Уральский фотограф П.Л. Поляков

19 декабря 2019
0
1263

П.Л. ПоляковНеповторимая атмосфера эпохи всегда оставляет свой след. Старинная фотография – ярчайшее тому подтверждение. Разглядывая лица людей давно минувших лет, мы попадаем в то время.

В 1840 году появились первые фотоателье в Москве и Петербурге, а затем, как по цепочке, «салоны светописи» стали открываться в провинциальных городах. Что же касается нашего Уральска, первый «светописный» кабинет был открыт в 1862 году войсковым архитектором Василием Михайловичем Кондрахиным1. Постепенно понятие «фотография» прочно вошло в сознание и быт уральцев. История зафиксировала имена первопроходцев этого большого и популярного в городе дела. Домбровский Б.С. (1869 г.), Татаринов И.А. и братья Фидлерман (1870 г.), ученый рисовальщик Смирнов (1874 г.), Ф. Шредер (1878 г.). Вскоре они приобрели множество последователей. Известно, что до революции в городе работали 12 художественных кабинетов.

Его снимки хранились практически в каждом семейном альбоме уральцев на рубеже XIX и XX веков. Люди самого разного социального статуса – от дворян до простого люда – почтили за честь сфотографироваться в салоне именитого мастера. Необычайно талантливый и одаренный человек с трагической судьбой Петр Львович Поляков.

Мы не имеем информации, когда и при каких обстоятельствах П.Л. Поляков появился в Уральске. Известно лишь, что в 1884 году он открыл свое знаменитое ателье на улице Крестовая (Крестовская; Крестовоздвиженская) и с тех пор прочно занял особое место среди уральских фотографов.

Маленький и с виду неприметный домик в центре города по адресу Крестовая, 18 (ныне Г. Караша), в котором располагался фотосалон, сохранился по сей день. «Этот домик на тихой улице Уральска вполне мог бы украсить яркую наклейку на старинной граммофонной пластинке с гурилевским романсом «На горе стоит домик-крошечка. Он на мир глядит в два окошечка». Такой он был чистенький и аккуратный, да и музыка Гурилева звучала здесь довольно часто»2.

Дом на улице Крестовой (ныне Г. Караша, 18), в котором размещалось фотоателье П. ПоляковаК сожалению, дом не сохранил своего первоначального вида, как не сохранился большой деревянный павильон, в котором проходили фотосессии. Здесь теперь обычные хозяйственные постройки. А жаль, из него мог бы получиться интереснейший музей, воспроизводящий интерьер и оборудование ретрофотосалона. Любой посетитель, переступив порог этого замечательного дома, мог бы перенестись на мгновенье в век XIX и проникнуться атмосферой ушедшей эпохи. Гудят автомобили, пахнет гарью, снуют пешеходы, но то и дело вас не покидает ощущение, что вот сейчас из-за поворота покажется старинный экипаж или лихой казак на вороном коне…

Биографические сведения о Петре Львовиче крайне скупы. Родился он в 1857 году в Уфе в мещанской семье. В 1880 году обвенчался с уфимской мещанкой Клавдией Ивановной Ивановой. Таинство совершил священник Михаил Миронов в Покровской церкви города Уфы3. По каким-то неизвестным причинам брак быстро распался. Ориентировочно в 1882-1883 годах Петр Львович переезжает в Уральск. Вторым браком был женат на немке, имя ее неизвестно. В 1889 году у пары рождается сын Михаил. Повзрослев, Поляков Михаил решил продолжить дело отца и также стал профессиональным фотографом. В 1913 году Михаил Петрович Поляков женился на дочери крестьянина Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Еделева девице Федосье Павловне Володиной. Венчание произвел священник Казанской единоверческой церкви Ставкин Филипп Стахиевич4. Накануне революции отец и сын работали вместе. Электрофотография Поляковых предреволюционных лет так и называлась «Электрофотография П. Полякова и сын в Уральске». Каким-то чудом сохранились семейные фотографии Поляковых, которые находятся в фондах музея «Старый Уральскъ». В 2003 году их подарил музею неравнодушный житель города Уральска Воробьев Сергей, за что ему огромное спасибо. Благодаря этим сохранившимся снимкам, мы можем видеть знаменитого фотографа и его семью.

Из воспоминаний Сергея Дмитриевича Воробьева:

«Моя бабушка, Сармина (Воробьева) Васса Семеновна, в 1923 году вместе с мужем Воробьевым Михаилом Григорьевичем переехали в Уральск из Серебрякова. Поселились у Свиридовых Марии Павловны и ее мужа на Коммунистической, 18 (бывшая Крестовая). Для проживания им был предоставлен небольшой флигель, расположенный во дворе дома. До революции в этом доме располагалась студия знаменитого фотографа Полякова.

В описываемый период времени дом был разделен на две половины. Во второй половине проживали супруги Свиридовы, а в передней части дома ее родная сестра Федосья (Фина) Павловна Володина. Федосья Павловна была женой Михаила Петровича Полякова, который умер в 1920 году от туберкулеза. Детей у них не было.

