Воспитание педагогов

11 октября 2018
0
192

В гуманитарно-техническом колледже готовят будущих педагогов и переводчиков. Осваивать азы профессии приезжают из разных городов Казахстана, например, из Кызылорды и Актау. Объяснение есть: в частном колледже стоимость обучения ниже – 120 тысяч тенге в год. Но профессии, которым здесь обучают, востребованы. Дефицит учителей по-прежнему существует.

Учредителем колледжа является доктор педагогических наук Шалкыма Хайруллаевна Курманалина, долгие годы возглавлявшая педагогический колледж имени Досмухамедова. Она как никто другой знает, как готовить высококвалифицированных специалистов для школы. Директор Ляззат Жедебаевна Утарбаева, руководитель учреждения, рассказывает о проделанной за два десятилетия работе.

В этом году у колледжа круглая дата – 20 лет. За это время из его стен выпорхнули сотни выпускников, многие из которых теперь преподают в крупных городских школах, а также в самых отдаленных поселках.

Обучаются около 800 студентов. Открыты отделения дошкольного воспитания, физической культуры и спорта, профессионального обучения, иностранных языков.

О продуктивной и творческой жизни студентов рассказывают стенды, работы в виде картин, панно и отчетов, которые также каждый желающий может посмотреть. Учителя признаются, особенно стараются первокурсники, которые только-только вникают в образовательный процесс. Впрочем, филонить никому не позволено. За пропуски штрафуют, поэтому посещаемость стопроцентная.

Адилю Салиеву 15 лет, он будущий преподаватель английского языка в среднем звене общеобразовательной школы. Молодому человеку поступить сюда рекомендовали родители. Будет ли он работать в школе или нет, юноша пока ответить однозначно не может. Но то, что диплом пригодится в будущем, не сомневается. В одной группе с ним и Маржан Мурзагалиева, ей 17 лет. Она год проучилась в Самаре, хотела стать художником, но после первого курса вынуждена была вернуться в Уральск. После долгих раздумий, какую специальность выбрать, остановилась на этом колледже. Как говорит сама, выбор осознанный.

Подготовка педагогических кадров – особое дело. От педагогического образования зависит, какими будут учителя в наших школах. От учителей – какими станут дети. А от детей зависит будущее: экономика, политика, транспорт, правопорядок, наука и все другое. Однако статистика последних лет показывает, что в школу выпускники идти не торопятся. Школа переживает серьезные реформы, перегружена бумажной волокитой, да и современные дети пугают молодых специалистов.

Каждый год колледжи и вузы страны выпускают тысячи педагогов. И только незначительная часть приходит в школу, остальные рассасываются в других отраслях.

Как показывает опрос, невысокая зарплата. Начинающие учителя просто боятся не найти общий язык с детьми. И с одним трудно, делятся они, а когда класс – вдвойне сложнее. Тут даже опытные учителя теряются.

Студентов в колледже готовят к суровым учительским будням. Объясняют: с детьми нельзя разговаривать с позиции силы, метод кнута тоже не работает. Но и пряник не вариант. Все же переживать не стоит, все приходит с опытом.

Светлана Александровна 30 лет в школе. Вспоминает, в начале карьеры несколько раз собиралась уволиться. Причина банальная – большие моральные и физические нагрузки, отсутствие личного времени. Ведь дома работа продолжается – подготовка к урокам, проверка тетрадей. Только с годами научилась справляться со всем, а главное, рассчитывать время. Опыт придает уверенности, но именно его отсутствие – вторая причина из-за которой молодые педагоги бегут после пары неудач.

– Когда ты встаешь у доски, понимаешь, насколько все непросто, – признаются ребята, кто прошел первую практику в школе. – Очень тяжело раскрепоститься перед детьми, в то же время держать дисциплину и добиваться того, чтобы они тебя услышали.

Гульмира Мажитовна педагог в третьем поколении, волнение новобранцев понимает. Она знает, чего ждать и к чему готовиться. Не стоит упускать из виду, что немало хлопот педагогу доставляют современные родители, у которых свои претензии, к примеру, по поводу оценок. И ведь только человек далекий от школы уверен, все просто – учителю нужно лишь провести урок. Эта третья причина, когда реальность не оправдывает ожидания.

– Когда молодые учителя приходят, их прежде всего пугает объем работы, – говорят директора школ. – Многие из начинающих увольняются после первого года работы. Получается, педагоги проходят естественный отбор, в профессии остаются сильнейшие.

– Востребованность наших выпускников высока, – рассказывает Ляззат Жедебаевна. – В среднем трудоустраиваются 93 процента. – Уже во время педагогической практики поступают заявления от образовательного учреждения на определенного студента. Ребята показывают свои способности и получают приглашение на работу.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Обновление содержания образования ставит перед учителями совсем другие цели. Теперь развитие учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что ребята будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и творчески подходить к решению проблем. Это традиционная школа подразумевала преподносить ученикам истину, а современное понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель лишь направлял подопечных на поиск истины. Одна из важных задач обновленной программы – научить учиться, на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Мы стараемся уже сейчас знакомить студентов с обновленной программой обучения. Они должны прийти понимающими, о чем идет речь. Конечно, уже работая, им придется оканчивать различные курсы, но это будет уже не чистый лист.

Колледж участвует в областном конкурсе «Лучший колледж года», в международном форуме «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ». Здесь объявлен набор на обучение по дополнительным специальностям – «парикмахерское искусство и декоративная косметика», «организация обслуживания гостиничных номеров», «социальный работник», «вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

В 2016 году учреждение удостоено звания «Лидер отрасли».

Но главная гордость учебного заведения, конечно, студенты.

Александра Пекшева, например, стала победительницей областного конкурса профессионального мастерства среди рабочих профессий WorldSkills, а участвуя в национальном чемпионате, прошедшем в Атырау, заняла второе место.

Дайана Кажгалиева студентка третьего курса, первенствовала в областном конкурсе WorldSkills. В национальном чемпионате, прошедшем в Астане, была третьей и удостоена поездки в Турцию для обмена профессиональным опытом.

Фото из архива гуманитарно-технического колледжа

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top