Устройство не во благо

8 июня 2017
0
1260

Несколько лет назад наш старый двор с не менее старыми деревьями, доставшимися, кажется, в наследство от располагавшегося тут когда-то в незапамятные времена частного одноэтажного жилого сектора, претерпел изменения к лучшему. Прибыли дорожные строители и давай одевать в новенький, еще пышущий жаром асфальт территорию, прилегающую к нашей пятиэтажке.

Конечно, мы обрадовались. Живя почти в центре города, мы в сильный дождь или в весеннюю и осеннюю распутицу не могли толком ни выйти из дома, ни подобраться к нему, не испачкавшись основательно в грязи. Старый асфальт был так разбит колесами автомашин, изуродован неоднократно проводившимися работами по ремонту подземных инженерных коммуникаций, что не спасал ситуацию.

Неделю или две, а может быть больше, терпели мы неудобства, связанные с благоустройством двора – не помню. Но новый асфальт и в самом деле порадовал нас. Остались в прошлом колдобины и ухабы, грохот, с которым проезжал по двору автотранспорт; пыль, поднимавшаяся до верхних этажей дома и даже выше. Да и в эстетическом отношении двор преобразился, приобрел более цивилизованный, ухоженный, что ли, вид.

А уж когда несколько позже появилась еще большая детская площадка, оборудованная всем, что полагается в таких случаях, зазвенели веселые ребячьи голоса – у нас, жильцов пятиэтажного дома на одной из главных улиц областного центра – имени Курмангазы, – и вовсе исчезли все причины стыдиться за свой двор.

Впрочем, лишь спустя время мы смогли по-настоящему оценить работу строителей. И помогла нам в этом природа – те же дожди, межсезонная распутица…

Я не знаю, что можно сделать с асфальтом, чтобы он перестал быть таковым и превратился в некую свою прямую противоположность – ты уже инстинктивно сторонишься его и стараешься сделать так, чтобы нога ступала не на ровную твердую поверхность, а на обычную землю, которую не тронули строители-дорожники.

А дело в том, что укладывали-то асфальт, сообразуясь прежде всего с количественными показателями плана. А там со всем этим строго: где, когда и сколько. Нет только одного пункта, не менее важного, а может, он будет и поважнее остальных – чтобы асфальт или бетон не превратились в эту самую свою противоположность. И – долго служили людям.

Строители не учли или не захотели учесть, что та часть двора, что покрыта асфальтом, оказалась ниже остальной обширной придомовой территории. И первый же сильный и продолжительный дождь превращает её, окаймленную бетонными бордюрами, в некие резервуары с водой. Правда, такое происходило и раньше. Однако тогда свое дело делали солнце и ветер, а что не успевало испариться, уходило в почву. Теперь же особо на милости природы рассчитывать не приходится. И как только пройдут очередные обильные осадки – меняй маршрут, обходи стороной те места, где было когда-то произведено благоустройство двора.

Я здесь рассказал лишь об одном примере из своего личного опыта, хотя на самом деле таких примеров «благоустройства» наших дворов и улиц много, и наверное, почти каждый из нас с чем-то подобным хоть раз сталкивался в жизни.

Однако в этой публикации я хочу сказать еще и о подземных пешеходных переходах в Уральске. О них как-то в нашей газете уже упоминалось.

Казалось бы, что общего между этими переходами и двором, который облагодетельствовали своим вниманием и заботой городские коммунальные службы? Оказывается, есть.

Помнится, в восьмидесятые годы прошлого века, когда затевалось строительство переходов, все это также подавалось как благоустройство растущего областного центра, как придание ему современного облика. Однако введение в строй переходов должно было, прежде всего, снизить аварийность и гибель людей на городских улицах.

В конце концов построили, освоив крупные бюджетные средства. Вот только за тридцать с лишним лет эти объекты по-настоящему, как и предназначалось, не заработали. А все потому, что и тогда для строителей и заказчиков главной, к сожалению, была количественная сторона дела. Построили, отчитались – и с глаз долой! И никто не подумал, берясь за дорогостоящее дело, о том, насколько обосновано возведение подобных сооружений в нашем городе, будут ли они функционировать по своему прямому назначению.

В разное время для того, чтобы переходы совсем не пустовали, местные власти пытались приспособить их под что-то иное. Открывались, например, торговые точки, кафе, увеселительные заведения. Наверное, кто-то их посещал, но основной поток людей на городских улицах выбирал и выбирает все же уже давно ставшие привычными маршруты, обходя стороной подземные «дворцы».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top