Воспевая край родной

5 марта 2015
0
2024

Природа в таинстве убранства
Смешала краски – акварель,
И льется музыкой звенящей,
Бежит отчаянно ручей…

Эти строки отражают красоту природы, прелесть и очарование. Запечатлеть на холсте ее явления – благое дело. И не только природу, но и близкие сердцу уголки родного города, села из прошлого, настоящего и будущего, занятный мир животных, растений…
Эмоциональный всплеск испытали уральцы, посетив выставку местных художников «Певцы родного края».

На ее открытии было много народу, в том числе дети. Прельстили не только живописные работы, но и сама презентация – теплая, душевная. Выступали художники, творческая интеллигенция, барды, звучали стихи, песни – в едином порыве любви к родному Приуралью. Импровизированный праздник, без сценария, впечатлил.

Без малого пару десятилетий назад, когда супруги Потаповы решили открыть художественный салон и пошли его регистрировать, им сказали: организация такого предприятия – пустая затея, не стоит начинать и рассчитывать на создание рабочих мест. Но время показало другое, детище не просто выстояло наперекор кризисам, но стало широко известным, художники плодотворно трудятся, участвуют в выставках, их картины расходятся по частным коллекциям, приобретаются предприятиями и учреждениями. Порядка 16 живописцев, состоящих в творческом объединении «Богус», представили свыше 80 работ на экспозицию.

– Время стирает, уносит в небытие неповторимость дня, каждого момента, явления и формы, восходы и закаты; «закатывают» город в бетон и «одевают» в стекло, изменяя его дух и красоту. Наша задача – сохранить это в работах, вкладывая в них частичку своей души. Сотрудничая с Максутом Кубаисовичем Мурзагалиевым, руководителем экологического объединения «ЭкоДАР», в этом году мы планируем творческую экспедицию в Бокейорду, – говорит в интервью художник Елена Строкова. – Елена и Алексей Потаповы пригласили меня работать, как только открылся салон. Она писала и пишет в академическом стиле, у нее реалистичные работы, а у Алексея – образные, абстрактные, но он впоследствии переключился на административную деятельность и багетную мастерскую. Постепенно влились другие художники: Юрченко, Минина, Жардемовы, Вержиковская, Жумабаев, актриса театра Островского Инна Виноградова, работающая с кожей, Геннадий Сизов – в своей манере сублимации образов, путешественник Александр Синельник, Сергей Зинин – с богатым размахом, щедростью пастозного мазка, его ошеломляющие полотна звучат аккордами. Кто-то из нас имеет специальное образование, кто-то учился в художественной школе, у нас с Мариной Вержиковской наставником был Виктор Адольфович Котельников (Гофман) – талантливый педагог-живописец, – продолжает она, поясняя, что в свои работы вкладывает ощущение мира и гармонии, и радуется, когда они уходят в хорошие руки и обретают счастливые дома.

Тематика сюжетов самая разнообразная. Естественно, не обошлось без времен года. Зимы – снежной, нежной, тихой. Осени золотой. Лета – в убранстве зелени, весны – в проталинах. У каждого творца свой стиль, свое видение, своя манера. О чем они думали, воплощая идею на холсте? И что сейчас видит зритель?

– Это наш край! – улыбаясь, говорит Айгуль Шахина, указывая на картины. – Везде Урал, а где же Чаган, Деркул? Но радует, что берег Урала разный, то пологий, посыпанный желтым песочком, даже чувствуется, что он горячий, нагретый жарким солнцем, то крутой и обрывистый, то заросший кустарниками и деревьями. А вот – туманное утро… как тонко выписано.

– У меня предпочтения другие, – делится мнением Людмила Ломачук, заведующая научно-технической библиотекой завода «Зенит», – трепет вызывает старый Уральск. Вы только посмотрите, кажется, что еще мгновение и герои Гоголя и Достоевского сойдут с холстов. Правду говорят, что архитектура Уральска и Петербурга в чем-то схожа. Еще мне понравился лес Аркадия Сайгакова, слегка «подернутый» осенью, словно это трехмерное изображение. Такое ощущение, что можно шагнуть в глубь чащи и насладиться свежим лесным ароматом, пошуршать опавшей листвой. Завораживают работы Севастьяновой – волки, лошади.

– Я все обошла с бабушкой. Самые хорошие две картины: волки и букет лилий. Такие цветы растут у нас на даче летом, это мои любимые.., – затараторила девочка Маша, сказав, что разбирается в этом, так как ей уже «половина шестого». Как?! – удивилась я ее определению своего возраста. «Ну, так, – повела она плечами, – мне уже пять лет и скоро будет шесть».

Действительно, картина Валентины Севастьяновой «Вороные. Лунный сон», где мужчины на снегоходах гонят волков, да и другие, вызвали резонанс. Подолгу удерживают взгляды панно «Цветок павлина» М. Вержиковской, стилизованное, выполненное из гипса, песка, акрила, с золотым тиснением, триптих Нурбека Жардемова «Загадочные незнакомки», Сергея Владимирова «Тихим вечером» – с отражением в зеркальной воде мягкого заката, серия пейзажей Юрия Андреева и работы других художников. Кстати, Нуртай Жардемов в этот раз тоже представил природу родного края, прежде мы видели его сюрреалистичные работы.

Природа прекрасна дождями,
Волшебной и дивной весной,
Снегами и листопадом,
И просто сама собой.

Вновь на ум приходят стихи Е. Степановой, и я обращаю внимание на картины, такие разные, освежающие, дарящие надежду. Без сомнения, поклонники живописи испытают несравненное удовольствие.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top