Волна возрождения

12 марта 2015
0
3721

– «Помню, вы подарили мне шашку, – приветливо начал Президент Нурсултан Назарбаев и добавил. – Что вам надо, просите». Прям как при Петре Первом, – рассказывает о встрече с Главой государства Вячеслав Солодилов, улыбаясь. – Мы попросили о передаче двух рынков. Вопрос решился положительно, правда, документы оформили неверно», – посетовал один из лидеров казачьего этнокультурного движения на мероприятии, посвященном 25-летию организации движения.

Агрофирма Асан. 1998 г.

Что предшествовало?

– В июне 1989 года состоялась встреча первого секретаря Уральского горкома партии Кондратенко и председателя горисполкома Джакупова с участниками фольклорного ансамбля старинной казачьей песни из села Круглоозерное, – рассказывает Феликс Баюканский. – На тот момент коллективу было шесть лет, в него входили: руководитель Артемий Донсков, Василий, Степан, Зинаида и Иван Севрюгины, Григорий Самаркин, чуть позже к ним присоединились Лидия Соболева, Анна Коновалова, Татьяна Толоконникова. Выступал он в Москве, Ленинграде, Волгограде, Саратове, появились их магнитофонные записи. В горисполком приходили письма с благодарностью от Союза композиторов РСФСР, Ленинградского института театра, музыки и кинематографии за прекрасные выступления в этнографических концертах. В свое время под опеку «Уральских казаков» взял кандидат исторических наук Уральского пединститута Евгений Иванович Коротин, сшили костюмы. Доцент вуза с 1961 года выезжал со студентами в экспедиции по сбору фольклорных материалов, для него эта тема была дорога. Книга «Фольклор яицких казаков», вышедшая в 90-х годах, стала библиографической редкостью.

– Уральцы прославились не только этим коллективом, но и другим – под руководством Натальи Комаровой, в то время Максимовой, художественным руководителем ДК «Железнодорожник», который на ВДНХ в Алма-Ате покорил всех, был награжден грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Там же ансамбль получил спонтанное название «Казачья песня», а через год на Всесоюзном фестивале, опять-таки в столице КазССР, к женщинам – Любови Белой, Людмиле Абрамовой, Алтынай Адаевой, Татьяне Лихачевой, Александре Матвеевой, присоединился мужской коллектив завода «Уральск агрореммаш» – в казачьих военных мундирах темно-синего цвета. Так получился сводный ансамбль, срывавший шквалы аплодисментов публики.

Помнится, казаки вернулись из гастрольной поездки по стране. На чествовании самодеятельного коллектива горожане отведали ухи, пирогов и других угощений. В областном краеведческом музее развернулась интересная выставка. Слова «казак» и «казачья песня» зазвучали миролюбиво, без существовавшего в прошлом намека на политику. Вообще-то уральское казачество было интернациональным по составу и отличалось веротерпимостью, там служили русские, украинцы, татары, башкиры, калмыки. Справляли свои обряды христиане, мусульмане, буддисты, иудеи. Об этом забывать нельзя, как и разрушать связи, существовавшие веками, так писала Татьяна Азовская в газете «Пульс». А в «Правде» сформулировал задачу Гутенев: «А нельзя ли сделать так, чтобы представитель каждой национальности хоть на вечер ощутил себя в атмосфере родного языка и культуры, корнями которых он незримо связан со своим родом?» – продолжает Феликс Аркадьевич, много способствовавший развитию культуры в Приуралье.

Кто стоял у истоков

– Через полгода, уже в январе 1990-го, Кондратенко вновь пригласил потомков уральских казаков в горком партии, говорили об историческом прошлом края, традициях, культурном наследии, необходимости возрождения всего этого. Была создана инициативная группа по организации казачьего историко-культурного общества, аналогичные функционировали на Дону, Кубани, в Москве. Руководство возложили на меня, заведующего городским отделом культуры, – уточняет он. – Инициативная группа работала каждый день, причем с энтузиазмом, на подъеме, разрабатывая устав, программу, обговаривая нюансы.

Вскоре объявили: в ДК «Зенит» собирается первый большой учредительный круг. Зал на 750 человек был до отказа забит потомками казаков с семьями. Докладчика буквально прерывали бурными аплодисментами.

