Важное звено

29 декабря 2022
0
754

В последнее время в Казахстане, особенно в Западно-Казахстанской области, уделяется большое внимание развитию дополнительного образования (ДО), которое использует все основные педагогические процессы. Во многих передовых государствах оно выступает как равноправная самодостаточная часть всей образовательной системы. Более того, в ряде стран дополнительное образование ставится даже выше системы среднего общего образования! Каковы особенности ДО и его перспективы в Приуралье?

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребёнка, его семьи, общества и государства. В системе ДО дети осваивают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, осознанного выбора профессии, получают квалифицированную педагогическую помощь по разным жизненным аспектам.

– Среди задач, решаемых учреждениями дополнительного образования, находятся профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, – неоднократно отмечал известный в Приуралье и Казахстане педагог Виктор Павлович Фомин, много лет возглавлявший Областной центр детско-юношеского туризма и экологии. – При этом, на наш взгляд, нужно бережно, вдумчиво относиться к уже накопленному в этой отрасли опыту, взять из него самое ценное, выдержавшее испытание временем и творчески применять его в работе в новых условиях.

Организации дополнительного образования туристско-краеведческого направления Западно-Казахстанской области имеют большой позитивный опыт в этой сфере. Всегда деятельность наших детских туристских станций активно поддерживали местные власти, политические и общественные структуры, коллективы предприятий и организаций. Именно благодаря их вниманию и заботе даже в самые тяжёлые времена детско-юношеский туризм в области функционировал и развивался.

Большую известность в республике и за её пределами приобрела туристско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал», организованная в 1989 году. Она стала комплексной формой краеведческого воспитания детей и подростков, важным звеном международного экологического движения.

На её базе сформировалась целая плеяда педагогов-экологов области, направлявших работу школьных экспедиций. В них приняли участие тысячи учащихся из нашей области, других казахстанских городов, соседних российских регионов и других стран СНГ.

Успешно выполнялись поручения Главы государства о внедрении обязательного курса «Краеведение» и проведении многофункциональных школьных экскурсий. В ЗКО прошёл экскурсионно-туристический марафон школьников «От достопримечательностей родного края – к святыням Казахстана».

Ярким примером эффективности системы дополнительного образования является деятельность школьных краеведческих музеев. Их в учебных заведениях области около 120, 15 уголков боевой славы. Такие музеи вносят значительный вклад в патриотическое воспитание учащихся. Среди лучших музеи СОШ им. Г. Махамбетова и Каршинской СОШ Акжаикского района, СОШ № 3 и 4, средняя общеобразовательная школа им. К. Мендалиева Казталовского района, музей «Атамекен» Калдыгайтинской СОШ Каратобинского района…

И таких примеров успешного внедрения дополнительного образования можно привести множество. С другой стороны, в нашем регионе есть неиспользованные возможности для улучшения системы ДО. В ЗКО немало детских турбаз. Поставлена задача превратить их из сезонных в круглогодичные. На необходимость такого подхода ещё в 2015 году обращала внимание тогдашний руководитель управления образования ЗКО А. Мынбаева.

И работа по «перезагрузке» детских турбаз пошла. Хороших результатов в этом плане добиваются детские туристские центры Акжаикского, Бурлинского, Жанибекского, Бокейординского и Сырымского районов, района Байтерек, ряд школ, лицеев и колледжей Уральска. Возросло количество и уровень походов и экспедиций, соревнований, турниров, фестивалей и прочих мероприятий спортивно-туристской и краеведческой направленности.

Немалые перспективы имеет международное сотрудничество в сфере детско-юношеского туризма. В нашей области новый импульс оно получило с созданием Ассоциации детских туристских организаций «Евразийское междуречье», объединившей ребят из приграничных областей России и Казахстана.

Наши юные туристы принимали участие в мероприятиях по туризму в российских регионах. В свою очередь, коллеги из России также регулярно участвовали в акциях наших центров и станций детского туризма. Сегодня, в условиях функционирования Евразийского экономического союза это сотрудничество получает новые возможности для расширения.

Более серьёзного внимания требуют также вопросы подбора и подготовки кадров педагогов дополнительного образования, тренеров, турорганизаторов и других специалистов. Большое значение в этом плане имеет введение в ряде учебных заведений специальности «менеджер туризма».

Наконец большое значение для развития системы дополнительного образования может иметь создание центров по всем направлениям творчества и воспитания школьников, укреплению материально-технической базы, обеспечению их соответствующим оборудованием и снаряжением. Почти в каждом районе и в Уральске здесь есть над чем поработать.

Таким образом, потенциал для развития дополнительного образования в области создан основательный. Приходит понимание того, что ДО – это не какой-то довесок к системе среднего общего образования. Областной центр детско-юношеского туризма и экологии, Центр внешкольной работы, другие учреждения, где трудятся педагоги ДО, тоже формируют интерес детей к профессиям, воспитывают в них патриотизм, чувство прекрасного и другие добродетели – можно сказать, дают им путёвку в жизнь. Поэтому нельзя жить прошлыми достижениями, впереди большая работа.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top