Восхождение к року

21 апреля 2022
0
790

В музее «Старый Уральскъ» прошла презентация книги журналиста газеты «ИНФОРМБИРЖА news» Александра Суетина «Рок: эта музыка будет вечной». На презентации присутствовали ветераны культурной сферы Приуралья и уральского рока, вице-консул Российской Федерации в Уральске Хаджимурат Атмурзаев, представители СМИ, общественности. Открыл презентацию директор музея «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин.

Как рассказал Александр Суетин, замысел книги возник в середине 1990-х годов, когда в городских ДК прошла серия творческих вечеров основателя первого в Уральске (1963 г.) вокально-инструментального ансамбля Владимира Криворотенко с участием группы «Фарсайд». Суетин встретился с ним и записал воспоминания о создании и выступлениях руководимого Криворотенко ВИА.

Однако в то время книга не была создана: её будущий автор занимался другими издательскими проектами. Но ждать дальше не было возможности: люди уходят в мир иной (из состава легендарной группы «Ключи» в живых остался один человек), информация об уральских группах никем не собиралась и не анализировалась. История уральского рока как часть культуры города грозила и вовсе кануть в Лету.

И вот книга вышла.

Во время встреч с ветеранами уральского рока Владимиром Криворотенко, Юрием Ланцевым, Максимом Поповым, Владимиром Бычковым, Георгием Семёновым, Андреем Клоковым автор будущей книги получил уникальную информацию о зарождении и развитии жанра.

Как отметил Александр Суетин, в 1970-е годы рок-н-ролл получает в Уральске постоянную прописку. При этом он выгодно отличался от многих других казахстанских регионов своим более серьёзным, философским отношением к действительности. Наши рокеры успевали и на танцах играть, «сдирая» западные хиты, и пытались сочинять что-то своё.

Наша молодёжь впитывала эти культурные традиции, которые задавали некую планку даже в таком, казалось, «несерьёзном» виде творчества, как эстрада, «лёгкая» музыка».

Но уральский рок, как и в целом казахстанский, вовсе не возник «из ничего». Его появление стало следствием процессов в обществе, культуре, развития рок-музыки как мирового социокультурного явления. Поэтому автор книги счёл нужным написать об уральском роке именно в таком контексте.

Интеллектуальное начало в уральском роке, стремление создавать что-то своё стало проявляться на волне популярности советской рок-музыки, отметил далее Александр Суетин. Настоящий рок-бум, попытку следовать традициям рока вызвали гастроли в Уральске уже известных тогда групп «Земляне», «Атлантик», «Интеграл», Альберта Асадул-лина и ленинградской рок-команды «Пульс». Регулярно проводились городские рок-фестивали, почти в каждой уральской школе был свой ВИА.
Большую популярность у молодёжи приобрели группы «Субмарина» (лидер Юрий Ланцев, вошла в Энциклопедию советского рока), «Воронья слободка» (лидер Андрей Клоков, ныне ведущий радио «Талап»), «Палата № 6» с Максимом Поповым (ныне профессор ЗКУ им. М. Утемисова, член Союза композиторов Казахстана), «Карма», «Клан», «Эфа». Сегодня успешно выступают группы «Храм Заката», «Точка невозврата»…

Отметив, что рок-музыка всегда поднимала актуальные социальные, общественно-политические и экологические проблемы, выступающий подкрепил свою мысль примерами.

Далее рассказано об уникальном социально-экологическом альбоме эстонских музыкантов Ивана Макарова и группы «Дата» в стиле хард-рок – «Озёра», который ассоциируется с Уралом и его гибнущей поймой. Особенно Чапуриным озером, брошенным на произвол судьбы.

И таких примеров активного и высокохудожественного отношения рок-музыкантов к проблемам планеты очень много. Это и есть восхождение к лучшим образцам и традициям рока.

Вице-консул РФ Хаджимурат Атмурзаев отметил удачную форму изложения истории уральского рока в контексте развития мировой рок-музыки. Особенно экологической темы, по которой, в частности, по Уралу, Хаджимурат Хасанович общается с автором книги. Атмурзаев предложил провести в Уральске экологический рок-фестиваль, в организации которого могла бы принять участие и российская сторона.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top