Вера: знаки препинания

13 марта 2014
0
589

Нетрадиционные религиозные объединения чувствуют себя очень вольготно на казахстанской земле. Противостоять миссионерам правоохранительные органы могут лишь административными штрафами, которые нарушители зачастую даже оплачивать не собираются. Иного правового воздействия нет.

– Если бы наша деятельность была незаконна, государство не позволило бы нам зарегистрироваться, – это первое, что говорят новообращенным прихожанам активные деятели этих специфических неправительственных организаций. – Мы – не секта, мы объединение единомышленников, – гордо заявляют миссионеры всех нетрадиционных религиозных течений.

Рассказывая о чудесах, которые выпадают на долю всех, кто истово верит в Бога под крышей подобных молельных домов, они ни в коем случае не упоминают, что за свою миссионерскую работу получают зарплату. А между тем деятельность многих таких объединений по факту приносит немало бед. К примеру, хронически больные люди перестают принимать лекарства, состояние их резко ухудшается.

– Надо больше молиться и больше жертвовать, – говорят на это миссионеры.

По поводу здоровья в среде поклонников нетрадиционной религии очень популярно утверждение: «Бог поможет, все будет хорошо». А дополнительному созданию ощущения эйфории у прихожан по поводу того, что все будет хорошо само собой, способствуют применяемые во время служб различные технологии, рассчитанные на подсознание. Есть и такие объединения, в которых призывают работать на благо государства, а в случае болезни лечиться. Но у большинства пасторов и миссионеров установка на жизнь прихожан невероятно проста – молись, делись и тебе воздастся. И прихожане делятся, иногда отдавая последнее, даже не допуская мысли о том, что средства, которые они приносят – личный доход пасторов.

Максимум, что могут предпринять правоохранительные органы против руководителей этих объединений – с огромными усилиями собрать доказательную базу неправомерности их действий и закрыть то или иное объединение. Но после они открываются вновь – под другим названием. И те же люди, основатели действующих общин, зачастую агрессивных, продолжают пополнять ряды.

Как-то в конце прошлого года в Уральске попытались привлечь к отвественности христианскую общину, работающую без соответствующей государственной регистрации. В помещении, где проходят богослужения, стены украшены плакатами и надписями «Истинно спаситель мира Христос», «Бог есть любовь», «Хритос воскрес из мертвых, первенец из умерших». На руках у членов общины – Библия, Новый Завет и Псалтырь, песенники «Возрождение». В ходе службы пастор сообщил прихожанам информацию о задержании правоох-ранительными органами их «брата» в городе Балхаше и попросил помолиться за него: чтобы его освободили от штрафов. Еще три женщины с места громко обратились к Иисусу с просьбой защитить их от нападок со стороны властей.

Сотрудники правоохранительных органов дождались окончания бого-служения и задержали тех, кто незаконно ее проводил. Общину на одну треть (!) составляют дети, еще одна треть – пенсионеры. Оставшаяся треть – лица, в прошлом злоупотреблявшие алкоголем, разошедшиеся со своими мужьями и женами из-за фанатичного членства в этой общине, и другие социально неустроенные лица. По неподтвержденным даным, детей вербуют на улице. И зачастую привлекают в общину так, что родители даже не подозревают о том, где бывает ребенок. Подростков настраивают на укрывание информации от родителей, иначе «им будет плохо». Им – это самим детям, родителям, другим близким. Что особенно примечательно, работающие с вовлеченными в нетрадиционные религиозные объединения прихожанами психологи, сотрудники полиции и Комитета национальной безопасности это знают, но привлечь пасторов и миссионеров за запугивания и враждебный настрой к семье не могут: нет законных оснований.

В феврале в Уральске состоялся «круглый стол» с участием представителей религиозных конфессий, государственных органов, журналистов, организованный управлением по делам религии.

Руководитель облуправления Талгат Ныгметов отметил, что в нашей стране в мире и согласии вместе с мусульманами живут последователи православия, католицизма, протестантизма, буддизма и других конфессий. Он подчеркнул, что уважение казахского народа к другим вероисповеданиям, толерантность и взаимопонимание стали консолидирующим фактором, главным условием устойчивого развития государственности и обеспечения общественной стабильности в нашей стране.

– Политика государства в отношении религии должна органично сочетать реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех вероисповеданий перед законом, с обеспечением интересов национальной безопасности, приоритетным вниманием к сохранению и развитию историко-культурного наследия народа Казахстана, его традиционных духовных ценностей, – сказал Талгат Ныгметов.

Но на такое лояльное отношение государства нетрадиционные религиозные объединения отвечают вербовкой молодежи. По словам заместителя акима города Галима Урынгалиева, главная причина этого кроется в религиозной неграмотности и недостатке разъяснительной работы.

Для ликвидации пробела в Уральске создано пять информационно-пропагандистских групп городского и поселковых уровней. Они будут разъяснять Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», пропагандировать традиционные религиозные ценности. В эти группы входят госслужащие, специалисты-теологи, имамы мечетей всех уровней, ветераны и представители интеллигенции.

