В созвучии времён

15 декабря 2016
0
2807

(Продолжение. Начало в № 46-49)

Огромный монстр взгромоздился на женщину, пытающуюся вырваться, уберечь своих младенцев. Но тщетно, двое из них уже без признаков жизни. Что это, фильм ужасов, констатация или предвидение возможного варианта будущего? Последнее – ближе.
Мы продолжаем знакомиться с выставками современного искусства в Национальном музее Казахстана.

Предостережение

На скульптуру «Лихая година» невозможно смотреть спокойно: все восстает, переворачивается, протестует – так не может быть, не должно! Согбенная женская фигура, наклоненная до самой земли, из последних сил удерживает в руках малыша. Она не может встать, на ней сидит огромное чудовище с рогами и длинными ногами-палками. Кто-то считает, что оно похоже на птицу. Однако, на мой взгляд, это что-то среднее между козлом и птеродактилем.

Женщина в модных туфлях на высоком каблуке, одежда ее задрана… пытается подняться, но «оседлавший» ее не дает, более того, на его туловище, больше похожего на скелет, висят … два умерщвленных младенца, видимо, детки этой страдалицы. Мать в ужасе и, вероятно, тронулась рассудком. Жестокая тварь устремляет взгляд вдаль в поисках других жертв. В уникальной работе сплелись все ипостаси: рождение и смерть, любовь и ненависть, милосердие и жестокость. Насилие, порабощение, унижение, бесконечная боль… По словам автора, Еркина Мергенова, это олицетворение идеи «вечной борьбы человека с мифической силой, несущей смерть и разрушение».

Другие его скульптуры вызывают иные эмоции. Но также побуждают к размышлениям, чему и принято служить искусство. В своих произведениях, автор совместил традиции предков и современность, реализм и абстракцию, недоговоренность. Один из его творческих приемов – использование «пустоты»: фигур без головы, рук, зияющих отверстий вместо лица или туловища и так далее – воздействует как невосполнимая потеря, горькая утрата, вызывая неоднозначные тяжелые чувства, мысли о причинах и следствиях увиденного. Космонавт без головы, скелет с поднятыми вверх руками, нога, переходящая в узкий, гладкий металлический стержень… Что зашифровано во всем этом?

«Я не рассчитываю, что оно понятно или должно быть понятным, и это не вызывает особого беспокойства. Это же пластическое искусство, и оно предназначается для наших потомков», – говорил Еркин Тлекович, сетуя на то, что его работы не выставлены на улицах для широкого обозрения, за исключением нескольких. Одна из работ – «Эко» – установлена в парке скульптур в Оксфорде, другая – в Алматы (кстати, он родом оттуда). О его 14 работах европейские ученые написали эссе, которые были переведены на русский язык и изданы в сборнике. Его творчество признано в Европе и приравнивается к великим художникам Джакометти, Родену, Муру. Как заметил Ю. Королёв, некогда директор Третьяковской Государственной галереи: «Широта и философичность мышления, острое чувство времени и дар предвидения, свойственный лишь большим художникам, выводит творчество Еркина Мергенова в ряд явлений мирового искусства». В 2002 году он был награжден «Золотой медалью имени Пушкина».

Е.Т. Мергенов помимо творчества занимался общественной и политической деятельностью, будучи членом Верховного Совета СССР, выделялся откровенными выступлениями, возглавлял Союз художников Казахстана, был постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников. Максут Фаткулин, академик, член Президиума Российской академии художеств, подчеркивает его выдающийся талант.

Прошлым летом в Москве в Центральном доме художников состоялась его выставка «Предчувствие», к которой он очень готовился, поскольку учился в этом городе и любил его. Но, к сожалению, не смог приехать по состоянию здоровья. А через десять дней после открытия… ушел из жизни.

Несколько созвучны с его произведениями и работы Алибека Мергенова. Он также реализует свои задумки в металле: алюминии, бронзе, воссоздавая одновременно европейские и восточные пластические традиции. Член Союза художников Казахстана, почетный лауреат нескольких международных конкурсов за скульптуру, посвященную воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане, занял второе место в открытом конкурсе на создание Мемориала. Скульптура Алибека Нурлановича «Мать-Земля» настолько многокомпозиционна, что каждый отдельный фрагмент можно подолгу разглядывать и разгадывать: что вложил автор, какой смысл, какими средствами выразил, что подразумевал под той или иной деталью, символом? Очень необычно, волнующе, захватывающе.

Совсем в другой манере работы скульптора Фархада Камалова, также члена Союза художников Казахстана, участника многих международных выставок во Франции, Кипре, Югославии; его скульптуры находятся в частных коллекциях дальнего зарубежья. От образов, изготовленных из дерева – «Тройняшки», «Ноев ковчег» – веет теплотой, мягкостью, единением, несмотря на то, что вторая работа представляет собой тесное скопление людей в замкнутом пространстве.

Как описано в Библии, Создатель, видя, что творится на Земле: безнравственность, насилие и прочие противоправные деяния, сказал Ною – праведному человеку, чтобы он построил ковчег из дерева и разместил в нем жену, сыновей с женами и некоторых животных по паре – для размножения, а также запасся продуктами питания. Когда работы были завершены, пошли дожди, настолько обильные, что начался потоп, и ковчег поплыл. Путешествие длилось долго. Пристанищем оказалась гора Арарат. Словом, Ной и все, кто находился в ковчеге, спаслись. Так гласит легенда или…? Это весьма занятная задачка, ответ на которую ищут до сих пор все, и ученые в том числе.

Есть сведения, что советский летчик, пролетая над Араратом в 1920 году, видел нечто похожее на описываемое «судно», сфотографировал. Через год снарядили экспедицию, но обнаружить ничего не удалось.

По другим источникам, был найден обломок дерева от ковчега, исследования показали, что это разновидность дуба, которому около пяти тысяч лет. Поскольку цель публикации – не научные изыскания относительно «Ноева ковчега», а показ творческих воплощений, то останавливаться на этом не будем.

Автор указывает глубинный смысл современной жизни, допуская возможный ее исход, и предупреждает об этом своими средствами. «Ноев ковчег» в разные времена нашел отражение во всех видах искусства: кинофильмах, театральных пьесах, документальных лентах, прозе, стихах, музыкальных произведениях, детских мультфильмах и даже в компьютерных играх.

Свое видение внес и казахстанский скульптор, обращая нас к проблемам жития. И как тут не вспомнить Владимира Маяковского и его пьесу «Мистерия буфф», посвященную этой же теме, которую он написал в 20-х годах прошлого столетия, но актуальную и по сей день. «Послушайте! Я не могу! Послушайте! Что же это такое? Сухого места на свете нет! Послушайте! Оставьте меня в покое! Отпустите меня домой, в кабинет. Я не могу! Я думал, потоп по Каутскому будет! И волки сыты, и овцы целы. А теперь убивают друг друга люди. Милые красные! Милые белые!»

(Продолжение следует)

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top