Уроки Красной палатки

19 ноября 2015
0
2333

20-й век начался войнами и революциями. Едва развеялся дым пожарищ Первой мировой, а в Советской России ещё и Гражданской войны, как произошло событие, вызвавшее на планете огромный общественный резонанс. Об этом ходило множество самых противоречивых слухов, ему посвящались первые полосы газет, с него начинались выпуски радионовостей. Ветераны-полярники, в том числе и в своих книгах каждый по-своему трактовали сопутствующие этому событию обстоятельства. В начале 70-х годов о нём был снят советско-итальянский художественный фильм «Красная палатка»… В текущем году исполнилось  87 лет скандальной экспедиции на Северный полюс дирижабля «Италия», ведомой итальянским военным инженером, конструктором дирижаблей, генералом Умберто Нобиле. Об этой экспедиции уместно вспомнить не только в связи с приближающейся круглой датой, но и в контексте спасения в 2006 году российским ледоколом «Красин» американской антарктической экспедиции и перспектив человечества в исследовании Земли и других планет Солнечной системы.

Дирижабль «Италия». 1927 г.

А начиналось все очень красиво. 11-13 мая 1926 года Нобиле и легендарный исследователь Арктики Руал Амундсен на дирижабле «Норвегия» совершили успешный беспосадочный перелет по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. В ходе полета было опровергнуто существование Земли Харриса – аналога гипотетической Земли Санникова. После триумфа «Норвегии» между Нобиле и Амундсеном произошла тяжелая ссора. Каждый рьяно приписывал успех перелета себе. Амбициозный генерал решил организовать самостоятельную экспедицию на полюс на дирижабле «Италия», началась бешеная рекламная кампания.

Нобиле говорил что-то невнятное о научных целях полета, но всем была ясна его политическая окраска. Итальянская и мировая пресса откровенно писала, что генерал стремится приурочить полет к 24 мая – дате вступления Италии в Первую мировую войну. В момент, когда дирижабль должен был достичь полюса, экипажу предстояло встать по стойке «смирно» и под звуки национального гимна прокричать: «Да здравствует фашистская Италия!» После этого на лед должно быть спущено дубовое распятие. Интересно, что в 1937 году достигшие полюса советские пилоты сбросили на лед кукол, символизирующих дружбу между всеми народами и расами. Именно советские ученые, в том числе директор Института по изучению Севера профессор Рудольф Самойлович, предупредили Нобиле о возможной катастрофе. Писатель, почетный полярник Зиновий Каневский в своей книге «Загадки и трагедии Арктики» писал: «Самойлович сообщал, что люди, высаженные на лед, почти обречены на гибель, потому что вряд ли потом удастся обнаружить их и взять на борт дирижабля: неумолимый и непредсказуемый дрейф увлечет их Бог знает куда».

Однако Нобиле с завидным упрямством продолжал подготовку к экспедиции. Тогда на побережье Ледовитого океана и на берега высокоширотных островов были экстренно направлены группы сотрудников Института Севера, которым поручалось организовать в случае необходимости поиски попавших в беду аэронавтов.

В начале мая 1926 года «Италия» прилетела в Конгсфьорд и после двух неудачных попыток вылетела к Северному полюсу. Из-за плохой погоды Нобиле не решился на посадку и повернул к Шпицбергену. После резкого похолодания началось обледенение дирижабля, он начал терять высоту и упал на дрейфующий лед. От удара моторная гондола разлетелась в щепы, моторист погиб, из полуразбитого помещения выпали на лед девять человек, часть продовольствия и рация. Облегченный почти на 2 тонны дирижабль с шестью членами экспедиции («группой Александрини») быстро поднялся в воздух и исчез в восточном направлении. Об их судьбе, как пишут Иосиф и Вадим Магидовичи в «Очерках по истории географических открытий» (Москва, «Просвещение», 1986 г., том 5), до сих пор ничего не известно.

По версии же Каневского, через 20 минут в стороне, где скрылась гондола, взметнулся столб черного дыма – это погибли шестеро улетевших. Бортрадисту Бьяджи долго не удавалось наладить связь с внешним миром. В Советском Союзе был незамедлительно создан комитет помощи дирижаблю «Италия». Комитет возглавил И. Уншлихт, членами его стали журналист Михаил Кольцов, видные военачальники Я. Алкснис, С. Каменев и другие.

Кадр из фильма «Красная палатка». 1969 г.

3 июля молодой тракторист, киномеханик и радиолюбитель Николай Шмидт из глухого села Вознесенье – Вохма нынешней Костромской области и его приятель Миша Смирнов приняли сигналы бедствия из Арктики. Через сутки московский радиолюбитель Николай Палкин сумел запеленговать итальянский передатчик – льдина с бедствующими людьми обрела точные координаты.

На призыв из Красной палатки откликнулся почти весь цивилизованный мир: в спасательных операциях участвовало около 1500 человек! Среди спасателей почему-то не оказалось США и Великобритании. Историки до сих пор не могут найти этому вразумительного объяснения. Зато с итальянцами все было ясно. «Так ему и надо!» – говорили противники Нобиле. Всем военно-воздушным атташе при итальянских посольствах в разных странах были даны инструкции препятствовать любым проявлениям симпатий как к самому Нобиле, так и к его экспедиции!

А вот Амундсен сразу же бросился на выручку своему недругу. Но, не долетев до Шпицбергена на самолете «Латам», отважный норвежец разбился.

Советский Союз направил в район катастрофы целую группу кораблей: «Красин», «Г. Седов», «Малыгин», «Персей». На ледоколе «Красин» был готов к вылету самолет «Красный медведь» с экипажем прославленного летчика Б. Чухновского, на «Малыгине» – самолет с экипажем Бабушкина.

