В отдельно взятом доме

16 июля 2015
0
2313

Почему следует участвовать в программе по модернизации жилья и как действовать, если поставщик коммунальных услуг подаёт тепло или воду ненадлежащего качества? Ответы на эти и другие вопросы дал корреспонденту газеты «Информбиржа news» председатель Ассоциации КСК города Станислав Филиппов.

Вопросы содержания жилых домов в порядке всегда остаются камнем преткновения между кооперативами собственников квартир и этими самыми собственниками. Последним постоянно кажется, что в КСК их дурят, обирают и при этом абсолютно ничего не делают, первых же возмущает потребительски-хамское отношение к себе жильцов и абсолютное нежелание воспринимать любую их деятельность.

Ассоциация КСК в данной ситуации – некий мостик между теми и другими, который призван налаживать диалог.

– Станислав Геннадьевич, дайте, пожалуйста, свою оценку деятельности КСК Уральска?

– Начну с того, что говорить буду о работе 15 КСК города, которые входят в состав Ассоциации. Это основной костяк кооперативов, и они, на мой взгляд, работают нормально.

Если сделать анализ работы за 2014 год, то больших жалоб от населения на них не было – ни разу за прошедшую зиму жилые дома не оставались без света, тепла и газа. Отсутствие жалоб – это, на мой взгляд, самая лучшая оценка работы КСК. У нас многие кооперативы работают очень добросовестно, к примеру, «Коммунальник», «Джамбул», «Северный», «Едил-Жайык», «Дорожник». Они все поломки в инженерных сетях исправляют в считанные часы.

Уже в апреле, с окончанием отопительного сезона, все КСК проверили инженерные сети, канализацию, крыши, подвалы. Не секрет, что у нас третья часть жилого фонда – дома 50-70-х годов постройки. Самым «молодым» домам в старой части Уральска уже по 30 с лишним лет, их строили ещё в 80-е годы. Инженерные сети в них изношены и крыши тоже сплошь изрешечённые. Чтобы вода по трубам текла под нужным давлением, и с потолка во время дождя не капало, нужно полностью менять старьё на новое. В основном все председатели КСК после обследования уже провели собрания жильцов, чтобы решить, что и как ремонтировать в первую очередь. Но, как они сами признаются, конструктивного диалога не получилось. Почему? Все разговоры на таких собраниях перешли в высказывание взаимных претензий, одни говорят: мы не можем ремонтировать, потому что вы нам не платите, другие: мы не платим, потому что вы ничего не делаете.

– Кто в данной ситуации прав?

– В защиту КСК хочу сказать, что за те взносы, что люди платят – 25-27 тенге за квадратный метр, сотрудники кооператива поддерживают порядок в домах, подвалах, на придомовой территории. Замена инженерного оборудования, крыш, стояков в подвалах – это уже капитальный ремонт, на который люди должны собирать деньги отдельно.

Ещё в 2011 году Правительство РК внесло поправки в Закон «О жилищных отношениях», где обязало КСК открывать спецсчета и накапливать на них деньги на капитальный ремонт своих домов – 0,02 МРП (38 тенге) с квадратного метра жилой площади. К примеру, за однокомнатную квартиру площадью 30 квадратов хозяин должен отдавать около 1000 тенге. Но многие КСК отказались от этой практики – на таком счету копить деньги на ремонт той же крыши можно не одно десятилетие. К тому же инфляция: где гарантия, что лет через пять эти деньги не превратятся в копейки?

Сейчас наши КСК больше склоняются к системе разовых сборов: прохудилась крыша, собирают с жильцов сразу крупные суммы и делают ремонт. Те собственники, кто серьёзно относится к своему жилью, соглашаются на это, начинают собирать деньги. Но таких КСК очень мало – проблема обветшалых сетей и крыш висит в воздухе. Как её разрешить, председатели не знают…


– Многие жильцы жалуются, что в их подъездах грязно, ремонт не делается, все стены исписаны матерными словами, – отмечает Филиппов. – Согласно техрегламенту, ремонт в подъезде жилого дома должен делаться раз в пять лет. А если за это время ваши дети исписали все стены матюками, то это уже не проблема КСК, а воспитания в вашей семье. И мусорные мешки, окурки на лестничных площадках не дворники разбрасывают, а сами жильцы…


– Но ведь есть же программа модернизации жилья, согласно которой государство выдаёт собственникам беспроцентную ссуду на капитальный ремонт своих многоэтажек. Как Вы сами считаете, нужно ли горожанам в ней участвовать?

