Утомлённые солнцем и дорогами

17 августа 2017
0
2180

В этом году лето преподносит сюрпризы: то оно никак не хотело начинаться, то обрушило на город такую жару, какую помнят, наверное, только старожилы. У уральцев издавна один способ спастись от зноя – это реки и водоемы, которые подарила им природа. И утомленный солнцем народ устремился на пляжи.

Но вот что удивительно: в Уральске, расположенном между трех рек, нет ни одного оборудованного городского пляжа. Лучшие места отдыха горожан на берегах рек в черте города отданы в аренду частным предпринимателям. Два таких пляжа в городском парке культуры и отдыха. Вход на один – 300 тенге с человека. За эти деньги вам предоставят кусочек берега и лежак (если успеете захватить).

На второй пляж вход стоит тысячу тенге, причем и с детей от пяти лет – тоже. Здесь есть то, что наш неискушенный народ называет аквапарком: бассейн-лягушатник и две горки – для детей и взрослых. Здесь также могут предоставить мангал для жарки шашлыка (опять же – если достанется).

Спуск с большой горки, действительно, головокружительный – как в аквапарке. И получить адреналин немало желающих. Но недавно этот экстрим стоил жизни не умеющему плавать подростку. Так что даже наличие охраны и спасателей еще не гарантия безопасности на воде для тех, кто потерял бдительность.

Тем более никто не гарантирует безопасность на так называемых «диких» пляжах, каковых в Уральске большинство, ведь не каждая семья может себе позволить посещать платные пляжи, заплатив за купание в реке несколько тысяч тенге за раз.

Уже который год власти обещают открыть муниципальный пляж, но всякий раз кончается это тем, что уральцы получают еще один закрытый выход к реке и еще один частный пляж, который полной безопасности также не гарантирует.

Когда-то в районе Стелы (тогда там был дебаркадер с рестораном «Ветерок») берег был покрыт золотым песком, стояли грибки и немудреные раздевалки. Это был городской пляж. Теперь он вроде бы ничей, стихийный.

Еще одно удобное и популярное до сей поры место – конечная остановка в районе старой пристани, за дамбой. Здесь уже давно нет золотого песка, берег большей частью зарос камышом. Осталась одна свободная коса, на которой тоже не осталось песка, а берег утрамбован колесами автомобилей. Но все равно он манит купальщиков компаниями и семьями. Во-первых, бесплатно, во-вторых, многим удобно добираться – конечная остановка нескольких городских маршрутов, десятка три метров через лес, и вот она – желанная речная прохлада.

В последние годы отдыхающие оставляли здесь такие горы мусора и битых бутылок, что не спасали десанты экологов и не хватало грузовиков, чтобы его вывезти. Но теперь установили мусорные контейнеры, и стало намного чище. Помогают волонтеры, которые следят за порядком на пляжах. В минувшие выходные на этих двух пляжах – у Стелы и дамбы в районе лесхоза – было очень много отдыхающих. За буйки (спасибо, что спасатели их установили) никто не заплывал, и обошлось без беды.

Почему городские власти никак не хотят придать официальный статус муниципального пляжа хоть одному из этих традиционных мест купания горожан? Ведь содержание обойдется казне в весьма незначительную сумму. Видимо, потому (и это уже прозвучало публично), что и эти два бесплатных пляжа собираются отдать в аренду частным предпринимателям. Один – в районе Коминтерна, второй – в районе Стелы. Оба издавна были очень популярны в народе.

Естественно, это вызовет недовольство у людей. Уже сейчас слышны возмущенные возгласы: у нас отбирают даже то, что дала нам природа и что по праву принадлежит всем. Кстати, загораживать выход к реке – это нарушение Водного кодекса. Но у нас это правило нарушается повсеместно: многие загородные дома и особняки, построенные по берегам рек, имеют собственный выход «к морю». Это ведь так приятно и так по-европейски! А плебс пусть довольствуется тем, что ему оставили.

Просто беда

Но лето не только для отдыха и пляжей. Это время, когда можно сделать то, что невозможно или нежелательно осенью или зимой. Например, отремонтировать дороги.

