Вместе с песней

9 июля 2020
0
2993

Тамада, арт-директор ретро-клуба «Диско 80» Клара Иржанова рассказала, как стала ведущей торжественных мероприятий, чем покорила своего зрителя.

«Я думала, что свадьбы и юбилеи не закончатся никогда. Но карантин перевернул все. Я не востребована. Прохожу мимо сцены в нашем диско-клубе, поднимусь, спою что-нибудь для души и иду на кухню варить комплексные обеды», – признается в самом начале нашей встречи.

Свою карьеру ведущего праздничных мероприятий начала в 2004 году. Вспоминает, что тогда изюминкой ее праздников были песни Аллы Пугачевой. Один из первых банкетов – юбилей зятя – она даже решилась вести в образе Примадонны. Это произвело фурор среди гостей. Так началась в ее жизни череда юбилеев, на которых Клара-тамада не только могла похулиганить в образе Пугачевой, но и петь ее голосом.

«В молодости подражала ее пению. Мой маленький племянник всегда говорил: «Давай ты будешь моя Пугачева, а я – твой Киркоров», – с улыбкой вспоминает Клара Кавушевна.

С детства знала, что будет артисткой. В 3 года, когда в дом приходили гости, становилась на табурет и громко заявляла, что выступает народная артистка Людмила Зыкина. Взрослые давали ей деньги за выступление. Клара шутит, что за вечер могла заработать 3 рубля, если же гости давали всего 1 рубль, то она была недовольна.

В школе поселка Цыганово девчонка была неизменной участницей всех концертов, выступлений коллективов художественной самодеятельности, праздников. Для нее не было проблемой выучить стихи на 3 страницы – или из Лермонтовской поэмы «Бородино», или из Пушкинского романа «Евгений Онегин». Была отличницей, активисткой, старостой класса, председателем совета отряда. С 6 класса начала писать сценарии классных вечеров, в 8 классе учителя доверили ей и сценарии к общешкольным мероприятиям. Она хорошо рисовала, поэтому готовила стенгазеты, писала стихи. Научилась сама мастерить себе сначала простенькие юбочки и жилеты, позже – самые разные костюмы и платья для своих учеников-участников театрального кружка, и уже во время работы тамадой – балахоны в духе Пугачевой, концертные корсеты, кожаные брюки.

Ни один праздник не мог обойтись без нее. И в то же время успевала отлично учиться.

После школы поступила на филологический факультет – любила писать сочинения, читать книги, слагать стихи. Хотя в глубине души мечтала о музыкальном училище, хотела заниматься вокалом. Но родители категорически заявили, что петь – это не профессия, нужно идти в пединститут.

Уже на первом курсе студентка филфака взяла академический отпуск – у мамы случился инсульт, и за ней нужно было ухаживать.

В родном поселке девчонку-активистку сразу пригласили работать в сельский клуб – сначала организатором мероприятий, потом – заведующей.

«Этот год перевернул всю мою жизнь. Я не вернулась на филфак, – вспоминает Клара Кавушевна. – Мы организовали вокально-инструментальный ансамбль, председатель колхоза купил нужную аппаратуру, и понеслось».

С агитбригадой Клара ездила по полевым станам, выступала в районном центре. Родителям обещала, что обязательно вернется к учебе, но позже. А тогда ей хотелось исполнять песни «Аббы», Сиси Кейтч, Сабрины, «Бони М», которые она слушала дома, на пластинках и кассетах. Разучивала, не зная английского, на слух.

На одном из районных творческих конкурсов, где Иржанова выступала с литературным монологом, девушку заметили и пригласили на областной конкурс талантливой молодежи. Она готовилась без всяких помощников.

После ее ждал республиканский конкурс «Жигер-88» в Алматы, куда Клара поехала с разговорным жанром с тремя монологами. Один из них – «Девочки из детского сада» – сочинила тоже сама. Выступая, она говорила голосами трех маленьких девочек, причем настолько реалистично и уморительно, что зал взрывался хохотом и аплодисментами. Она стала дипломантом, ее пригласили остаться организатором мероприятий на турбазе «Турксиб» близ катка «Медео».

