Восставшие из ада

17 мая 2018
0
256

Премьерный показ фильма «Собибор», который рассказывает о единственном успешном восстании в фашистском лагере смерти, состоялся в кинотеатре «Галактика» накануне Дня Победы. Анонс фильма постоянно демонстрировался по российским телеканалам, сама картина вышла на широкий экран только третьего мая. Уральцам показали ее бесплатно. «Это гуманитарная акция», – подчеркнул в своем выступлении перед началом просмотра вице-консул РФ в Уральске Владимир Волков и поблагодарил за предоставленный кинозал руководство комплекса «Галактика».

– Еще в 1924 году, когда Гитлер писал свою «грязную книгу», он уже предопределил участь еврейского народа, обреченного им на полное физическое истребление. За годы войны в лагерях смерти было умерщвлено более 6 миллионов евреев, – напомнил вице-консул России.

Софья Сергеевна Имангалиева, без малого 30 лет возглавляющая городской совет учителей-ветеранов, представила двух живых свидетельниц ужасов нацистских концлагерей. Вера Петровна Варфоломеева и Виолетта Михайловна Бредихина были совсем маленькими детьми, когда их вместе с родителями эсэсовцы загнали в концлагерь. В Уральске они оказались уже после войны. Вера Петровна в своем коротком выступлении сказала о сегодняшних событиях на Украине, которые у нее, пережившей ужасы фашистских концлагерей, вызывают неподдельную тревогу.

– Я родилась в Харькове, у меня там три брата и сестра. Самый маленький брат в Германии родился, куда нашу маму в конце войны из концлагеря взяла в работники немецкая семья. И сейчас на Украине такое творится, что мне страшно – опять война, опять фашизм. Внук моего младшего брата погиб на этой войне. Я, может, не совсем складно и не о том говорю, но у меня душа болит – за племянников, которые там живут, за Украину, где наши родные люди, – не в силах сдержать волнение, сказала Вера Петровна.

И сказала она как раз «о том» – о фашизме, который поднимает голову в стране, больше всех от нее пострадавшей, о том, что опять народ (на этот раз русский) объявляют недочеловеками – и в Прибалтике, и на Украине.

О тревожной обстановке в мире говорил в своем выступлении член областного еврейского национально-культурного центра Ассамблеи народа Казахстана Феликс Аркадьевич Баюканский. «Война не закончилась. Она продолжается. Мы видим, как возрождается фашизм на Украине, в других странах, еще одно зло – терроризм. При этом извращается история Великой Отечественной войны, подвергается сомнению Победа Красной Армии в этой войне. Война не закончилась, она продолжается. Идет информационная война. И наша задача – донести до молодежи правду о войне», – сказал Феликс Баюканский.


«Согласно показаниям начальника лагеря гауптштурмфюрера Ф. Штангля, по прибытии очередной партии жертв у них изымали багаж, после чего приказывали раздеться, стригли женщинам волосы и загоняли тех, кто мог ходить, в газовые камеры, замаскированные под душевые и вмещавшие по пятьсот человек. Процедура умерщвления длилась 15 минут. На ликвидацию транспорта из 30 товарных вагонов с тремя тысячами человек нужно было три часа. Иногда газовые камеры работали по 14 часов». (Каверин, Антокольский «Черная книга»)


Софья Сергеевна Имангалиева предупредила – фильм тяжелый. «Но чтобы «скорую» вызывать не пришлось», – то ли в шутку, то ли всерьез сказала она.

Фильм создан на основе реальных событий, художественного вымысла в нем почти нет. Главный герой киноленты – лейтенант Красной Армии Александр Печерский (его роль играет Константин Хабенский, он же – режиссер этого фильма). Печерский попал в плен в октябре 1941 года в результате окружения советских войск под Вязьмой. Дважды пытался бежать, переболел брюшным тифом, чудом остался жив. В Собибор офицер попал в сентябре 1943 года. К этому времени лагерь действовал уже больше года, и за это время в нем были уничтожены десятки тысяч человек.

