Вечные истины

15 марта 2018
0
1244

В русском драматическом театре имени Александра Островского с аншлагами идет новая детская сказка с чудесами и превращениями – «Аленький цветочек» по мотивам произведения С.Т. Аксакова.

«Для меня эта сказка – давняя мечта. Хотелось сделать добрый, большой и красивый спектакль, на хорошей литературной основе, с немалым актерским составом и множеством декораций. И в то же время, признаюсь, страшно было работать на таком материале, это как экзамен, – делится перед спектаклем режиссер-постановщик Руслан Джумахметов. – Сложная работа не только в актерском плане, но и в техническом, поскольку несколько раз меняются места действий, требуется огромный труд целой команды, начиная с режиссера, артистов и заканчивая монтировщиками, потому что все декорации надо беззвучно, быстро и незаметно для зрителя переместить. Затратная сказка: и по костюмам, и по оформлению, и по реквизиту. Задействовано десять персонажей, как в спектакле для взрослых. Но, тем не менее, мы это сделали, потому что в театре работают фанаты и профессионалы своего дела».

С первых минут Наталья Копеечкина в роли Фисы, старшей дочери богатого купца, приковала внимание публики. Я намеренно вначале указала имя актрисы, а не ее персонажа, поскольку она всегда играет экспрессивно, все с затаенным дыханием следят за ней. Мощно и со смаком преподносит любую роль, заполняя своей энергетикой не только сцену, но и зрительный зал. Ее нельзя перепутать ни с какой другой актрисой. В ее образах так и сквозит вольность народа, раскрепощенность, свободолюбие, словно она хочет сказать – я такая, какая есть, настоящая, не нравится – не надо. Именно этим и подкупает. Неизвестно, легко ей это дается, но зритель испытывает восхищение, глядя на ее героинь.

Второй персонаж, за которым с улыбками наблюдали зрители, мастерски сыграл Алексей Егоров – Бабу Ягу. Думаю, что дети и не догадались, что перед ними мужчина, и это лучшая похвала актеру. Читатель, наверное, спросит, откуда там Яга, у писателя не было ее. Более того, помимо безобразной и ворчливой старухи козни строили еще две персоны дремучих лесов и топких болот: Леший и Кикимора. Они органично вошли в контекст постановки, согласно сценической редакции Руслана Джумахметова, лауреата молодежной областной премии «Жыл үздігі».

Эти персонажи возникли на сцене весьма неординарно. В темном непроходимом лесу из земли неожиданно «вынырнул»… перископ, с двумя огромными светящимися глазами. Вслед за ним из подземелья выбрался косматый и оборванный Леший, ища свою подружку Кикимору, не выговаривающую некоторые буквы, что забавляло детей. Надо сказать, что их костюмы выглядели зрелищно и эффектно, над ними потрудились костюмеры. Свисающие с них тряпочки и лоскутки благодаря спецэффектам светились, создавая необычную картину, а лес с могучими деревьями, кронами, корнями буквально завораживал. Всякие задумки приятно удивляли, к примеру, кот, неожиданно выскакивающий из-под мышки Бабы Яги, дико орущий, с горящими глазами котел на углях, в котором варилось зелье, и он же одновременно являлся «телевизором», где нечистая сила наблюдала, что происходит в округе, и многие другие реквизиты.

Создатели удачно имитировали голубое море и плывущее по волнам в тридесятое царство тридевятое государство судно купца. Даже взрослые зрители оценили изобретательность и профессионализм в изготовлении костюмов и антуража пьесы в целом: высотного замка, сада с экзотическими цветами, венца с самоцветами и так далее.

События в сказке, как помните, развиваются вокруг аленького цветочка, который младшая дочь попросила батюшку привезти из заморских стран. С трудом он нашел его, однако взамен должен был отдать свою жизнь или отправить одну из дочерей жить в замок к чудищу. Спасти жизнь отца согласилась Аленушка, не подозревая, что ее ждет.

Чудище оказался очень страшным, в духе сегодняшних монстров, с которыми современным детям приходится встречаться в компьютерных играх, фильмах, мультиках. Полюбить его не представлялось возможным. Однако случилось чудо, девушка вначале прониклась к нему состраданием, затем милосердием, вскоре они подружились, и он стал ей мил. Его уважение к ней, забота, внимание, широта души затмили внешнюю непривлекательность. Она полюбила его, злые чары колдуньи потеряли силу, и страшилище превратилось в доброго молодца, попросив ее руки. Из века в век жива поговорка: «С лица воды не пить», и эта мысль красной нитью пролегла в постановке.

По завершении представления и бурных аплодисментов зрителей, мы продолжили разговор с постановщиком. «Руслан, все получилось, как задумывали? Вы довольны?» – «Да, сделали хороший подарок юным зрителям и городу, – не скрывает радости молодой актер, ранее с успехом поставивший сказку «38 попугаев». – Все проявили себя в полную силу. В сказке много звуков, музыкальных моментов, самый большой по количеству треков спектакль, прекрасный свет Ольги Лясиной, просто художественный, замечательны декорации Сакена Джумагазиева и хореография. Мы старались для ребятишек, на детских спектаклях формируют вкусы подрастающего зрителя, нашей будущей публики. Может быть, нескромно прозвучит: к нам приходили коллеги из Казанского театра, два раза смотрели сказку и были приятно удивлены работой».

«Самая лучшая сказка. Профессиональный уровень театра растет. Мы часто водим ребят на детские спектакли. Как правило, они длятся сорок пять минут, этот же дольше на двадцать минут, но время так быстро пролетело, что никто не заметил, – говорит Алина Таймазова. – Яркий, динамичный спектакль».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top