Веление времени

15 февраля 2018
0
67

Диверсификация, инновации, модернизация – этими и другими подобными терминами изобилуют многочисленные интервью и высказывания экспертов и аналитиков. Есть ещё один термин – «модернизация экономики». Её Казахстан проводит почти десятилетие, однако многие понимают этот процесс как обыденный: мол, его проходят все страны (таких, надо полагать, десятки), которые хотят сделать свою экономику более эффективной. Нет, это далеко не обыденный процесс!

Модернизация – это перевод экономики на путь интенсивного развития для вывода её на высокий технологический уровень. В качестве одного из главных ресурсов для её реализации должен выступать потенциал населения страны. История показывает, что за последние 50-60 лет полноценную модернизацию удалось осуществить пяти-шести странам мира (в основном Юго-Восточной Азии), хотя такие попытки предпринимались в десятках государств. И заканчивались они неудачей, в основном потому, что проводились при недооценке потенциала населения.

Доводилось слышать мнения обывателей, будто объявленная модернизация на самом деле не нужна, и всё это показуха. Как говорил киногерой товарищ Саахов из кинокомедии «Кавказская пленница», с выводами торопиться не надо. Дело в том, что сырьевая направленность экономики и высокие цены на сырьё способны угробить её окончательно. Вот как поясняет такую ситуацию казахстанский экономист Слям Ахметов:

«Во-первых, поступления больших денег от экспорта сырья делают «ненужной» необходимость проведения полноценной модернизации экономики, а во-вторых, большой приток «сырьевой» валюты оказывает давление на макропоказатели. Поэтому и правительство, и монетарная власть больше озабочены «удержанием» этих макропоказателей, в том числе путём стерилизации (изъятия) тенговых денег из экономики, нежели проведением политики модернизации. В-третьих, такая работа институтов приводит к закреплению экспортно-сырьевой модели экономического развития, признаками которой являются накапливание денежных резервов и слабое развитие качественных основ экономики».

Поэтому модернизация экономики и преодоление её сырьевой направленности Казахстану крайне необходимы! Как показывает мировой опыт, один из главных способов перевода экономики на интенсивный путь развития – массовое развитие малого предпринимательства (МП). Причём предпринимательский талант населения Казахстана и его раскрытие должны рассматриваться как общественная ценность, как востребованный капитал экономики.

По мнению С. Ахметова и других экспертов, увеличение доли малого бизнеса в формировании ВВП до 50% резко повысило бы уровень жизни населения и укрепило бы социальную основу экономики. Поэтому в наших условиях необходимо сбалансированное развитие крупного, среднего и малого предпринимательства.

В Японии более 50% ВВП создают малые компании, в США этот показатель составляет более 52%, в Германии – около 57%. Примерно такими же цифрами характеризуется доля населения, занятого в малом бизнесе.

Двигателями экономики в развитых странах являются инновации. Роль МП в этой сфере в таких странах значительная. В качестве примеров можно назвать нынешних гигантов мировой экономики: «AppleComputers», «Compaq», «SunMicrosystems», «Microsoft» и т.д. Все они начинали как малые инновационные предприятия.

Например, в Соединённых Штатах МП – это основной источник создания новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес экспортирует более четверти товаров и услуг из США. Или возьмём Китай. Там 65% патентов и более 80% производимой новой продукции страны принадлежат МП, на его долю приходится около половины налоговых поступлений и около 60% объёма экспорта.

В последние 5-6 лет наши предприятия малого бизнеса, включая фермерские и крестьянские хозяйства, выпускают продукции и оказывают услуг на 3-3,5 млрд. тенге – по отношению к ВВП это лишь 12%. В МП занята четверть экономически активного населения. МП работают в основном в торгово-посреднической сфере, где об инновациях говорить не приходится. Доля кредитов, выданных МП городов Алматы и Астаны, составила почти половину от общей суммы по стране. При этом доля двух столиц в общем объёме выпущенной продукции и оказанных услуг МП составляет порядка 30%. Очевиден перекос не в пользу предпринимателей, работающих далеко от центральных городов.

Задача увеличения объёмов кредитования МП должна решаться с участием государства. Без эффективной госсистемы по «выращиванию» и развитию приоритетных направлений МП невозможно поднять малое предпринимательство до необходимого уровня платёжеспособности, после которого субъекты МП могли бы брать недешёвые кредиты комбанков и стать для них привлекаемым рынком. Без госсистемы по поддержке МП комбанки будут отдавать предпочтение менее рискованному рынку розничного кредитования, а рынок МП и дальше не будет развиваться.

Необходимо также органично встраивать малый бизнес в процесс экономической модернизации. Вот пример: вокруг автоконцерна «Тойота» работают 30 000 малых компаний. Не торгово-посреднических, а производящих комплектующие и другую конкретную продукцию. Понятно, что они, как, конечно, и сам автоконцерн, кровно заинтересованы в инновациях и повышении эффективности производства. Нужно активнее изучать опыт зарубежных модернизаций и применять его с учётом наших условий. Так что модернизация экономики, её интенсификация – вовсе не блажь, а веление времени.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top