Уральцы отвечают на вопрос: – Как улучшить краеведческую работу среди школьников и студентов?

27 сентября 2018
0
1157

Виктор Фомин,
кандидат педагогических наук, директор областного центра детско-юношеского туризма и экологии:

– Необходимо поставить краеведение с головы на ноги. Ведь сейчас нет никакой научно продуманной системы краеведческой работы, многое делается спонтанно. В такой обстановке трудно говорить о каких-то методиках.

Туризм и краеведение нельзя отделять друг от друга. Краеведение не должно быть «кабинетным», с учащимися надо ходить в походы, экскурсии, экспедиции, в том числе с поисково-познавательными целями – тогда будет конкретный результат, ребята соберут интересный материал для школьного музея. Это очень важно в плане воспитания.

Не случайно великие педагоги, например, А. Макаренко или профессор А. Остапец-Свешников, отмечали, что туристско-краеведческая деятельность, особенно походы – отличное средство воспитания личности.

Сегодня если и проводятся семинары по краеведению, то, как правило, формально, для «галочки». Нужны научные методические разработки по краеведению. В педагогических вузах надо ввести специальный предмет «Теория и методика туристско-краеведческой деятельности». Необходимо поднять статус краеведения. В Советском Союзе до 1930-х годов издавалось более 100 краеведческих журналов, но затем их стали закрывать, а краеведов, в особенности выходцев из дворян, репрессировать. Краеведение – это правда истории…

Считаю порочным развивать его по западным лекалам, в «их» традициях. Что это за «цивилизованное общество», пропагандирующее гомосексуализм?! Краеведение разумно развивать на нашей национальной культуре и традициях.

 

Надежда Погребнякова,
работник областного отдела народного образования в 1980-е годы:

– Сегодня краеведческая работа в учебных заведениях во многом держится на энтузиастах. Заниматься ей мешает загруженность учителей «бумажной работой» и отсутствие учебников по краеведению. В последнее время к этому добавилась недостаточная профессиональная подготовка молодых педагогов, которые зачастую не имеют представления, как заниматься краеведческой работой. Они не знают даже элементарных фактов местной истории – как с таким «багажом» направлять поисковую работу их подопечных?! Поэтому главное условие улучшения краеведческой работы – повышение уровня такой подготовки.

Нельзя сводить краеведение только к истории, археологии и культуре. Это более широкое понятие, включающее также знания о природе, растительном и животном мире родного края. Создание в школах уголков природы, или, как говорили прежде, «живых уголков», также разнообразит краеведческую деятельность, развивает в детях экологическое мышление.

 

Сеильда Гайнутдинов,
предприниматель (от фото отказался):

– На мой взгляд, краеведение просто «заболтали». Всё говорят о его значимости, но никто палец о палец не ударил, чтобы написать нормальный учебник или методическую разработку. Нужны учебники и научные издания по краеведению. Пишет же учебники по спортивному краеведению профессор Николай Пересветов – по ним студенты занимаются. И никто в стране, кроме Пересветова, такие учебники не издаёт. В своё время Николай Николаевич обратился в республиканские инстанции с вопросом о наличии учебников по спортивному краеведению, а ему отвечают: что мешает вам самим написать такой учебник?

Пересветов написал и пишет ещё, а по краеведению в целом кто за это возьмётся? Ни в республике, ни в Уральске желающих что-то не видно.

А ведь Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всё чаще отмечает значение краеведческой работы в воспитании патриотизма и высокой духовности.

Сын моего знакомого учится в сельской школе. Пошли вместе с учителем в поход. В посёлке парень попросил местного аксакала утолить жажду. Тот угостил вкуснейшей родниковой водой. Юноша собрался уходить, но его одноклассник надоумил: поговори со стариком, может, он интересный человек… Так и оказалось: первоцелинник, а его отец участвовал в Гражданской войне… Но ведь учитель должен направлять учащегося. Куда же смотрел педагог?

С таким формальным отношением к краеведению мы не сможем полноценно воспитывать детей и молодёжь. Допустим, появился в Приуралье большой энтузиаст – и учебники написал, и людей повёл по родному краю собирать материал о героях войны, труда и чудесах природы. Но ведь этого мало. К краеведению нужен государственный подход. Тогда будет реальный результат в масштабах всей страны.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top