Вечные напевы

28 мая 2015
0
4976

Живая музыка для живых сердец прозвучала в областной филармонии им. Гарифуллы Курмангалиева. Солидный концерт, состоявший из произведений XIX – начала XX веков, прошел в рамках празднования 550-летия Казахского ханства. Жители и гости Уральска могли не только послушать классическое исполнение, но и полюбоваться на редкие старинные национальные инструменты.

Ансамбль «Орал сазы»

– На сцене прозвучали казахские национальные традиционные произведения, которые поют в сопровождении домбры, а также исполнены кюи, – отметил руководитель управления культуры, архивов и документации области Даулеткерей Кусаинов.

Он напомнил историю возникновения одного из кюев – «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»), включенного в программу.

Этот кюй исполнил Акылбек Бектасов.

– Это произведение – одна из ярких страниц истории Казахского ханства, – сказал Даулеткерей Кусаинов. – Репертуар организаторами концерта подобран очень удачно. Представлены и восточная манера, и западная, и другие, в целом музыкальная культура всего Казахстана.

Конечно же, больше всего было произведений в местном стиле. Напомним, западноказахстанскую школу исполнения основал уроженец уральской земли Мухит Мералиев. А на нашу музыкальную культуру повлияло соседство Европы, рассказали музыканты, участвующие в концерте. Особенности местной музыки – своеобразный микс казахской и европейской культур – создал Мухит Мералиев. А его ученик Гарифулла Курмангалиев поднял это оригинальное искусство на высокий уровень – до оперного включительно. К примеру, в опере «Қыз Жібек», основанной на народных песнях, около 85% составляют песни западноказахстанской земли. В опере «Айман-Шолпан» также использованы песни западноказахстанских народных композиторов и исполнителей.

– До 1936 года Алма-Ата не знала Мухита, – рассказывает деятель культуры Республики Казахстан Сагадат Рахметжанов. – А потом эту своеобразную манеру исполнения включили в казахские оперы. Гарифулла Курмангалиев открыл в столице Казахстана класс Мухита, в котором, к примеру, училась Куляш Байсеитова и другие именитые артисты. Гарифулла Курмангалиев работал в классе Мухита в Алматы до 1985 года. Я и другие западноказахстанские музыканты – его ученики.

– Мы поем живым голосом, что среди современных артистов встречается редко, – продолжает Сагадат Рахметжанов. – Даже многие артисты филармонии поют под фонограмму. Надо, чтобы народ знал живую музыку, и раньше слушатели легко распознавали «фанеру». Надо чаще устраивать концерты «вживую», и не только казахской народной музыки. К примеру, те же центры Ассамблеи могли бы организовать концерт казачьей народной песни, русской и других.

– Хорошо, что в рамках празднования 550-летия Казахского ханства пройдет много выступлений «вживую», но в основном в районах, где нас и так знают, – отметил артист. – А вот в городе молодежь живое исполнение не слышит, и мы очень ждали момента показать именно молодым людям настоящее искусство. Мы поднимали этот вопрос множество раз, и, кажется, нас услышали.

Сагадат Рахметжанов исполнил произведение Мухита Мералиева «Үлкен адай». Другое произведение Мухита спел Серик Габрахманов, тоже, к слову, ученик Гарифуллы Курмангалиева. Он рассказал, что для исполнения в стиле Мухита требуется большой диапазон голоса, певец должен брать как самые высокие ноты, так и самые низкие.

Ансамбль «Орал сазы» продемонстрировал зрителям, как звучат старинные казахские народные инструменты. Например, қоңырау. На этих своеобразных колокольчиках играет Асель Муржанова. Еще два древних инструмента – шертер и үлкен шертер, они внешне несколько похожи на домбру.

– Шертер от домбры отличается третьей струной. Нижнюю часть ровной стороны инструмента делают из кожи верблюда, – рассказывает музыкант Дарияр Рахметжанов. – Струны из жил животных. Играли на шертере народные певцы жырау. Современные музыканты используют медиатор. Вуз окончил по классу домбры, освоил полностью, а вот шертер интересен как новый инструмент.

Здесь же представлены дауылпаз – древний ударный инструмент, а также его «собрат», который называют очень просто – коробка с палочками, издающая приятный звук.

Присутствует в ансамбле и бас шертер, аналог русской домры, пояснил музыкант Азамат Досанов. Роль бас шертера в оркестре – держать ритм. Все эти инструменты в ансамбле создают удивительно гармонично звучащие мелодии.

Среди зрителей на концерте были школьники и студенты из неспециализированных музыкальных школ, ссузов и вузов, интересующиеся, но не занимающиеся музыкой. Присутствовала и группа старшеклассников из германского города Штутгарта, приехавшая по программе обмена изучать русский язык, а заодно и познакомиться с казахской культурой. Все 13 ребят и преподаватель русского языка из немецкого города остались очень довольны программой концерта.

– Мы в Германии в школе учим русский язык. Нас интересует культура других народов, поэтому мы пришли на концерт. Концерт нам очень понравился. Казахская культура не похожа на немецкую, это ново для нас, – поделился впечатлениями школьник Йонас Плацнер. – Казахская речь вместе с домброй звучат очень интересно.

– В Германии мало знают казахскую культуру. В уральской школе Вальдорфской ориентации у нас есть уроки казахского языка, он звучит замечательно. Мы узнали очень много о культуре народа, а на концерте была возможность поближе познакомиться и с музыкой, и с костюмами, – говорит учитель русского языка в Вальдорфской школе города Штутгарта Елена Эгельваймерт.

Зрители неустанно снимали происходящее на сцене на сотовые телефоны. Уральские ребята хотят поделиться со сверстниками увиденным и услышанным, а германские школьники предполагают, что по возвращении домой удивят этими записями своих родителей.


Легенда о кюе «Ақсақ құлан»

Сын Великого хана Золотой Орды Жошы (Джучи), охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади. Метко разил царевич острыми стрелами бегущих куланов и не было от него пощады бедным животным. Вожак стада Хромой Кулан неожиданно развернулся и набросился на охотника. Атака была столь дерзкой и яростной, что Жошы слетел с коня, повредил себе шею и тут же умер…

Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану Золотой Орды о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда Великий певец – Улы жыршы – мудрый старец Кетбуга выстругал из березы домбру, и, придя во дворец Великого хана, упал на колени перед его троном.

…Кетбуга начал играть на своей домбре печальную мелодию. В кюе волшебными звуками передавалась вся трагичная история.

«Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!», – сказал хан.

Так на плоской стороне домбры появилось отверстие…


Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top