Увидеть мир другим

18 сентября 2014
0
1469

Юрта – в дереве, или… дерево в юрте? Впрочем, это одно и то же на картине Ольги Мининой, а на холсте под псевдонимом Марс – черная всепожирающая бацилла вышла за контуры маленького солнечного человечка, похожего на добрый смайлик… На фоне неба «плывет» мужчина, словно облако-гигант, с огромной головой, так изобразил Бактыгали Уразов «Шәмші аға».
Это и многое другое можно посмотреть в выставочном зале, где собраны работы уральских живописцев по теме «Прорыв сознания».

– Мы решили экспонировать работы в стиле сюрреализма, авангарда и абстракционизма, это искусство имеет своих поклонников, – говорит Нуртай Жардемов, художник и директор выставочного зала. – У каждого зрителя собственное восприятие и видение картины. Однако в нескольких словах могу изложить замыслы своих работ. Триптих «Адай». Это самый воинственный род казахов, беспощадной и жесткой натуры, в свое время восстававший против существовавшего режима, отстаивающий права народа. Основная деятельность адайцев-кочевников охота и война. В древние времена было распространено горловое пение, посредством него вызывали духов, что и показано на картинах – они поют. В глазах отражены бесстрашие, решимость, и можно сказать, одержимость, вплоть до бессознательных поступков, когда человек уже не в состоянии контролировать свои действия.

«Ақерке – Ақжайық», – указывает он на другую работу, в центре которой крупно показан образ красавицы, окруженной множеством мелких «мужчинок», буквально вьющихся вокруг нее наподобие пчелиного роя. – Много мужчин влюбляется в одну неординарную девушку, и каждый пытается пленить ее тем, что имеет – богатством, стихами, песнями, цветами и так далее, но выбор остается за ней и изберет она одного, по известным только ей критериям – такова жизнь.

Молодой художник Мэлс Отаров в своем творчестве обратился к тематике сельской жизни, детства, запечатлев, на мой взгляд, редкий уникальный эпизод – ловлю птиц… старым дырявым тазиком. «Алғашқы кездесу», – комментирует он следующую. – Корова знает свою хозяйку, и когда появляется новая, может проявить свой норов, опрокинув ведро, и ей без разницы, что оно яркое, красивое. Мораль такова: как аукнется, так и откликнется. Это «Біз» – мы, шило», – поясняет он, показывая на кактус, на поверхности которого вместе с острыми шипами электрические лампочки. И этим все сказано.

Оригинальна работа Сатыбалды Кульбекова «Встреча», где каждый, рассматривающий ее, поражается дважды, когда вместо лица в традиционном национальном убранстве видит зеркало (!) и, когда в нем появляется отражение смотрящего. Это игра по вкусу многим, они сразу достают сотовые телефоны и начинают себя фотографировать.

Александр Синельник, написавший работу «Лицом к свету», весьма необычно оформил багет монетами, спичками, кистью, ключом и другими атрибутами, соответствующими этой теме.

Яркость красок и динамичность исходят от «Георгия Победоносца» – Сергея Зинина и «Прорыва» – Елены Строковой. Если первая работа говорит сама за себя названием, то вторая повествует, нет, скорее, врывается к нам бурлящими потоками Урала, где в неудержимом скольжении, своеобразной стихии, страсти, движется косяк осетров, словно спешащий на нерест; все это сливается в одно энергетически мощное поле оранжево-красных тонов… На мое восприятие, я бы назвала ее «Основным инстинктом», настолько силен накал. Вообще любое произведение вызывает те или иные эмоции и размышления.

Не ошибусь, если скажу, что произведения абстракционизма, авангардизма и сюрреализма никого не оставляют равнодушными, и замечательно, что местные художники пишут в этих направлениях. Пейзажи, конечно, хороши, если удаются настолько, что на них можно медитировать, но авангардное искусство особое, это всегда шок, открытие, рассуждения, рост, полет…

В абстракции главным критерием является цветовое решение, имеет место наличие линий, геометрических фигур, пятен, объектов, увязанных в своей индивидуальной гармонии. Ну а сюрреализм – это иррациональность, выражение бессознательного, стихийного, иллюзий, сочетание парадоксального, у таких картин зрители задерживаются надолго, пытаясь разгадать тайный смысл, «выплеснувшийся» из-под кисти творца. Там присутствует загадка. Авангард «напрягает» по-своему, и там свои каноны. В любом случае, зрители получат повод для размышлений.

Искусство живописи, на первый взгляд, статичное. Но, войдя в атмосферу картины, почувствуешь динамику, переживания, радость, иронию и массу других эмоций. Ностальгией, надеждой на счастливое будущее, верой в светлое веет от «Аманата» Нурбека Жардемова. И по-своему видится «Звездная улыбка» Виктору Каликинскому. «Нас пугают пришельцами, космическими катаклизмами, но я думаю иначе. Звезды настроены с добрыми намерениями к Земле», – улыбается Виктор Вениаминович, окончивший худграф УПИ и рассказывающий о второй абстрактной работе «Объяснение в любви», где с усилием можно разглядеть женщину и мужчину, точнее, разгадать. К слову, художники со здоровой иронией и доброжелательно подтрунивают друг над другом, обсуждая воплощенные идеи.

«Уверена, любители живописи найдут для себя что-то близкое по духу, – делится впечатлениями жительница города Айгуль Тимурзиева. – Но обидно другое, и в данный момент я выражаю не только свое мнение: выставочный зал работает в будни. Как можно посмотреть картины, если мы в это время тоже работаем?»

И она права, в День города состоялось открытие выставки, и после этого зал закрыли, а между тем многие хотели посмотреть экспозицию. Почему такой график, задала я вопрос директору выставочного зала, он объяснил это тем, что нет сторожа, якобы, была попытка взлома двери, и в выходные дни, дескать, мало приходит посетителей.

Получается, чтобы прийти на выставку, соприкоснуться с прекрасным, надо убежать с работы. Кстати, обеденный перерыв здесь тоже с часу до двух…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top