В это время на льдине происходили странные вещи. Шведский пилот Лундберг вывозит на Большую землю… Нобиле! Капитан покидает тонущее судно – случай из ряда вон выходящий. Это – верх трусости и подлости! Нобиле понимал это и предлагал эвакуировать сломавшего руку механика Чечони… Но Лундберг еще и еще раз повторил указание каких-то «больших людей» эвакуировать именно генерала.

В 1929 году в Италии Нобеле осудили за «нарушение кодекса чести итальянского офицера». Зато поведение других офицеров, Цаппи и Мариано, ушедших вместе со шведом Мальмгреном за помощью к ближайшей земле, было расценено как «заслуживающее признания». З. Каневский, а также историки и географы Иосиф и Вадим Магидовичи убедительно доказали, что Цаппи и Мариано совершили страшное преступление.

На пути к Шпицбергену спутники бросили изнемогающего товарища во льдах, причем один из офицеров, видимо, раздел его. Когда «Красин» через день подобрал обоих итальянцев, оказалось, что член фашистской организации Цаппи выглядел очень бодро. Он был одет в тюленьи мокасины и натянул поверх теплого белья три рубашки и три пары брюк. Мариано лежал на льду с отмороженными пальцами на ноге и даже не мог поднять голову.

По мнению Каневского, между офицерами произошла ссора из-за поданной Цаппи идеи… съесть Мальмгрена. Но ведь Самойлович, владевший всей информацией о трагедии, об этом ничего не говорит! После его смерти тайну молчания раскрыла вдова Самойловича Елена Михайловна. Когда Каневский осторожно поинтересовался ее мнением о гибели Мальмгрена, вдова воскликнула:

– Господи, конечно, они его съели. Рудольф не мог себе позволить ославить этих «героев» на весь белый свет, но уж мне-то он не раз говорил о них, как о законченных людоедах!

Не случайно Цаппи наотрез отказался от промывания желудка. Когда же фельдшер «Красина» обратился к своему пациенту со словами «товарищ Цаппи», тот на ломаном русском языке отрезал:

– Я для тебя не товарищ, а господин Цаппи!

В тот же день, 12 июля, «Красин» спас остальных обитателей Красной палатки.

Вот такая история. Много воды с той поры утекло, и она стала забываться. Да и фильм об экспедиции Нобиле был снят больше 40 лет назад…

И вдруг в конце 2005 года выпуски теле- и радионовостей вновь начались с подзабытой фразы: «Ледокол «Красин» спешит на помощь…» Американская антарктическая экспедиция оказалась практически без топлива и продовольствия из-за мощнейшего обледенения обширных пространств к северу от Антарктиды. Сквозь толстый лед американский морской конвой не смог пробиться к соотечественникам, а ледокола нужного класса у США не оказалось. Вновь, как и в 1928 году, на помощь пришел «Красин», только, конечно, не тот, что спасал экипаж «Италии», а современный.

Российский ледокол, вопреки прогнозам скептиков, взломал ледяные поля и расчистил путь судам. Американцы были поражены и глубоко благодарны России за помощь. История повторилась. Только на этот раз обошлось без жертв и людоедства.

Но это не повод для успокоения. История науки знает немало случаев, когда научные исследования приносились в жертву политическим и личным амбициям. Яркий тому пример – покорение Северного полюса, которое в начале 20-го века превратилось, простите за выражение, в открытый «чемпионат мира по глупости». Любой ценой дойти, доехать, долететь, наконец, доползти до северной «макушки» Земли считали своим долгом многие известные путешественники и военные. Любой ценой, даже ценой своей жизни и жизней других членов экспедиций.

Находились даже обманщики, которые никогда не были на Северном полюсе. До сих пор, например, точно не известно, был ли там американец Роберт Пири. По мнению одних исследователей, он обманул мировую общественность, не дойдя до полюса несколько десятков километров. Попав под влияние «желтой» газеты «Новое время» и ее редактора Суворина, буквально «сорвался» к Северному полюсу Георгий Седов – человек действительно благородных помыслов, отважный офицер, гидрограф. Подготовка к экспедиции велась в спешке и проводилась она больше из соображений престижа, нежели с научными целями.

Сыграло свою роль и непродуманное заявление Седова, что он обязательно водрузит флаг Российской империи на Северном полюсе. В ходе экспедиции ее начальник стал нервным, постоянно торопил людей и даже угрожал им пистолетом…

Георгий Седов погиб, но обстоятельства, способствовавшие краху его экспедиции, долго оставались неизвестными советской общественности. А ведь все могло быть иначе, если бы ученые всего мира активно вмешались в «чемпионат мира по глупости», превратив его из рекламно-авантюрной кампании в чисто научное, действительно полезное обществу научное мероприятие. Но этого не случилось. Поэтому толком не подготовленная экспедиция Умберто Нобиле закономерно закончилась неудачей. Она еще раз показала, что в науку надо идти с чистыми руками и помыслами.

Эту истину должны крепко усвоить будущие исследователи планет Солнечной системы. Космос тем более не терпит авантюризма и позерства!

Надо не просто прилететь на Марс и водрузить там флаг России, США или Китая. Экспедиция на Красную планету должна быть полезной, прежде всего с точки зрения науки и, по возможности, обойтись без жертв и катастроф. И готовить такую экспедицию стоит основательно!

Авантюризм, фанатизм в науке и путешествиях не давали и не дадут обществу полезного результата. От авантюризма и фанатизма устают. Только здравый смысл, основательность, точный расчет будут спутниками новых побед в науке!

Кадр из фильма «Красная палатка». 1969 г.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top