Другого и быть не могло, ведь выступал Николай Чесноков, журналист, редактор телевидения, фронтовик, казак по родословной. Позже доклад писателя вошел в книгу «Улицы ведут в историю». В зале находились и представители КГБ. Наконец-то впервые после 70-летнего перерыва создали легальную организацию «Уральское казачье историко-культурное общество» (УКИКО). Избрали правление, куда вошли известные исследователи казачьего фольклора и истории: Б.Б. Пышкин, Е.И. Коротин, Н.М. Щербанов, Ф.А. Фокин, Н.В. Рожкова. Председателем общества, или атаманом, избрали Юрия Баева, секретаря горкома партии, барда и поэта.

Неожиданный поворот

«Что и говорить, времена тогда были трудные, перестройка в стране коснулась всех сфер деятельности, не минула она и УКИКО. Казаки во мнениях расходились, имело место и вмешательство извне. Были моменты, когда казаков провоцировали азатовцы, но они с честью избежали конфликтных ситуаций. Вскоре появился еще один лидер – Александр Качалин, и Юрий Баев сдал свои полномочия, затем – Сергей Иртикеев. Год за годом атаманы – председатели общества менялись, превнося в деятельность казачества что-то свое: Вячеслав Солодилов, Анатолий Авилов, Александр Думчев. В настоящее время фольклорно-этнографическим центром «Яик» руководит Владимир Новиков, в этом году вошедший в состав АНК.

Моя задача не излагать до точности хронологию событий и расставлять акценты на деятельности казачьих ячеек, а показать, что работа в этом направлении ведется активно. Казаков знают, уважают, они помогают обществу в решении различных социальных вопросов, помимо возрождения и сохранения своей уникальной культуры и традиций проводят мероприятия, духовно обогащающие уральцев независимо от национальных особенностей и вероисповедания.

– Появились новые люди, которые не захотели слышать только Пышкина, Коротина.., возникли другие взгляды, финансовые проблемы, правление ушло в отставку, – вспоминает Александр Комаров. – Началось расслоение, отпочкование. А что в этом плохого, если кто-то чувствует потенциал стать атаманом? У каждого свое направление: одни возрождают традиции, другие устраивают Крестные ходы от границы Казахстана до Первомайского района РФ, третьи занимаются экономическими вопросами, по-моему, нормально, что организаций несколько. Отовсюду к нам приезжают казаки: сын атамана Толстова, его внук из Австралии. На 10-летие УКИКО в областном краеведческом музее мы организовали выставку «Не один казак гулял», затем – встречу с шолоховской семьей, трехчасовой юбилейный концерт».

– В 90-м году ездили в Москву на круг, где принимали участие донцы, кубанцы и мы, делегация из 15 человек. Идем по Арбату, останавливаемся, и наш ансамбль… начинает петь. Что тут началось: все сбежались, обступили, деньги бросают! Для нас это дико, – включается в разговор Вячеслав Солодилов, возглавлявший в 1997 году общину яицких казаков. – В то время нас насчитывалось семь тысяч человек, самые многочисленные ячейки – на заводах «Зенит» и «Омега». Встречались с Президентом Нурсултаном Назарбаевым, шашку и коня ему подарили. А какой праздник отметили в Янайкино на Пасху, народ нас так ждал. Четыре года проработали в центре бок о бок с Натальей Комаровой, создавшей несколько ансамблей. История очень богатая.

– Много усилий положено на организацию консульства РФ в Уральске, возрождение духовности и возвращение Никольского храма, где я в то время служил старостой, – продолжает уже Сергей Иртикеев, атаман «Уральской казачьей общины». – Мы ездили на Куликово поле. Участвуем также на сборах в станице Соболевская. Сотрудничая с Натальей Владимировной, организуем концерты «Михайлов день», «Рождественские встречи». В начале года в честь 150-летия Иканской битвы побывали в Туркестане на поле боя, проведя там трое суток и отслужив со священником панихиду…

– В этом году еще и 10-летие газеты «Казачьи ведомости». Когда ее начали выпускать, столько радости было, из рук в руки передавали. К сожалению, не имеем возможности выходить более чем один раз в месяц. С финансами туго. Возглавляя общину яицких казаков, являюсь членом Ассамблеи народа Казахстана, – добавляет Анатолий Авилов. – Ежегодно встречаемся с Президентом страны. Какие у нас были люди: Алексей Михайлович Святынин, председатель совета старейшин, Александр Владимирович Тихонов.., – перечисляет имена Анатолий Александрович, в прошлом работник УВД.

Еще долго в «Старом Уральске» продолжалось юбилейное мероприятие, вспоминали былое, подытоживали настоящее. Не обошлось без проникновенного выступления Александра Ялфимова, писателя-фольклориста, вернувшегося из Москвы, где состоялся его творческий вечер «Казачий норов», не оставивший москвичей равнодушными к самобытному уральскому говору.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top