Печерский пробыл в Собиборе всего три недели. И за такой короткий срок он разработал план – не просто побега, и даже не просто массового побега, но восстания и возмездия палачам. О подвиге Александра Печерского было мало известно в советские годы. Но он оставил подробные воспоминания о том, что творилось в этом лагере и как ему удалось поднять забитых, униженных, обреченных людей на бунт против своих мучителей. И Хабенский практически ни в чем не позволил себе отойти от воспоминаний самого Печерского и других выживших узников Собибора.

Концлагерь расположен в лесу, железная дорога заходит в тупик – так это было на самом деле. Фильм сразу создает атмосферу безысходности: паровоз отстукивает как бы последние минуты жизни ничего не подозревающих людей, которые считают, что их привезли на работу. Заходит в тупик, обратной дороги нет. Циничной издевкой выглядит надпись: «Добро пожаловать в Собибор». Играет оркестр из четырех евреев-музыкантов. Они знают, что ждет этих веселых людей с чемоданами, в которые они сложили все самое ценное, что у них было. Знают, но сказать могут только их страдающие глаза. Из толпы отбирают тех, кто может понадобиться: портных, сапожников, столяров, ювелиров, крепких здоровых мужчин для тяжелой работы. Отца, мать и маленькую сестренку 15-летнего ювелира Шломы угоняют в камеру. Он просит сестренку не плакать: ведь это ненадолго, они скоро встретятся, и он сделает ей красивые сережки. Шлома их сделает, потому что уверен – родители и сестренка живы. А потом немецкий офицер закажет ему золотую булавку для своего галстука и даст на это …золотые зубы его матери. Шлома узнает их, потому что сам их делал.

У прибывших в вагонах смерти забирают багаж: мол, потом возьмете обратно. Мужчин и женщин разделяют, якобы для того, чтобы по очереди помыться в душевой. Красивая девушка в толпе прибывших говорит: «Наконец-то – в душ, все-таки два дня в дороге». Они раздеваются, женщинам стригут волосы. «Волосы отсылали на фабрику рядом с Нюрнбергом, где из них изготавливали войлок. Он шёл на зимнюю форму для солдат вермахта и на мягкую обувь для моряков-подводников – на лодке нельзя шуметь. Спрос на волосы в Третьем рейхе был большим» (Лев Рудский / Worldrusnews.ru).

Потом людей запускают в «душевую», бронированная дверь автоматически закрывается. Это один из самых тяжелых эпизодов фильма: в окошко на задыхающихся, корчащихся в предсмертных конвульсиях женщин, с садистским наслаждением смотрит фашист. И потом – только груда неподвижных женских и детских тел на полу. За эти 15 минут, которых хватает на убийство нескольких сот человек, их вещи уже разобраны: одежда, обувь отдельно, часы, деньги, драгоценности – отдельно. Немецкий орднунг и рациональность во всем.

Я прочитала воспоминания Печерского и других узников Собибора. В фильме все воспроизведено очень точно. Территорию лагеря окружают четыре ряда колючей проволоки высотой в три метра. Между третьим и четвёртым рядами пространство заминировано, между вторым и третьим – расхаживали патрули. Днём и ночью на вышках (по углам лагеря), откуда просматривалась вся система заграждений, дежурили часовые с пулемётами. Убежать из Собибора, куда свозили евреев из множества европейских стран, было невозможно. Да никто и не пытался. До тех пор, пока туда не попали советские офицеры.

Один эпизод из фильма, которого нет в воспоминаниях. Пожилой еврей находит колечко своей жены, он сходит с ума, не в силах понять, что ее больше нет. Он всем показывает это колечко и спрашивает, где его жена. А потом, в бараке, он кричит своим соплеменникам то, чего они слышать не хотят. Он кричит: «Мы, евреи, это заслужили! Потому что мы позволяем делать это с собой!» Его избивают – людям невыносимо слышать то, что их и без того мучит.

С 1941 по 1945 год нацисты основали на бывшей территории Польши шесть лагерей смерти – Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Аушвиц-Биркенау (входивший в комплекс лагерей Освенцим) и Майданек.

Это были настоящие конвейеры смерти, созданные для реализации государственной(!) программы Третьего рейха «Рейнхард», по истреблению «неполноценных» народов. Белжец, Собибор и Треблинка относились к категории концентрационных лагерей так называемого «непрерывного» цикла. За сухой терминологией стоит чудовищная действительность: на объектах этого типа уничтожение заключенных проводилось по «ускоренной» схеме – 24 часа в сутки сразу после прибытия заключенных.

