В круиз по Уралу

1 апреля 2021
0
4288

В 1991 году в Приуралье приехали представители туристической фирмы из Сингапура. Они жаловались на то, что на их родине практически всё заасфальтировано, а в наших краях гости увидели девственную природу и просто жаждали общения с ней. И, конечно, поинтересовались: можно ли проехать на туристическом судне до самого Каспийского моря? Мой родственник из Молдавии тоже интересовался. Получив отрицательный ответ, сказал ещё круче: «Где-нибудь в захолустье речка-замухрышка. Так местные власти отдых на ней организуют, турфирмы привлекают. У вас ТАКАЯ река – красавец Урал, богатая ИСТОРИЯ и ПОЛНЫЙ НОЛЬ. Не понимаю!»

Есть флот и спрос

Организация рейсов по Уралу на комфортабельных судах напрашивалась давно – с 1960-х – начала 1970-х годов, когда Уральское речное пароходство получило комфортабельные пассажирские теплоходы «Громов», «Марфино» (в 1967-м переименован в «50 лет ВЛКСМ»), на подводных крыльях – «Беларусь» и «Радуга», глиссирующие – типа «Заря», на воздушной подушке – «Зарница».

В 1985 году на Урал пришла «Москва» (проект Р51), построенная на Московской судоверфи. Это специализированное прогулочное и туристско-экскурсионное судно шло на экспорт в Египет и страны Европы. Наши речники задумали купить вторую «Москву», оборудовать на ней каюты и пустить в круизы до Чапаева, Индера, Атырау и Каспия, о чём говорил начальник УРП
Василий Рук. Спрос на такие турпоездки был СУМАСШЕДШИЙ.

В 1989 году автору этих строк довелось беседовать об этом с председателем Уральского областного совета по туризму и экскурсиям Бахытом Абылгазиным. Он сказал, что тоже думал об организации теплоходных туристических рейсов. Всё зависит от того, разрешат ли органы рыбоохраны движение таких судов или судна.

На «Москве» наладили экскурсионное обслуживание уральцев и гостей в черте города. Но затем последовали развал СССР, Уральского пароходства, тяжёлые 1990-е, с 2011 года – резкое обмеление Урала. «Москву» продали на Волгу. Казалось, затея с туристическими рейсами похоронена окончательно. Но вот на почти умерший судоремонтно-судостроительный завод пришла команда опытных речников во главе с Владимиром Самсоновым. И начались чудеса.

«Фонтанка» по-уральски

В начале 2014 года по городу прошел слух: на судоремонтном заводе строят комфортабельный пассажирский теплоход. Будет у нас вторая «Москва»! Каково же было разочарование уральцев, когда после спуска судна на воду 25 сентября 2014 года они узнали, что «Фонтанка» построена для Атырау. Почему не для Уральска? Да потому, что наши соседи заплатили денежки (заказчик – акимат Атырауской области) и получили комфортабельное судно.

Ещё в начале 1970-х годов перед Центральным транспортным конструкторским бюро СССР была поставлена задача создать прогулочно-экскурсионный теплоход для работы в центральной части Ленинграда, богатой культурными и историческими памятниками. Специфические условия плавания и ограниченные габариты судового хода в реках и каналах в центре города обусловили своеобразную компоновку этого судна (проект Р118 «Фонтанка»).

Оно является пассажирским теплоходом с полуутопленной в корпус надстройкой, образующей единый салон, в носовой части которого размещается судоводитель. Моторный отсек расположен в кормовой части под палубой, выполняющей функцию посадочной площадки.

Пассажировместимость судна – 90 мест, длина – 20 м, ширина – 5,5 м, скорость – 11 км/ч, осадка с расчетными запасами, командой и пассажирами – 0,6 м. Для улучшения обзора береговых объектов, набережных и мостов крыша салона выполнена в виде застеклённого перекрытия оригинальной конструкции, а водомётный движитель с поворотным патрубком обеспечивает судну высокие маневровые качества.