– В 2013 году проведен мониторинг деятельности религиозных объединений, – отметил замакима, – а также работа по созданию базы религиозных объединений, действующих на территории города.

Для повышения религиозной грамотности молодежи и предотвращения деятельности деструктивных течений в Уральске реализуется комплексный план по профилактике религиозного экстремизма.

– Согласно утвержденному графику, в общеобразовательных школах, вузах, ссузах Уральска с молодежью проведено более 100 встреч, «круглых столов», флэш-мобов, конференций и семинаров, в которых приняли участие сотрудники органов национальной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, акимата города, учителя религиоведения, школьные психологи и представители СМИ, – отметил он.

В рамках государственного социального заказа функционирует веб-сайт antisektazko.kz, на котором размещены статьи, посвященные профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Вот только мало кто из родителей молодых людей, вовлеченных в нетрадиционные объединения, об этом знает.

В 2013 году на профилактику религиозного экстремизма и терроризма из бюджета Уральска было выделено 1,2 миллиона тенге, в 2014 году – 1,7 миллиона. Заместитель акима города высказал предложения по совершенствованию мер профилактики. Среди них: трансляция по городским ситивизорам роликов, рассказывающих о деятельности деструктивных религиозных течений, организация конкурса среди жителей города на изготовление эскизов баннеров, эссе, видеороликов и публикаций в СМИ.

Пока на разных уровнях обсуждают, как бороться с миссионерами, они тем временем легко заходят практически в любую семью. В том числе – нанимаясь работать гувернантками и нянями. Няне уговорить родителя опекаемого ребенка посетить службу – дело давно отработанной техники.

Свое мнение по поводу увлечения уральцами нетрадиционными религиозными объединениями высказал один из известных в Уральске священнослужителей – архимандрит Феодосий.

– Может, неустроенность в жизни какая-то была у людей, поэтому пошли таким образом к Богу, или счеты с кем-то хотят свести, – предполагает священнослужитель. – В советское время все население как-то охватывали – взрослых коммунистической партией, молодежь комсомолом, были пионеры, октябрята, все дети заняты.

Вовлечение в нетрадиционные религиозные объединения – это недовоспитание молодежи. И взрослый человек может легко туда попасть. Вышел на улицу, увидел, услышал, красивой рекламой завлекся, говорит архимандрит.

Между тем в нетрадиционных объединениях на «отлично» поставлено обучение религии. Традиционное христианство, к слову, тоже открывает воскресные школы. В Уральске таковые почти при каждом храме – при Никольском и Преображенской церквях, «Золотая церковь» и Собор Михаила Архангела ведут общую школу в районе хлебозавода.

– При каждом учебном заведении должны быть альтернативные, свободно посещаемые занятия по религии, – считает Феодосий. – Собирать молодежь очень сложно, это нужно делать в учебных заведениях: детских садах, школах знакомить с общими направлениями традиционных религий. Так дети будут иметь представление о вере и знать отличия. В настоящее время у нас это не приветствуется, но, я уверен, властям надо подумать над тем, чтобы при каждом учебном заведении проводили занятия, на которых молодые услышали бы о том или ином направлении в религии. И потом они будут выходить в мир подготовленными и смогут противостоять уговорам миссионеров сект, которые, кстати, зачастую враждебно относятся к партиям, символике государства. Православное традиционное христианство поддерживает то, что пропагандирует наш Президент. А вот деятельность многих из нетрадиционных религиозных объединений противоречит существующим законам страны.

Раньше было меньше таких направлений, советская власть не допускала этого. Сейчас пришли к вседозволенности, считает священнослужитель.

– Мы пожинаем плоды непонимания в начале 90-х годов прошлого века. Тогда Владыка Антоний выступил с критикой существующего лояльного отношения к нетрадиционным религиям. Его тогда раскритиковали. А сейчас мы пожинаем горькие плоды. Нельзя людей, общество оставлять без присмотра, должного воспитания. Это понимала и царская власть, и советская. До революции были приходы, которые посещало практически все население. Семейный уклад тоже способствовал единому воспитанию, и то бывали различные сбои, – отмечает настоятель.

В борьбе за умы своих граждан главную роль должно сыграть государство, полагают священнослужители.

– Ленин не случайно отделил церковь от государства и школу от церкви. Это было сделано, чтобы изолировать население от религиозного воспитания. А религия – это духовный, нравственный аспект, она вбирает в себя все стороны жизни. Хотим мы или нет, – отмечает собеседник.

Между тем, пока за «круглыми столами» обсуждают давно назревшую тему, сами уральцы разделяются на тех, кто верит миссионерам, и тех, кто трезво размышляет, столкнувшись с их деятельностью. Родители вовлеченных в нетрадиционные объединения детей, не надеясь на официальные органы, готовы предпринять уже более конкретные жесткие действия против адептов. В некоторых поселках области жители объединяются и выпроваживают «пропагандистов». В городе это сделать сложнее.

– Если власть не призовет к ответственности этих миссионеров, и они не отстанут от моего ребенка, я сам соберу народ, и мы разберемся по-своему, – заявил автору материала один из родственников молодого человека, вовлеченного в деструктивную религиозную общину.

Автор: Аврора Браунинг

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top