Лагерь использовался почти исключительно для уничтожения евреев, в основном из восточной части Польши и из оккупированных районов Советского Союза, а также из Чехословакии, Австрии, Нидерландов, Бельгии и Франции. Среди жертв Собибора были также цыгане (еще один народ, предназначенный Гитлером для полного истребления). Всего, по приблизительным оценкам, в лагере было уничтожено около 250 тысяч человек.

Павел Антокольский и Вениамин Каверин в «Черной книге» на основании показаний узников (и пленных нацистов) приводят множество страшных свидетельств того, какой ад творился в Собиборе. «Особенно был страшен берлинский боксер Гомерский, хваставший тем, что убивает человека с одного удара. Зато другой сентиментальный немец обходил голых детишек, обреченных на смерть, гладил их по головкам, совал конфеты и бурчал: «Здравствуй, милочка. Только смотри, не бойся, все будет хорошо».

К. Хабенский. Кадр из кинофильма «Собибор»

В сентябре 1943 года в Собибор доставили большую партию советских военнопленных – для уничтожения. Но это были не подавленные и покорные заключённые-евреи, безропотные мирные жители, с которыми привыкли иметь дело эсэсовцы. Это были бойцы и командиры Красной Армии, которые прошли через бои и уже познали вкус победы над врагом. Кроме того, они знали о приближении к границам Польши советских войск и о том, что неподалеку, за рекой Буг, находятся партизанские отряды, к которым можно было в случае побега пробиться. В этой группе был лейтенант Александр Печерский.

Когда Печерскому в первый день объяснили, что за трубы дымят за лагерем, он не мог поверить, что это горят трупы. И сразу стал думать о побеге. Но не только о своем, сразу решил: бежать – всем.

Эпизод – когда немец заставляет его под угрозой расстрела за пять минут расколоть огромный пень – реальный. И тот страшный эпизод, когда пьяные нацисты впрягают в повозки узников и, стоя в них, хлещут людей кнутами, заставляя бегать наперегонки по кругу – тоже реальность. Человек падает, его пристреливают и заменяют другим. И тогда советские военные предлагают себя.

Этот эпизод – кульминация фильма. И тот предел, после которого там, в лагере, поняли: больше терпеть нельзя. Печерский разработал план. В кузнице тайно ковали ножи, точили лопаты, добыли топор. Прежде всего надо было избавиться от офицеров СС. Местом тайных расправ стала… портняжная мастерская. Ставку сделали на жадность охранников и надзирателей. План сработал. Эсэсовцу Йозефу Вольфу сказали, что среди вещей новоприбывших обнаружили отличное кожаное пальто, которое явно ему подойдет. Он прибежал смотреть обновку, и его прикончили. Заместитель начальника лагеря унтерштурмфюрер СС Йоганн Нойман приехал, чтобы примерить костюм… Начальник лагерной охраны обершарфюрер СС Зигфрид Грейтшус рассчитывал на новое зимнее пальто…

После первых тайных убийств у отчаянных смельчаков в руках оказались 11 пистолетов и ещё 6 винтовок, которые были заранее украдены и спрятаны в водосточной трубе. В ходе подготовки к штурму и позже в самом бою были убиты 12 эсэсовцев и 38 украинских палачей (а всего лагерь охраняли 137 немцев и бандеровцев).

В определённое время в лагерной зоне раздался свисток. Это был сигнал к восстанию, в котором приняли участие примерно 420 заключённых. Около 130 человек, боясь расправы и надеясь своей лояльностью сохранить жизнь, остались в бараках. Через день фашисты их всех расстреляли.