Уральцы внесли в базовый проект ряд новшеств: длина судна при его прежней ширине и осадке 0,6 м была увеличена до 25 м, высота борта составила 1,5 м, скорость возросла до 20 км/ч, оборудованы 3 каюты, санузел, в пассажирском салоне 65 посадочных мест, пассажировместимость – 100 человек. Уральский вариант «Фонтанки» оснащен двигателем мощностью 250 лошадиных сил. Это идеальное судно для Урала!

Владимир Самсонов неоднократно подчёркивал: завод может построить не только «Фонтанку» для Уральска, но и хоть «Москву», покупка которой в 1989-м сорвалась из-за резкого повышения цен.
Шли годы, но ничего в Уральске не менялось. Зато по казахстанским телеканалам прошли впечатляющие сюжеты: наша «Фонтанка» ходит в Атырау по Уралу. С ЭКСКУРСИЯМИ! От желающих нет отбоя. У теплохода напряжённый рабочий график. И голос за кадром звучал издевательски: «Построенное в Уральске судно…»

Пока Уральск думу думал, атыраусцы запланировали заказать у Самсонова ещё одну «Фонтанку». А где же наши инвесторы? Дошло до того, что на конференции по Уралу 26 февраля 2020 года в здании «NurOtan» ветеран туристической отрасли Нина Пустобаева задала ответственным лицам вопрос, что называется, в лоб:

– Когда по Уралу будет пущено туристическое судно? Или на реку махнули рукой?

В ответ – молчание.

Всей компанией

Но ведь с чего-то надо начинать! «Фонтанка», если она будет построена для Уральска, могла бы ходить в черте города и его окрестностях. Например, до устья Барбастау. Пойдёт дело – можно продлить маршрут до Чапаева. С посещением местного музея и экскурсией по местам, связанным с пребыванием здесь легендарного начдива.

Любимый «аргумент» тех, кто ничего не хочет делать: в Урале мало (или нет) воды. Чушь. Судно с осадкой 60 см – это уральный вездеход. Даже при самых неблагоприятных раскладах судоходная обстановка до 40 км ниже Уральска всё равно будет поддерживаться. К тому же в мае-июле воды для судов не только с малой, но и с большой (более метра) осадкой вполне достаточно.

Организацию туристических рейсов могло бы взять на себя одно из судоходных предприятий, оставшихся от пароходства. Не потянет – логично создать отдельную туристическую судоходную компанию. Это тем более станет необходимым, если одной «Фонтанки» окажется мало. И это вовсе не фантастика.

Сегодня немало организаций обращаются к перевозчикам (ТОО «УралФлотСервис») с просьбой прокатиться по Уралу с отдыхом на берегу и возвращением по реке же в Уральск. Но речники не успевают выполнять заявки: не хватает судов. Тем, которые на ходу и перевозят по тендеру дачников – «Ангара», «Арина» (бывшая «Бирюса») – приходится спешить, сокращать рейсы, вызывая недовольство отдыхающих. «Фонтанка» и другие туристические теплоходы могли бы взять на себя и эти функции – СОВМЕЩАТЬ два вида турперевозок: на большие (с остановками в населённых пунктах и экскурсиями) и малые расстояния.

В 1993 и 1994 годах, в мае, автор этих строк совершил по Уралу две поездки по маршруту Уральск-Атырау-Уральск соответственно на буксирах-толкачах «Воронеж» (12 суток) и «Киев» (11 суток). По реке пройдено 3200 (три тысячи двести) километров. Это была отличная возможность прикинуть, как ПРИМЕРНО должны выглядеть теплоходные туристические рейсы. Посмотреть есть на что и рассказать тем более!

Красота могучего половодья, знаменитые, овеянные легендами уральные яры поражают воображение! Сам воздух здесь ПРОПИТАН ИСТОРИЕЙ. Надо показать Урал тысячам наших земляков, которые живут на реке и НЕ ВИДЯТ ЕЁ.

Когда я рассказывал, где побывал, все мои собеседники задавали один вопрос: «Сколько стоит билет?» И потом: «Любые деньги заплачу. Всей семьёй поедем!!!» Люди подумали, что по Уралу наконец пустили туристическое судно…

Так поедем, земляки? Весь мир живёт туризмом, в том числе внутренним, зарабатывает на нём. А мы что – хуже?

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top