В созвучии времён

9 февраля 2017
0
1795

(Продолжение. Начало в № 46-48, 50-52 2016 г.)

Жилище. Как много в этом слове. И в то же время этот «домик» могут собрать две-три представительницы прекрасного пола за… час. Реально.
Это как же надо было сконструировать, подобрать материалы и комплектующие, чтобы возводить жильё быстро и при этом жить в нём с удовольствием.
В этническом зале Национального музея РК стоит святая святых Её Величество Юрта.

Этнические мотивы

Ключевую позицию зала занимает юрта в натуральную величину. Шарм интерьеру придает освещение – приглушенное, мягкое и какое-то романтичное, от которого появляется сильное желание войти внутрь. Такое ощущение, что там необычно, комфортно, можно присесть на корпе, отдохнуть и, набравшись сил, продолжить экскурсию. Но не тут-то было, юрта и пространство вокруг нее огорожены шнуром. Рядышком стоит лошадь. Но более всего привлекает внимание апа, роль которой выполняет манекен в казахском национальном одеянии, она растирает что-то в большой  ступе, наверное, готовит тары – полезный и сытный продукт из измельченного проса, который употребляют в пищу с каймаком или молоком.

Юрта – это целая повесть и песня одновременно. Легкая в сборке и перевозке, теплая, уютная, но самое замечательное, что через ее кровлю видно… голубое небо – днем, а ночью – звезды. Эта верхняя часть юрты называется шаныраком. В древности по расположению солнца, проникающего через жердочки шанырака, определяли время.

Воздушное и просторное жилище из деревянного каркаса и войлочного покрытия  вполне могли собрать две-три женщины в течение часа. Вход в жилище располагался строго на юг. Правая сторона принадлежала хозяевам и старшему поколению, левая – младшему. В центре располагали очаг из камней и глины, в зимнее время года он постоянно горел. А в летнее – этот своеобразный шатер сохранял прохладу, предохранял от суховеев и дождей, являясь вполне уютным жильем.

По размеру и украшениям юрты можно было судить о состоятельности ее хозяев. Чаще всего сооружали шестиканатные юрты, и лишь в богатых семьях – десятиканатные, их еще называли ханские. Это не только жилище, семейный очаг, глядя на который, бывало, давали слово и клялись, но и глубокая символика, в некотором роде вселенная в миниатюре, где все имеет свое  предназначение и сакральный смысл. Купол символизирует небо и связь поколений, ленты с кистями, свисающие с него – звезды и Млечный путь, и так далее. У входа в жилище располагали обереги. Стены и пол утепляли войлоком или коврами. Изготовление ковров в те времена  – это настоящее волшебство.

Ручное ковроткачество всегда восхищает; удивительно, как из нитей получаются узорчатые красивые рисунки с геометрическим или растительным орнаментом. В Казахстане ткали ковры в основном в Семиречье, ворсовые и безворсовые, они дорого стоили и ценились; ковер был главным приданым невесты, а также – главным призом на байге. Но все же преимущественно казахи занимались валянием войлока, поскольку это было более доступным, а применение более широким: покрывали юрту, утепляли стены, застилали полы, изготавливали головные уборы. Украшали аппликациями в виде орнамента, в обеспеченных семьях – из бархата.

Состоятельность «читалась» и по костюмам. Казахские национальные костюмы приспосабливались под верховую езду. Прототипами их была одежда саков, гуннов, тюрков, видоизменявшаяся во времени и пространстве. Бедняки одевались скромно, у представителей высшей социальной прослойки присутствовали меха: лисы, волка, куницы и другие, а также украшения из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Для верхней одежды использовали кожу овец, сайгаков и других животных, которую окрашивали в разные цвета и комбинировали, выглядело красиво и богато. Занятен один факт: кожаные сапоги носили без разницы на правую или левую ногу, благодаря этому срок носки продлевался.

Своеобразием отличаются и некоторые виды бытовой утвари. У современников, привычных к посуде из стекла, фарфора и металла, неподдельный интерес вызывает фигурный сосуд из кожи, именуемый торсыком. Это что-то среднее между бутылкой, вазой и фляжкой, я бы так сказала. Глядя на него, воображение невольно рисует образы батыров, едущих по степи на лошадях, у каждого из них свой торсык – кожаная сумка, в котором могли быть вода, шубат, но чаще кумыс – удивительный напиток из кобыльего молока. Почему удивительный? Молоко и – хмельное! Его изготавливали посредством молочно-кислого и спиртового брожения, а секрет приготовления держали под строжайшим секретом.

По сведениям, кумыс изготавливали кочевые племена Средней Азии и Монголии еще 5500 лет назад. Это любимый напиток скифов. Он может быть слабоспиртовым и сильным, в зависимости от того, какой  процент спирта содержится в нем. Крепкий называется асау кумыс, то есть необузданный или буйный.

Он не просто утоляет жажду, поднимает настроение, но и лечит, это его главное достоинство. Хорошо восстанавливает ослабший организм после болезни, исцеляет желудочно-кишечный тракт и некоторые формы туберкулеза. Раньше функционировали здравницы – кумысолечебницы, но с течением времени, к сожалению, их не стало. Да и кумыса теперь мало, не продают его почему-то у нас на улице в жару, в отличие от сомнительных напитков с вредными добавками «Е».

Мы как будто бы побывали в юрте, представили себя верхом на лошади, «примерили» костюмы, «попробовали» кумыс, что еще осталось? Судя по крылатому выражению: «хлеба и зрелищ», неплохо бы коснуться духовного аспекта – старинных казахских музыкальных инструментов, которые завораживают своими формами, и уж тем более звучанием.

По-своему необычен шертер, яйцевидной формы, обтянутый кожей.  Исследователи считают, что он прообраз двух музыкальных инструментов: домбры и кобыза. Домбра более распространенный инструмент. Кобыз у древних тюрков использовался в шаманских ритуалах, при изгнании злых духов, болезней.

Вообще специалисты разделили казахские музыкальные инструменты на две разновидности: общенациональные и фольклорные. К первой относятся домбра, кобыз и их производные, на них исполняют народную и классическую музыку. Ко второй – сазген, желкобыз, керней, сырнай, дабыл и другие. Дабыл представляет собой ободок с ручкой, обтянутый кожей. Кстати, этот ударный инструмент с громким звуком упоминался еще в древнем эпосе. Он использовался, когда надо было созвать мужчин на охоту, на религиозные обряды, а также во время сражений, в качестве сигнала к началу боя, окончанию или перемирию, такая на него была возложена миссия.

О старинных казахских музыкальных инструментах писали ученые, этнографы, просветители Чокан Валиханов и Григорий Потанин, рассказывая о виртуозном исполнении кюев и других произведений, дошедших до нас. Но это уже немного другая тема, а мы пойдем в следующий зал музея, где лежат слитки золота, но – не «Золотой».

(Окончание следует)

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top