В ступоре

12 декабря 2019
0
359

Как известно, в конце года принято подводить его итоги. В номинации «Обмеление года» первое место с большим отрывом можно отдать Учужному затону: довести уникальный уголок природы до такого состояния – это надо уметь. До последнего сопротивлялась природа-матушка: в начале июля здесь ещё рыба водилась и даже цапли! Одна из них стояла посередине высыхающей лужи и обалдело смотрела на человека с лопатой, а потом улетела. Где-то в низовьях, за десятки километров отсюда, выполнял госзаказ плавучий кран – последняя надежда дачников, берущих воду из затона для полива. Что год грядущий нам готовит?

Учужный затон в сентябре 2019 г.

Спасительный аванс

Во время сентябрьской встречи с бывшим председателем Уральского городского общества садоводов и огородников Алексеем Саблиным автор этих строк также затронул тему Учужного затона. Алексей Фёдорович недоумевал: «Как же так? Мы всегда решали эту проблему: собирали деньги, и плавкран путейцев углублял затон!» Однако заклинило. На углубление требовалось миллион, потом 1,2 миллиона…

Деньги садоводы пытались собрать, но многих не устраивали расценки: дорого! Миновал 2018 год, наступил 2019. Начали с 5 000 тенге с участка и дошли до 20 000. Дорого. Кто-то говорил: надо было раньше соглашаться на расчистку. Но поезд, простите, плавкран, уже ушёл.

Председателю одного из садоводческих обществ удалось уговорить путейцев углубить хотя бы вход в затон, так сказать, авансом. Мол, потом вопрос с деньгами решим… Буквально за пару часов плавкран Уральского филиала РГКП «Казахстан су жолдары» под руководством старшего электромеханика Валерия Тасканова значительно углубил устье затона. Даже предостерегающую табличку установили: «Осторожно, ямы! Углубление!» А то расслабился народ, купающийся около устья…

Спасибо хоть на этом: не будь этих ям, два понтона с насосами, качающими воду ниже пристани, некуда было бы ставить на зимовку.

Хвостик подорожал

По мнению нынешнего председателя УГОСО Андрея Заозёрова, проблему подачи воды на участки можно раз и навсегда решить переносом водозабора к устью затона. Андрей Николаевич досконально всё это объяснял мне на компьютере, привлекая для этого даже космические снимки из Интернета. Да-да, виден ещё с орбиты наш Учужный затон – этакий хвостик…

Но садоводы давно такой вариант просчитывали: тоже не выгодно. Только прокладка новой трубы обойдётся в кругленькую сумму. Легче углубить затон плавкраном, тем более что вся поливочная инфраструктура с напорными ёмкостями ЖЁСТКО ПРИВЯЗАНА К ПОДАЧЕ ВОДЫ ИЗ ЗАТОНА. И действует почти 40 лет! И в уходящем году работала благодаря каналу, прокопанному дачниками ЛОПАТАМИ. По мере падения уровня Урала канал постоянно углубляли.

Люди горько шутят, что приметой эпохи революции был человек с ружьём, а в Учужном сегодня – человек с лопатой. Такой вот «прогресс»…

Фрагмент речной лоции 1950-х годов

Учитесь у соседей!

На лоцманских картах 40-60-х годов Учужный затон обозначен длинным заливом с дугой (пунктиром, что означает непостоянный водоток), начинающейся в половодье в районе нынешней Стелы. Устье затона находилось напротив Ханской рощи!

В 1940-1945 годах правый берег Урала со стороны Учужного затона находился около смотровой вышки, где сейчас располагается офис областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования. С той поры так называемый Непроходной яр на правом берегу резко ушёл южнее, год за годом срезая перемычку, отделяющую Учужный затон от русла.

Но даже в таком виде затон в 1970-1980-е годы представлял собой солидный залив, который в половодье нередко превращался в проточный водоём. На берегу Учужного затона располагались судоремонтные мастерские Уральского речного пароходства. Здесь зимовал флот: два дебаркадера, с десяток буксиров-толкачей и плавкранов, баржи, брандвахты… К этим судам осенью 1985 года добавился будущий флагман пассажирского флота двухпалубная комфортабельная «Москва». И всё это свободно умещалось в Учужном затоне! Основная же часть флота зимовала в затоне им. В. Чапаева.

В затон Учужный дачники постоянно ходили на рыбалку. Ловили рыбу со стоящих судов, в том числе с плавучей нории для погрузки зерна. Речники следили за затоном – расчищали и углубляли его.

Довелось наблюдать, как делали это в советское время. Извлечённый грейфером плавкрана грунт грузили на баржу, с которой он другим плавкраном выгружался на берег напротив нынешнего пляжа в Куренях. Таким же способом, кстати, речники регулярно расчищали затон рыбинспекции в Ханской роще.

Всё по технологии, в соответствии со здравым смыслом. Неслучайно оба залива имели вполне подобающий вид и долго служили людям.

Затона в роще давно уже нет, а Учужный иногда углубляется странным способом. Плавкран изымает грунт и просто сваливает его рядом, то есть в сам затон (!). Благодаря таким «художествам» ширина затона уменьшилась втрое, весной наспех сваленный грунт снова сползает в русло… Словом, плати, дачник, ещё «бабки», если не хочешь засохнуть…

Действительно, за такую выгрузку на яру садоводам пришлось бы дополнительно раскошеливаться, чего они позволить себе не могут. Сбывается мрачное предсказание директора ТОО «Судоремонтный завод» Владимира Самсонова: Учужный затон через год-два ОТШНУРУЕТСЯ от Урала.

В 2020 году положение ещё можно поправить. Но вот в 2021-м… Путейцы в который уже раз повторяют: заплатите – хоть десять затонов расчистим. Они, напомню, обеспечивают судоходную обстановку на ТРАНЗИТНЫХ реках, какой является Урал. Углубление затонов, стариц, согласно уставу предприятия, проходит в графе «Платные услуги».

Но ни садоводы Учужного, ни УГОСО ничего вразумительного по поводу спасения затона не говорят. И власти тоже. Мол, законом запрещено вмешиваться в деятельность общественных организаций. Словом, все в ступоре, куда ни кинь, всюду клин.

Когда рассказал эту историю одному бывалому речнику с Волги, тот поразился: «Вы шутите: не можете углубить такой микроскопический залив? У вас чиновники, речники чем занимаются?!» Блефует наш гость? Ничуть. Сегодня в ряде приволжских регионов проводится масштабное возрождение пойменных озёр, стариц, затонов. По телеканалу «Россия-24» показали впечатляющие кадры занятой на таких работах техники: экскаваторов, тракторов, плавучих кранов… Реализуются поручения президента Владимира Путина по развитию внутренних водных путей. Значит, путевые хозяйства получат новые плавкраны, земснаряды, карчекраны. И никакого ступора. А мы чем хуже?!

Фото автора

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top