИП, прошла обучение по программе «Бастау бизнес». Получила безвозмездный грант 505 тысяч тенге по программе «Еңбек». Своей мастерской нет, работает дома. Так как самоучка, технику совершенствует. За несколько лет создала около 20 композиций. Укужан участвовала во многих конкурсах по рукоделию и творчеству. А вот с изделиями из кости только три года.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top