Воспитание лидера

26 мая 2016
0
2279

В штабе было многолюдно, в каждой аудитории решались свои задачи. В одном из залов проходила презентация, в другом – звучала песня, где-то комиссия выявляла лучшего вожатого, уланбасы и жасулановца, а на спортивной площадке соревновались только что созданные команды.
На базе Центра внешкольной работы проходил городской форум «Ұланымыз Ұлы елдің», в котором приняли участие более двадцати СОШ.

Пионерия, комсомолия – это в прошлом. Сегодня – «Жас Қыран» и «Жас Ұлан», в принципе, аналогичные движения школьников детско-юношеского возраста. В 2011 году Нурсултан Назарбаев объявил о создании единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан», и по всей стране началось ее образование. В этом году юбилей – пять лет.

Безусловно, лидеры «Жас Ұлан» – это будущее нашей страны. И от того, как мы воспитаем их, зависит многое. Движение направлено на социальное и творческое развитие детей и молодежи, духовно-нравственных качеств, активности, инициативы, патриотизма и многого другого, чтобы вырастить сильных духом, грамотных, конкурентоспособных граждан.

«Главой государства Нурсултаном Назарбаевым поставлена конкретная задача по усилению воспитания в процессе обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие – ценности, которые должны прививаться во всех учебных заведениях, в том числе и системе дополнительного образования. За 25 лет Независимости Республики Казахстан в нашей стране накоплен немалый опыт деятельности разнообразных общественных формирований, в их числе «Жас Ұлан» – современная модель общественного воспитания при поддержке государства, – говорит Умит Шадеева, директор ГГККП «Центр внешкольной работы». – Пятый год в городе действует Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан», насчитывающая 17 тысяч жасулановцев и жаскырановцев, штаб которой находится в ЦВР».

Ежегодно проходят смотры. И действительно, штаб гудел, охваченный спортивным и интеллектуальным азартом. В конференц-зале проходила презентация работы жасулановцев. В другой секции жюри изучало портфолио вожатых и лидеров.

Актовый зал предоставили для конкурса агитбригад, каждая из которых демонстрировала свою тему весьма оригинально: кто-то был в сценических костюмах, читали речевки, стихи, пели. Говорили о том, что надо беречь Родину, крепить узы дружбы, трудиться на процветание Казахстана, и все это происходило непринужденно на казахском и русском языках. В одном из диалогов на реплику девушки на государственном языке последовало наигранное: «Ничего не понимаю», и тут же собеседница сделала замечание: «Вот еще одна ошибка! Если хочешь мир узнать, то казахский и английский должен сразу понимать! Жасулановец, он – первый! В спорте, школе и везде. На него с надеждой смотрим. Верен он своей стране!» Когда дети слышат подобные советы от ровесников, а не от взрослых, то задумываются над этим. И это один из эффективных методов побуждения к действиям, нежели нравоучения в классе.

Тем временем на улице шли подвижные игры, руководила которыми Наталья Логашкина, педагог-организатор ЦВР. Первая из них – «Веревочный курс» – способствовала знакомству, поскольку требовалось построиться по алфавиту имен от А до Я, по количеству букв в фамилии от 5 до 10, по дню рождения от 1 до 31 числа. Во второй – «Клубочек» надо было размотать клубок, и, держась за веревку, построить круг, квадрат, треугольник.

Другая: «Человек к человеку», когда участники стоят в парах и по команде «рука к руке», «плечо к плечу», «спина к спине», должны коснуться друг друга названными частями тела.

Посложнее было выполнить «Бесконечное кольцо». Каждая команда строила круг, взявшись за руки, а затем должна была, не размыкая их, пролезть внутри обруча по очереди. С невысокими ребятами дела обстояли лучше, им несколько проще было протискиваться, чем высоким и плотным. По-своему интересна была игра «Человек-землетрясение» и другие, в которых проявлялись различные качества характера, внутреннее содержание, смекалка, умение находить решение в экстремальной ситуации. Кто-то может скептически проронить: какая экстремальность в детских развлечениях, и будет неправ. На задание отводится доля секунды, порой и сообразить не успеешь, что от тебя требуют, а надо уже выполнять, поскольку опережают другие, и вновь раздаются все новые и новые команды.

Если у кого-то не получалось среагировать моментально, никто не обижался – все, в некотором роде, новички, и такие фразы, которые можно услышать на уроках физкультуры: «не тормози», «поторапливайся», «вечно ты возишься» – не звучали, все были на равных. Замечу, подобные игры используются и для взрослых – на тренингах, думаю, кому-то из читателей это знакомо. Определенно, игры имеют свою подоплеку, а не просто взяты наобум ради приятного времяпрепровождения.


Одной из важнейших задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности.

Государственная программа развития
образования на 2011-2020 годы


«В самом начале прибывшие команды разбивались и перемешивались, чтобы соревновались не со своим коллективом. Для разминки и знакомства было перестроение и ранжирование по … цвету волос и глаз, – улыбаясь, рассказывает мне Наталья Логашкина, проводившая этот тур. – Игры направлены на сплочение коллектива, развитие коммуникативных качеств. Все жасулановцы с активной жизненной позицией, чтобы попасть в их ряды, надо хорошо учиться, участвовать во всех мероприятиях класса, школы, защищать честь своего учреждения. Эти дети целенаправленно поступают в вузы, добиваются высоких результатов. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу выполнения Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, и каждый из нас на своих участках работы способствует претворению в жизнь этих документов. Детско-юношеское движение и подобные форумы учат межэтническому согласию, уважению и любви к Родине, земле, людям, развитию патриотических чувств, одним из направлений которых является Патриотический акт «Мәңгілік Ел». Наша цель еще и в том, чтобы познакомить школу со школой, большого с маленьким, научить их поддерживать друг друга, оказывать взаимовыручку».

Так оно и есть, подтверждают две девушки из разных школ. «Жасулановцы, а это учащиеся с шестого по десятый классы, участвуют во всех мероприятиях школы: День Независимости, Наурыз, День Первого Президента, День благодарности, праздничные концерты и многие другие. А также в тренингах. Готовим сценарии, исполняем роль ведущих», – делится Аида Ибрагимова, учащаяся СОШ №1. «Каждый понедельник у нас День галстука, и каждый месяц мы сдаем отчеты о проделанной работе. Периодически встречаемся с ребятами, имеющими проблемы со слухом и речью, дружим с ними, морально поддерживаем, – добавляет Сауле Казихан из СОШ №37. Обе девушки – уланбасы, президенты своих школ; по окончании которых, первая собирается учиться на журналиста, вторая – на полицейского. Говорят, что движение «Жас Ұлан» многому научило: смелости, уверенности в своих силах, целеустремленности, добавило ярких красок в жизнь.

Жюри подвело итоги. В номинации «Лучшая детская организация» первое место заняла СОШ №37, второе – Серебряковская СОШ и школа-гимназия №34, третье – СОШ №21 и №33. «Лучший вожатый»: Ж. Нурмахова (СОШ №34), на втором месте – А. Сейлханова (СОШ №37), А. Ихсанова (СОШ №2), на третьем – Н. Маматаева (СОШ №42), Г. Тулеугалиева (Серебряковская СОШ). «Лучший Уланбасы»: М. Сагингали (СОШ №30), А. Тусупкалиева (СОШ №34), Г. Сериккалиев (СОШ №14), места соответственно. Среди «Лучших агитбригад» на первое место вышла СОШ №33, второе – СОШ №34, третье – Серебряковская СОШ.

Фото автора и ЦВР
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top