Не получилось захватить склад с оружием: шквальный огонь не давал никакой возможности прорваться туда. (В фильме юный Шлома, воткнув ножницы в шею убийцы своих родных, захватывает оружие). На самом деле прорываться пришлось практически безоружным. Печерский решил бежать из лагеря через ворота, находившиеся рядом с офицерскими домами. Завязалась перестрелка, часовые были убиты красноармейцами. Теперь беглецам предстояло самое сложное – преодолеть минное поле, которое окружало лагерь. Они стремились как можно быстрее оказаться в лесу. Многие по дороге к спасительным деревьям погибли от взрывов мин, открыв тем самым дорогу своим товарищам, которые бежали буквально по их телам. 80 человек погибли от мин, ещё 170 беглецов немцы нашли и убили во время массированного прочёсывания леса и ближайших деревень. По приказу Гиммлера была даже задействована авиация. А около ста человек поймали поляки и передали фашистам, которые тут же их расстреляли. К тому же, в лесах воевали друг с другом польская Армия Крайова и Украинская повстанческая армия. И те, и другие – злобные антисемиты – убивали бежавших из лагеря Собибор. Вырвавшиеся на свободу слишком поздно поняли, что опасность исходит не только от немцев. Спастись удалось лишь 57 смельчакам. Но те, кто погиб – умерли достойной смертью. Они и восстали в этом аду, не рассчитывая на то, что останутся живы. Они восстали, чтобы достойно умереть.

Каверин и Антокольский пишут: «И вот в этом страшном месте, реальность которого, как она ни документирована, все же кажется диким вымыслом больного мозга, на этой испоганенной немцами земле 14 октября 1943 года произошло восстание, кончившееся победой заключенных…
После восстания собиборский лагерь был уничтожен».

Печерский и другие красноармейцы примкнули к партизанам, потом воевали на фронтах, некоторые дошли до Берлина.

В Польше долгое время замалчивалась история Собибора, слишком «неудобной» она была для поляков, которые показали себя не с лучшей стороны. Каверин и Антокольский, побывавшие в этом лагере вскоре после войны, так описывают то, что увидели: «На десяти гектарах польской земли, где был расположен Собиборский лагерь уничтожения, ветер позванивает ржавой колючей проволокой. Картофельное или капустное поле, которое немцы развели здесь, чтобы скрыть следы своей чудовищной преступной работы, еще раз перекопано. Под ним найдены осколки человеческих костей, жалкие обломки лагерного быта, разрозненная обувь всех размеров и фасонов, множество бутылок с этикетками Варшавы, Праги, Берлина, детские молочные рожки и зубные протезы, еврейские молитвенники и польские романы, открытки с видами европейских городов, документы, фотографии, побуревший молитвенный талес рядом с трикотажной тряпкой, потерявшей цвет, консервные коробки и футляры от очков, детская кукла с вывороченными ручками. Все это – немые свидетели убийств сотен тысяч людей, свезенных в лагерь смерти со всех концов Европы».

Поляки после войны на месте массового захоронения построили …детский сад. Горки, качели и карусели стояли на братской могиле – на костях сотен тысяч человек. В 1965 году в Собиборе был воздвигнут памятник – гигантский курган, созданный искусственно из снятого верхнего слоя земли, пропитанного кровью и перемешанного с пеплом сожжённых тел. На его цоколе – окошки, сквозь которые видны останки погибших, их кости и волосы. Это издевательство над мёртвыми нормальных людей возмущало. И только в 2011 году на месте бывшего концлагеря решили сделать музей. Это международный проект, в котором Россия была готова принять участие и внести существенный финансовый вклад. Но власти Польши исключили из участия в проекте страну, освободившую мир от фашизма, не приняв во внимание даже тот факт, что именно военнослужащий СССР поднял восстание в этом лагере смерти. «Как мерзкая издёвка звучат слова поляков о том, что мы, дескать, делаем вам одолжение и приглашаем представителей России на открытие мемориала, посвящённого 75-й годовщине восстания в Собиборе (2018 г.). Мол, а каким будет этот самый мемориал, не ваше дело», – сказал по этому поводу главный редактор интернет-журнала Worldrusnews.ru (Мировые и российские новости) Лев Рудский.

Перед началом просмотра я задала вице-консулу РФ в Уральске Владимиру Волкову вопрос: изменит ли показ фильма за рубежом, в том числе в Польше, эту ситуацию? Он ответил дипломатично-уклончиво. Но и вопрос-то риторический.

Кстати, в фильме Хабенского, кроме российских, играют актеры самых разных национальностей: француз, полька, литовец, немцы, швейцарец. Как и в самом Собиборе, где говорили на разных языках, но объединились и поняли друг друга, чтобы победить зло.

Кадр из кинофильма «Собибор»

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top