– Лично я считаю, что программа эта отличная. Какой банк даст вам на капремонт безвозмездную ссуду сроком на 7-15 лет? К тому же в программе модернизации прописано, что каждый из жильцов может отдать свою долю в любое время, когда у него будут деньги, а не тянуть выплату долга до 15 лет.

Обидно, что с самого начала программа получила негативный резонанс. В какой-то степени здесь виновата поспешность властей, которые рьяно взялись её реализовывать. В какой-то – недобросовестные подрядчики. Когда одной из первых в конце весны 2011 года начали капитально ремонтировать крышу дома по улице Гагарина, произошёл неприятный инцидент: строители раскрыли крышу, и пошёл дождь. Он пролил все квартиры на верхнем этаже, люди были возмущены. Эту историю подхватили СМИ и стали относиться к программе с недоверием.

Но хочу отметить, что вот уже три года наши КСК потихоньку активизировались: появилась добросовестная фирма-подрядчик – ТОО «Батыс Құрылыс», и дело сдвинулось.

К примеру, в прошлом году капитальный ремонт эта фирма сделала в доме №4 по улице Широкой (КСК «Жұлдыз»), там привели в порядок крышу, фасад, заменили внутреннюю систему отопления. Люди раньше жаловались на отсутствие тепла, теперь в квартирах – индивидуальное отопление. Я был там, все жильцы очень довольны.

В прошлом же году по программе модернизации был капитально отремонтирован дом №9 по улице Жангир хана, там строители заменили ветхую крышу. Жильцы при встрече сказали мне, что сами на такую крышу денег они бы точно не накопили.

Таких примеров пока – единицы. Но я объясняю нашим председателям КСК, что они должны встречаться с жильцами, объяснять им плюсы программы. После капитального ремонта дома увеличивается срок его эксплуатации, качество жизни в нём, если к тому же происходит замена обветшалых инженерных сетей, то свет, воду, газ люди начинают получать бесперебойно.

Люди должны прийти к осознанию того, что они сами должны вкладывать деньги в ремонт своих многоэтажек.

– Одной из актуальных остаётся дилемма: ставить или не ставить общедомовой прибор учёта тепла.

– Что касается общедомовых теплосчётчиков, то сами по себе они лишь статисты: считают, сколько тепла израсходовал тот или иной дом. После их установки жильцы сами должны начать экономить: утеплять окна, закрывать двери подъездов, не оставлять открытыми на всю ночь форточки в квартирах.

Ещё, конечно, желательно установить на этих приборах автоматику, которая будет регулировать подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице: потеплело – снизить, похолодало – повысить.

Ставить теплосчётчики в домах однозначно нужно – это положено по закону. Но экономить на оплате за отопление получится лишь в том случае, если это будут делать все жильцы. Но лично сам я – сторонник индивидуальных теплосчётчиков. Наш менталитет таков: раз счётчик общедомовой, пусть экономит сосед, а я как спал с открытой форточкой и неутеплёнными окнами, так и буду это делать…

– Сейчас в прессе муссируется вопрос о том, что «Жайыктепло-энерго» планирует повысить стоимость своих услуг на 60 процентов. На Ваш взгляд, посильно ли это?

– Я считаю, что любое повышение тарифа очень болезненно. И в частности, эта цифра – 60 процентов – сделает плату на тепло абсолютно неподъемной для населения. Сейчас самыми исправными плательщиками коммуналки являются пенсионеры. Если тепло «подпрыгнет» в цене, долги по нему начнут копиться и у стариков. В итоге к следующему отопительному сезону сумма долгов увеличится если не вдвое, то втрое.

Я считаю, что денежные проблемы «Жайыктеплоэнерго» должно решать не за счёт населения, а путём сокращения и пересмотра собственных расходов. Уже несколько лет предприятие сотрясают громкие скандалы: то обнаружились хищения среди руководства «ЖТЭ», то перечислили многомиллионные суммы не тем поставщикам. У них есть правление, директором которого значится не их сотрудник. Неужели предприятие само не может решать насущные проблемы с имеющимся составом, без привлечения сторонних лиц?

