В созвучии времён

8 декабря 2016
0
1618

(Продолжение. Начало в № 46, 47, 48)

Словно лучи света преломились, рассыпались и застыли в разноцветных глянцевых осколках, сложившихся в мозаичные картины, удивительной красоты и гармонии. Они отдалённо напоминают то, как мы в детстве вращали игрушечный калейдоскоп с осколками цветных стёклышек, создавая замысловатые узоры. Чуть повернёшь – появляется ковёр или яркая поляна с цветами, лазурное море с редкими обитателями, синее звёздное небо… Чуть-чуть воображения, и возникает необыкновенное волшебство.
Почти такие же ощущения подарила выставка «Итальянская мозаика и керамика» в Национальном музее Республики Казахстан.

Импульс

Уже в холле притягивает мозаичная работа «Валиум» в виде огромного круга, внутри которого множество разноцветных мелких кружков, сложенных в определенной последовательности, особом ритме, рождающих узор и мелодию… от которых заряжаешься. Невольно на ум приходит выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Потому что собранны цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый и так далее – весь спектр света. От мозаики исходит вибрация, и ты уже не можешь пройти мимо.

Завораживают «Три плоскости в мире иллюзий» вкупе с серебристо-зеркальными шарами. Недоумение вызывают изделия необычных форм, так и называемые «Пластическая форма» и «Пластическая форма неповторимая». Радует глаз созвучие тонов в геометрических рисунках панно «Цвета в квадрате», «Летающие лисы». И если эти произведения заставляют нас думать о скрытом смысле, то другие – картины с забавными клоунами – просто веселят, призывая быть проще, легче, добрее.

Отдельные эмоции вызывают женские портреты в честь художника Фаустино Бокки, копии картин австрийского живописца Эгона Шиле и других творцов. К слову, у известного экспрессиониста Эгона Шиле весьма трагично сложилась судьба. В один из творческих периодов его подругой и моделью была юная прелестница, и живописца обвинили в соблазнении несовершеннолетней. После обыска в его доме нашли десятки откровенных рисунков, объявленных порнографическими. Арестовали, дали срок. Работы Эгона Шиле экспонировались в крупнейших выставочных залах совместно с Ван Гогом, Эдвардом Мунком. К сожалению, жил и творил он недолго (1890-1918 гг.). В то время свирепствовала эпидемия испанки, унесшая миллионы жизней в Европе. Эта горькая участь не миновала и его семью: художник скончался через три дня после смерти беременной жены.

… Однако вернёмся к современному искусству. Помимо мозаики представлена керамика.

«Ваза с ручками» с изображением доброго дракона – весьма забавного, скорее, похожего на былинный корабль, обрамленный цветами – вызывает улыбку. Не менее сказочны и другие персонажи, украшающие кашпо, блюда, кувшины, тарелки. Растительным и цветочным орнаментом расписаны шкатулки, различные фигурные баночки с керамическими крышками, называемые альбарелло. Разглядывая высокую изящную вазу с длинным узким горлом, я была удивлена, узнав, что это бутылка. В это время ко мне обратилась смотритель музея: «Не желаете что-нибудь приобрести? Посуда продается». У меня не было в мыслях что-либо покупать, и я просто полюбопытствовала: «И сколько стоит, к примеру, это блюдо, которое можно использовать под бешбармак?» – «Сто двадцать тысяч тенге, – ответила она, и тут же добавила, увидев моё смущение, – есть подешевле». «Эквивалентно ноутбуку, – заметила я, улыбнувшись. – Спасибо, обойдемся без этой «посудки».

Выставка состоялась в рамках Года итальянской культуры в Казахстане. Ее организовали Школа изобразительного искусства и технического дизайна им. Н. Кастеева (Алматы), Школа мастеров мозаики Фриули, Ассоциация керамистов «Ля Громинья» (Италия), при поддержке Образовательного центра «ARTinvest», выступившего спонсором в Казахстане. Керамика представлена регионом Умбрия, славящимся производством изделий из керамики и майолики.

Чуть раньше подобное мероприятие состоялось в Алматы к 1000-летию южной столицы, где руководителем образования г. Алматы Рахат Шимашевой было отмечено: «Проведение выставки совпало с 25-летием Независимости Казахстана, Годом итальянской культуры в РК и юбилеем города. Три эпохальных события призваны вдохновить и способствовать сплочению наших стран во имя процветания мастерства и искусства творения. Мозаика и керамика стали своеобразным символом взаимоотношений наших стран в современном мире».

Известная по всему миру школа мозаики из региона Фриули, открытая в 1922 году, не только обучает этому мастерству, но и создает поистине произведения искусства, а также участвует в эксклюзивных проектах, одним из которых является Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Сотрудничает со школами других государств; в настоящее время там обучаются пятеро студентов из Алматы и Астаны. С успехом прошли пленэры учащихся школы Кастеева в Перуджи и в Спилимберго, где казахстанцы приобрели новый для себя опыт в изготовлении керамической посуды, росписи на ней в соответствии с традициями древнего производства.

«Мозаика и керамика являются выражением древних традиций, которые до сих пор живы. Обмен общеизвестным итальянским опытом в этих сферах вносит значительный вклад в рост профессионального мастерства ремесленников и студентов Казахстана, и мы гордимся тем, что они вобрали в себя самые лучшие знания», – выразил свое мнение Стефано Раваньян, Чрезвычайный и Полномочный посол Италии в РК.

Что побудило меня написать об этой выставке, вроде бы, не имеющей непосредственного отношения к Казахстану? Тот резонанс, импульс, что производят высокопрофессиональные произведения из мозаики, побуждающие к творчеству. Не зря с латинского «мозаика» переводится как «произведение, посвященное Музе». Возможно, кто-то заинтересуется, пойдет по тропе творца и порадует себя и нас шедеврами.

(Продолжение следует)

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top