Иностранцу, видимо, трудно понять выражение «у нас две беды – дороги и дураки». Да и не каждому соотечественнику понятно, как связаны между собой два этих «Д». То ли дураки ездят по этим дорогам, то ли дураки их строят и ремонтируют. Но факт остается фактом: дороги действительно наша нескончаемая беда, ненасытный поглотитель бюджетных средств, вечная работа дорожников, безответный объект ругани для водителей и неиссякаемая тема для СМИ. На них разбиваются подвески и сердца автолюбителей. В общем – беда. А с бедой что поделаешь, ее надо как-то переживать и с ней справляться – выбирать более удобные маршруты, лавировать между трещинами и объезжать ямы на асфальте.

А более половины дорог Уральска и вовсе не имеют асфальтового покрытия. Но и те, что заасфальтированы, требуют ремонта.

В этом году на строительство и ремонт дорог выделена очередная рекордная сумма – 8,1 миллиарда тенге. Как нам сообщили из аппарата акима города Уральска (и уже не раз сообщали средства массовой информации), «в текущем году планируется охватить дорожно-строительными работами более 70 километров дорог города. Ремонт, а также строительство новых дорог планируется произвести на 67 улицах города».

Наконец-то взялись за ремонт дорог в Зачаганске, Деркуле, Круглоозерном, микрорайоне Жулдыз и на «нецентральных» улицах.

– Скоро лето закончится, а где обещанный ремонт? Опять начнут класть асфальт в лужи? – с такими вопросами обращаются в редакцию читатели.

– Хорошо хоть, что в этом году не перекрывают проспект Достык-Дружба, а то каждый год его ремонтируют, а ям меньше не становится.

– Участок дороги по улице Щурихина от проспекта Евразия – это какой-то кошмар. Когда-то здесь был асфальт, теперь весь он перекорежен, сплошные ямы. Бьем машины в хлам, в дождь пешеходам пройти невозможно, дети в школу не могут добраться, к дому скорая не может подъехать, – говорит предприниматель Аскар Ахметов. – А ведь это практически центр города, техническая библиотека.

По мнению этого водителя, в городе никогда не будет чисто даже на центральных улицах, сколько бы их ни мели и ни чистили.

– Например, заасфальтировали улицу, а все прилегающие остаются грунтовыми. Потом грязь с них затаскивается на ту, которая с асфальтом. Неужели нельзя хотя бы съезды на эти прилегающие улицы заасфальтировать? Наверное, тех денег, что тратят на этих уборщиков, хватило бы на это. А то целая армия метет улицы, только пыль в воздух поднимает, а мы ею дышим. – Ямочный ремонт – вообще золотое дно, – говорит водитель со стажем Василий. – За что там деньги платят? Залатали дыру, завтра новая рядом появится. Стабильный доход.

На наш вопрос, какая сумма из выделенных восьми с лишним миллиардов освоена на сегодняшний день, нам сообщили, что работы произведены на два миллиарда. То есть, освоена четвертая часть из выделенных средств.

«На сегодняшний день завершены работы по улицам: Исаева, Шевченко, Трудовая в п. Деркул, Учительская в Серебряково, Советская в Круглоозерном. На стадии завершения улицы 4-я Линейная, Даля», – говорится в ответе из городского акимата. Осталось всего ничего – чуть больше шестидесяти улиц, запланированных на 2017 год.

Некоторые читатели интересуются, какие организации выиграли тендер на строительство и ремонт дорог и предлагают на отремонтированных участках устанавливать таблички: «Этот участок дороги в таком-то году ремонтировало ТОО такое-то и фамилия руководителя …». Чтобы народ знал, кого благодарить и в случае чего потребовать возместить ущерб, причиненный личному транспорту. (Но это уже, пожалуй, из области фантастики).

Дорожные работы в Уральске в этом году ведут девять подрядных организаций: ТОО «Ка-Строй LTD», ТОО «ДСК Приоритет», АО «Орал- Жолдары», ТОО «Туркестан Жол Сервис», ТОО «Ануш-Құрылыс», ТОО «Айдана», ТОО «Assar Stroi Servis», ТОО «Нурсат», ТОО «Каес Строй Ко». Вряд ли кому-то что-то говорят эти названия.

В акимате утверждают, что качество дорожно-строительных работ находится под постоянным контролем специалистов и экспертов по надзору.

«Специалистами акимата Уральска производится ежедневный выезд по объектам города, в ходе которых осуществляется контроль соответствия работ утвержденным техническим документациям».

Однако лучшим и самым беспристрастным контролером качества дорог являются все-таки люди, которые по этим дорогам ходят, и водители, которые по ним ездят. Они и дадут оценку произведенному ремонту. Народ уже подсчитал, во что каждый километр дороги обойдется бюджету.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top