С сожалением вспоминает, что тогда ей не хватило решительности, чтобы остаться в столице, вернулась в Уральск. Забрала документы из пединститута и поехала поступать в «артистки» – в Алматы. Экзамены провалила.

Домой девушка вернулась в слезах. Родители уговорили дочь вернуться в пединститут. Она выучилась в вузе сначала на учителя начальных классов, позже – учителя географии. В своей сельской школе Клара работала вожатой, географом, заместителем директора по воспитательной работе. Для старших классов Клара Кавушевна организовала театральный кружок, с ними ставила спектакли по литературным произведениям. С одним из спектаклей по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» они объехали несколько сел в районе. Затем её перевели организатором в Переметнинскую школу.

Шутит, что покорение Уральска началось с инженерно-технологического колледжа – сюда ее пригласили организатором в конце 90-х годов. Студенческие КВНы, «Мисс колледжа», праздники «Золотой осени», «Студенческие весны» – все это закрутило Клару Иржанову в бешеном вихре, и в какой-то момент она поняла, что не успевает заниматься рутинной работой с отчетами и проверками.

Именно в этот момент на одном из юбилеев близких людей она встретила знакомого, который был ведущим мероприятия. Он предложил Кларе составить ему пару – вести праздники вместе.

В 2006 году Клара Иржанова окончательно ушла из педагогики.

Она объясняет, что педагогический опыт помог ей в ее новой деятельности. Искренность, доброта, душевность, с которыми географ Иржанова входила в класс, вела урок, общалась с детьми, остались и у Клары-тамады. По ее словам, артист не сможет обмануть зрителя, как и учитель ученика: в обеих профессиях нужно отдавать душу.

Ее зажигательные программы с песнями из репертуара российских звезд – Ирины Аллегровой, Лолиты, позже – Елены Ваенги, Полины Гагариной, которые тамада пела сильным, красивым голосом, быстро завоевали популярность не только жителей Уральска. Быть ведущей свадеб и юбилеев Клару Иржанову приглашали в соседние Атырау, Актобе, Актау, Астану, в российские города Самару, Саратов, Оренбург. За ее плечами – сотни свадеб, сотни юбилеев.

«Я самая счастливая тамада в мире, – рассуждает Клара Кавушевна. – Потому что могу вести казахские, русские, татарские, уйгурские, чеченские, украинские, белорусские свадьбы. Когда готовлюсь к торжеству, проникаюсь традициями каждого народа, поэтому знаю, как и что говорить, какую реакцию ждать от гостей.

Клара Кавушевна признается, что еще два года назад, когда едва перешагнула порог 50-летнего юбилея, начала думать о более спокойной профессии. Стала брать меньше заказов на свадьбы – отдала часть работы более молодым. Мечтала о тихой гавани, где будет зарабатывать будущую пенсию. Но однажды владелец ретро-клуба «Диско-80» Еркин Ракишев пригласил на встречу выпускников в поселок Караолтобе, чтобы она выступила с песнями из своего репертуара.

«Я побывала после поездки в диско-клубе, спела несколько песен со сцены «Диско 80» и почувствовала, что это мое, я хочу в этом клубе работать, хочу здесь петь, – рассказывает Клара Кавушевна. – В свои 50 я раскрылась по-новому, испытала кураж, счастье от творчества. У меня, как оказалось, в загашнике десятки песен, которые я хотела спеть. Сцена диско-клуба – это не Кремлевский дворец и не комплекс «Олимпийский», но мне достаточно этого островка. Оказывается, я всю жизнь ждала, чтобы прийти сюда. Потому что пение – это мое все».

Во время пандемии закрыты все рестораны и кафе, отменены все массовые мероприятия и тои, только музыка, по словам Клары Иржановой, не дает им, творческим людям, впасть в отчаяние и хандру.

Фото из альбома Клары Иржановой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top