В неустанном поиске. Вехи биографии и научного творчества Николая Ивановича Фокина

31 марта 2016
1
2309

Н.И. Фокин. 1950 г.Николай Иванович Фокин известен многим в Уральске и Западно-Казахстанской области. И это неудивительно: через аудитории филологического факультета Уральского педагогического института имени А.С. Пушкина, в которых преподавал Николай Иванович, прошли сотни студентов, ставших потом учителями русского языка и литературы, директорами школ, управленцами в других сферах деятельности. Среди его учеников есть и обладатели учёных степеней.

В прошлом году Николаю Ивановичу исполнилось 85 лет. К своему юбилею он пришёл с большими достижениями в сфере научно-исследовательской работы. Всю жизнь занимаясь исследованиями в области литературоведения, он, перешагнув 60-летний рубеж, занялся изучением истории Уральска и Уральского казачества по этой тематике написал замечательные книги.

Истоки

Николай Иванович Фокин родился 9 ноября 1930 года в Уральске в казачьей семье. Его отец Иван Семёнович (годы жизни 1890-1977) до 1918 года работал в войсковой мастерской, занимался изготовлением конской упряжи, был заядлым бахчевником, хорошо знал местные земли, особенно зауральные луга. Мать Екатерина Калистратовна (1890-1977 гг.) занималась домашним хозяйством и воспитывала детей (кроме Николая в семье были ещё дети Александра (1918-2001 гг.), Григорий (1921-1941 гг.), Владимир (1927-1996 гг.) и Константин, родившийся в 1935 г. Жизнь семьи протекала в постоянном труде, в том числе и в артелях «Заря», «Искра», «Гуж». В домашнем хозяйстве была рабочая лошадь – единственный источник доходов. Старший сын Григорий перед Великой Отечественной войной служил на западной границе СССР, в районе города Белостока, и для него война началась сразу – 22 июня 1941 года. Осенью того же года он погиб.

Николай поступил учиться сначала в школу №6, но при перекличке первоклассников выяснилось, что в классе два Николая Фокина, наш персонаж оказался не из школьного микрорайона, поэтому был  переведен в начальную школу №18. Учёба давалась легко, порой было неинтересно. Все годы в начальной школе был отличником, участвовал в художественной самодеятельности, как и многие соученики. Увлекался чтением. Первой большой книгой был роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В «горнице» гости, Николай сидит на кухне и увлеченно следит за приключениями великанов. С тех пор, с восьми-девяти лет, Фокин не представлял себе жизни без книги.

Было прочитано много книг. К сожалению, не только хорошие, нужные, но и плохие, лишенные каких-либо художественных достоинств. Книги в значительной степени заменяли друзей и товарищей, с которыми встречался редко, нужно было обязательно помогать родителям по хозяйству (носить за два квартала воду, кормить лошадь и корову, убирать навоз и пр.). Особенно тяжело было в период войны (очереди за хлебом, летом – бахчи). Но по-прежнему учеба на так называемой «точке», в необжитой квартире Юлии Алексеевны Соколовской, что на Торговой (ныне Студенческой) улице, между Плясунковской и Самарской. Отец привез воз дров – плату за обучение. Весной 1944 года ученики встречались в здании шестой школы (там находился госпиталь). Через некоторое время на базе школы №6 была создана мужская, она стала лучшей городской мужской школой наряду с первой женской. Хорошими учителями были Я.М. Родя (русский язык и литература), Н.И. Бородина (история), С.Е. Иванаева (биология, химия), А.К. Логашкин (география). До осени 1945 года ночные дежурства в военном кабинете (охраняли учебное оружие), военные сборы и пр. Ребят по-прежнему готовили к будущим сражениям: «Если завтра война, если завтра в поход …». Увлеченное  чтение – по ночам. Книги «добывались» в библиотеке горкома партии, в областной библиотеке, один из соучеников приносил Ф. Купера, Л. Буссенара, Дж. Лондона. Дома были недовольны тем, что Николай жёг керосин по ночам, но выбора не оставалось: надо было прочитать в течение ночи «Собор парижской богоматери» В. Гюго (толстый том!) и утром возвратить его владельцу. Но какое наслаждение – читать, когда тебе никто не мешает. Родители рассматривали увлечение Николая как некую странность, причуду, но мирились с ней… Особенно много читалось летом, когда Николай жил на бахчах: прополка, сбор урожая – чтение.

1948 год – окончание школы. Золотая медаль давала право поступать в любой университет или институт страны. Некоторые товарищи разъехались: еще в 1947 году уехал Р. Овчинников, будущий дипломат, Б. Егоров (в будущем ответственный секретарь главной газеты страны «Правды»), Ю. Островидов (дипломат), затем Б. Пимнева (инженер), В. Филимонов (физик), В. Ефимов (инженер-строитель). Некоторые остались в Уральске: К. Богорадо, С. Никифоров, Н. Волынцев, среди них и Фокин. Его мать после гибели старшего сына не хотела с ним расставаться, да и сам Николай не особенно рвался из дома. Учиться в Уральском пединституте, на факультете русского языка и литературы, ему было нетрудно. Выработалась система (не откладывать на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня). Труднее обстояли дела с лингвистическими дисциплинами, намного легче – с литературой (от «Слова о полку Игореве» до «Звезды» Э. Казакевича и др.). Именно тогда, на 1-2-м курсах института, окончательно сформировался интерес (полупрофессиональный, тогда еще любительский) к русской литературе. Первыми учителями стали доценты Е.З. Литовченко (фольклор) и Н.Г. Евстратов (русская литература XIX в.). На первом курсе подготовил доклад, с которым выступил на студенческой конференции, правда, не совсем удачно: был объявлен в духе тогдашней идеологии «безродным космополитом». В те годы коммунистическая партия призывала бороться с «низкопоклонством перед буржуазным Западом» и надо было найти какого-нибудь носителя этого самого «чувства» в пединституте и нашли такового в лице первокурсника Николая Фокина. Его спасла заместитель директора института К.А. Утехина.

Н.Г. Евстратов увлек его литературным краеведением. Впервые он показал, насколько прочно Уральск связан с русской литературой, но о казачестве тогда, в начале 1950-х годов, предпочитал говорить сдержанно, «интеллигентно». Он определил тему очередного доклада Фокина, из которого вырос реферат, нужный, как объяснили, при поступлении  в аспирантуру: «Уральская поездка А.С. Пушкина и ее место в творческой биографии писателя». Фокин был знаком с недавно вышедшей тогда книгой Н.Е. Прянишникова «Писатели-классики в Оренбургском крае» (Чкалов, 1951), со статьями Н.Г. Евстратова и других авторов, но полагал, что может более основательно, детально рассказать об этом эпизоде в жизни и творчестве поэта.  Одновременно с научной работой занимался общественной: являлся секретарем факультетского бюро комсомола. Это была беспокойная, подчас неприятная работа, особенно когда нужно было копаться в «персональных делах» товарищей, выступать на собраниях, призывать к чему-то…

(Продолжение следует)

Олег Щёлоков,
доктор исторических наук

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top