Воссоздавая национальный колорит

18 мая 2017
0
2678

Сара Ескаировна Танабаева стояла у истоков образования этнографической коллекции областного краеведческого музея. Вместе с коллегами, собирая предметы старины, исколесила весь западный регион.

Она вспоминает – в отдалённых аулах находили уникальные по своей исторической значимости этнографические предметы. Хозяева относились к ним по-разному. Одни расставались легко. Другие наотрез отказывались продавать.

– Большая часть экспонатов привезена из cела Шалкар, он стоит на стыке двух областей: актюбинской и кызылординской. Ездили туда по инициативе коллеги Гульсым Сапуановой. Она родом из этих мест, – рассказывает Сара Ескаировна. – Край удивительный. В этих местах сохранилась казахская самобытность. Во многих домах имелись предметы старины: прялки, детские колыбели, ларцы, широкополые юрты, которые до сих пор выполняли свое предназначение.

Интересовало все, так как нам еще только предстояло сформировать этнографический фонд музея, организовать залы казахской истории. А экспонатов катастрофически не хватало. Специалисты, приехавшие из Москвы в 1980 году, разводили руками. У них были прекрасные проекты оформления, но не хватало предметов. Тех самых, забытых на чердаках, заброшенных в дальний угол, никому не нужных.

В Шалкаре сотрудники музея обошли десятки домов, пересмотрели массу интересных вещей. Узнали, в одном из аулов, находящихся глубоко в песках, хранится уникальное серебряное седло. Сара Ескаировна и Гульсым Сапуанова отправились по следу. Несколько часов тряслись в разбитом душном автобусе. Температура зашкаливала. Но рады были добираться и так. До самого аула их не довезли. Высадили на развилке, дальше пешком. А это несколько километров по раскаленному песку. Однако хозяйка седла наотрез отказалась не только продавать раритет, но и показывать.

Сейчас Сара Ескаировна с улыбкой вспоминает, что после долгих уговоров им все-таки его показали. Но продавать не захотели. Расстроенные, они вернулись с пустыми руками.

Необычное седло приобретено позже. В Уральск приехал сотрудник музея Тукая в Казани. Собирал предметы казахского быта. С ним Сара Ескаировна отправилась в Кызылординскую область. Там она нашла посеребренное женское седло, которое принадлежало дочери Сартай батыра, соратника Сырыма Датова. Оно до сих пор хранится в местном музее.

Наличных средств на закуп исторических ценностей не было. Тем, кто соглашался продать, выдавали справки. Вещь привозили в Уральск, здесь собирали заседание закупочной комиссии, которая также давала оценку.

– Этнографическими предметами стали обогащаться музеи республики с легкой руки министра культуры, – продолжает Сара Ескаировна. – Он много сделал для этого, в том числе организовал тур по областям Казахстана, побывали в Джамбуле, Шымкенте, Туркестане. В последнем городе прошла крупная конференция.

Об областном музее она знает почти все. Он один из старейших в Казахстане. Организован в 1836 году. В его создании принимали непосредственное участие известные учёные того времени – Г.С.  Карелин и Л.С.  Берг.   Музей сейчас располагается в историко-архитектурном здании, построенном в 1879 году, в восточном стиле, для русско-казахской школы. Включает в свою музейную сеть несколько филиалов: музей художника Сакена Гумарова, дом-музей Е. Пугачева, музей А.С. Пушкина, историко-этнографический имени Жангир хана, историко-краеведческий имени Сырыма Датова, историко-краеведческий имени М. Мералиева, истории искусств имени Д. Нурпеисовой.

У него богатейший фонд, в котором более 100 тысяч экспонатов. Среди них изделия прикладного искусства, воинские доспехи батыров, конские сбруи, ханский скипетр, копия камзола ханши Фатимы – жены Жангир хана, живописные портреты ханов Младшего жуза и предметы быта населения Приуралья.

Музей располагает залами археологии, истории средневековья золото-ордынского периода и истории возникновения Яицкого городка, истории Младшего жуза, истории Букеевского ханства, истории Советского периода, истории искусства, литературы, этнографии казахского народа, истории независимости Республики Казахстан.

– Я пришла сюда работать, когда всей этой роскоши не было, в 1969 году, – вспоминает Сара Ескаировна. – Тогда музей находился в Храме Христа Спасителя. Фонд не насчитывал и двух тысяч экспонатов. Меня приняли младшим научным сотрудником. Отдельного помещения для хранения экспонатов не было. Вместо этого – две неотапливаемые комнаты без полок. Предметы старины, уникальные экспонаты лежали прямо на полу. В храме существовала старинная система отопления. Две печи находились в подвале, теплый воздух вместе с копотью поднимался наверх через решетку в полу.

В 1969 году филиал музея перенесли в Старый собор, где организовали экспозицию досоветского периода. Стоимость экскурсии 20 копеек, но его мало кто посещал. Приходили пожилые люди, подходили к иконам и молились, не обращая внимания на экспонаты. В итоге, музей отсюда съехал.

Только в 1980 году под него отдали здание русско-казахской школы. Началась работа по обустройству, перепланировка. За ходом работ секретарь обкома партии М.Б. Иксанов следил лично.

Он как-то пришел, проверил новый паркет. Просто подпрыгнул, а паркетина одна подскочила, в общем, заставил переделать. Рабочие устранили недостатки, да так, что музей до сих пор не знает проблем с полами.

Аким области К.Е. Кушербаев в 2000 году второй раз закрыл музей на капитальный ремонт. Для пополнения фондов предметами казахского быта выделил 7 млн. тенге.

В общей сложности в музее я проработала 44 года. Хотя в самом начале думала, что пришла временно. С 1984 по 2008 год сама возглавляла его работу. Лично знала людей, которые посвятили жизнь музею, среди них те, кого уже нет в живых – заслуженный работник культуры КазССР, директор музея Урхия Ершуриева, ее заместитель Николай Петрович Шишкин, главный хранитель фондов Александра Ивановна Солодилова, директор музея в Букей Орде Темирбулат Махимов, сотрудники Роза Ташкеновна Сайдахметова, Гульсым Сапуанова. Но остались плоды их работы, достояние города.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top