Думаю, если бы тепловики чуть затянули пояса и грамотнее работали с долгами по населению, то никаких проблем с долгами по газу у них бы не было.


– У нас в городе одна из бед – постоянно переполненные контейнеры, – говорит Станислав Филиппов. – Мусор летает по дворам. Дворники за ним гоняются. А мусоровозы не спешат его вывозить. По нормам мусоронакопления на один 90-квартирный дом положено 2 контейнера, а у нас на 4 многоэтажки всего
4 контейнера стоят, а к ним ещё и магазины, и частный сектор – все в эти контейнеры мусор валят. Как в этой ситуации о чистоте говорить?!


– Станислав Геннадьевич, знаю, что и в КСК города есть проблемы с неуплатой эксплуатационных расходов. Как вы справляетесь с этой проблемой?

– Да. Долги есть. Но это нормально. В любом сложившемся КСК есть свои должники. Зачастую они появляются летом, когда люди разъезжаются из города по дачам, едут в отпуска. Резко снижаются поступления платежей и в период подготовки детей в школу, когда родители «кидают» все средства на покупку одёжки-обувки для своих чад. На оплату коммуналки, а тем более услуг КСК, у многих денег просто не остаётся. Но в октябре-ноябре все долги отдают.

Хотя в практике наших КСК есть даже целые районы города, где люди не приучены платить за коммуналку. Это так называемые ведомственные дома завода «Зенит», «Водстроя», зачаганские дома кирпичного завода. Работники этих предприятий в советские годы не платили комуслуг – с них деньги вычитали прямо в кассе. И теперь сотрудникам КСК приходится обивать их пороги, просить оплату.

Я сам, когда выезжаю на собрания КСК, говорю жильцам: «Вы приходите с работы, а у вас вода из крана течёт, свет горит, отопление в норме. Всё потому, что сотрудники КСК вовремя починили проводку, провели опрессовку труб, устранили течь в трубах. Вот за это вы и платите им, чтобы самим после работы не лазить по подвалам». На кого-то это действует, на кого-то нет.

Сейчас на все наши 15 КСК приходится чуть больше 10 миллионов долгов. На злостных неплательщиков – кто не платит эксплуатационных взносов, председатели подают в суд. Чаще всего эти люди среднего возраста, выросшие в годы развала Союза. У них нет осознания того, что любой труд должен оплачиваться. На заседаниях суда они начинают оскорблять председателей, заводят старую пластинку про то, что «вы дармоеды и ничего не делаете». Но когда судья просит их предоставить копии заявлений в КСК, где они бы высказывали свои претензии, те отвечают, что туда даже не ходили. Извините, какие претензии вы можете высказывать КСК, если даже там ни разу не были?!

За несколько лет наши КСК не проиграли практически ни одного суда. Другой вопрос – слабая работа судоисполнителей. Если бы они действовали активнее, долгов у КСК было бы намного меньше.

В этом плане намного легче «Казахтелекому» – у них чуть просрочил оплату услуг, сразу телефон отключают. У наших председателей таких рычагов воздействия на жильцов, к сожалению, нет.

– Но ведь бывают случаи, когда недорабатывают и сами КСК? Как жильцам в такой ситуации заставить действовать своих председателей?

– Конечно, бывает и такое. Зачастую к нам звонят уральцы, у которых вода из кранов медленно течёт, отопление слабое, в подвалах сыро.

В таких случаях мы советуем подключать к решению проблемы как самих поставщиков коммунальных услуг, так и сотрудников КСК.

Нет давления в трубах с холодной водой? Обязательно нужно написать заявление-претензию в «Батыс Су Арнасы» и заявление в КСК. Пусть они собирают комиссию, обследуют систему водоснабжения дома и выясняют: коммунальщики снизили давление воды при подаче в дом или же в КСК трубы в подвале худые. Так же следует поступать и с теплом.

В любой работе не исключены ошибки. Жильцы должны доносить свои недовольства до председателей КСК, чтобы потом не возникало взаимных претензий, о которых мы уже говорили. Кооперативы собственников когда-то были созданы для того, чтобы люди жили в своих квартирах в тепле и уюте, поэтому КСК и жильцы не должны быть в конфронтации, им нужно действовать слаженно, чтобы сохранить свои многоэтажки в порядке.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top