Семья П.Л. Полякова

Во дворе тенистого сада сохранился старинный павильон, в котором когда-то происходили фотосессии. Состояние его к концу 60-х годов XX века было плачевное, но мальчишеское любопытство было настолько сильным, что каждая мелочь внутри была тщательно изучена и пересмотрена тысячу раз. А посмотреть было на что: внутри павильона валялись брошенные этажерки, фоны-полотна, различный бутафорский реквизит. В отдельном небольшом помещении сверху и донизу стояли деревянные ящики со стеклянными негативами. При просвете на солнце такого «стеклышка» вырисовывались силуэты солидных господ в мундирах и дам в пышных платьях. Их было огромное количество. Впечатление от увиденного настолько сильно запало в душу, что, будучи подростком, я тоже увлекся фотографией.

Сохранить тогда практически ничего не удалось, во-первых, ввиду возраста. Я был ребенком и не придавал тогда этому особого значения. А во-вторых, вскоре дом был нами продан, и я в нем больше уже не появлялся. Знаю только, что последующие жильцы на грузовой машине вывозили все негативы в коробках на мусорку.

Богатейший фотоархив известного мастера Полякова был утрачен».

Но вернемся к судьбе Петра Львовича. Организовав свое ателье, Поляков поставил работу фотографии на самую современную техническую основу. Ателье было оборудовано новейшими аппаратами, разнообразными аксессуарами, фонами и стильной мебелью. Помимо обычных фотографий CabinetPortret и VizitPortret производилось «увеличение портретов до желаемого размера и всякие модные новинки – фотоэмаль: булавки, броши, брелоки в оправах золотом, серебром и французским золотом». Буквально недавно в музей «Старый Уральскъ» подарена дореволюционная фотография, принадлежавшая уральской казачке Елизавете Александровне Домашневой в фирменной стеклянной рамке с позолоченной окантовкой от салона Полякова.

Сельский врач Х.Д. Досмухамедов, заведующий Уральской городской земской больницей Б.А. Турыбрин, неизвестный. Фото из фонда музея "Старый Уральскъ"«К нему шли сниматься после свадьбы и крестин, по случаю окончания гимназии и училища, перед уходом на действительную службу и возвращения домой. Пухлые фотоальбомы горожан, большие родительские портреты и множество фотографий на стенах горниц и светлиц – свидетельство популярности и торжества этого народного искусства. Конечно, существовала деловая конкуренция, борьба за клиента, которого привлекали не столько качеством и выразительностью, как пестротой и разнообразием антуража и аксессуаров. Популярны были черкески с натуральными кинжалами, расшитые украинские сорочки и широченные, «как Черное море», шаровары, матросские костюмы, античные тоги и хитоны. Кто во что горазд. Поляковы, например, привлекали посетителей «райской музыкой» – гавайской гитарой. Дуэт русских семиструнных гитар отца и сына Поляковых был настолько популярен в городе, что их нередко приглашали с концертами в офицерское собрание, Коммерческий клуб, Пушкинский народный дом, а также в гостиные именитых горожан. С фотоаппаратами и гитарами бывали Поляковы-музыканты в Нижнем Новгороде и Самаре, Саратове и Бузулуке, в российской степной столице Оренбурге, в обеих столицах России. Говорят, их слушал сам Василий Васильевич Андреев – организатор и руководитель первого Великорусского оркестра народных инструментов»5.

В фондах музея «Старый Уральскъ» хранится свыше 3000 дореволюционных снимков, подавляющее большинство которых сделаны в салоне Полякова. Все они напечатаны на фирменных бланках – паспарту (выявлено не менее десяти типов, включая бланки «Славянской фотографии», которая также принадлежала Полякову).

Паспарту фотограф заказывал на фабриках Товарищества «Тальбот» в г. Вильно (Вильнюс, Литва), принадлежащих И.К. Клембацкому и «И. Скамони» в г. Санкт-Петербурге, основанного в 1879 г. С 1910 по 1916 гг., фабрика принадлежала Александру Эдуардовичу Ланге.

А также в литографии Иосифа Покорного в Москве, основанной в 1895 году.

Особое значение при фотографировании уделялось интерьерам помещения ателье, где происходили съемки. Клиент мог оказаться на фоне шикарно обставленной мебелью гостиной, заросшего леса или в зале средневекового замка. Для убедительности к пейзажным фонам добавлялся дополнительный реквизит в виде бутафорских камней, пней, скамеек, мостиков. Обязательной принадлежностью всех фотографий считалась декоративная мебель соответствующего стиля, столики, кресла, этажерки. Просматривая снимки разного периода времени, можно проследить, как с течением времени менялась мужская и женская мода, увидеть манеры горожан. При взгляде на них невольно примечаешь артистическую расстановку фотографируемых, позы, которые они принимали по велению автора.

В начале XX века ателье П.Л. Полякова считалось одним из лучших в городе. Помимо студийных съемок, производились выездные натурные.

1913 г. г. Уральск. П.Л. Поляков за игрой на гитаре

Газета «Уральские Войсковые Ведомости» сообщала: «13 мая, в 2 часа дня, в садике у летнего помещения войскового собрания фотографом Поляковым была снята группа, во главе с г. наказным атаманом (от автора – ген.-лейтенант Дубасов Н.В.), состоящая из отъезжающего начальника войскового штаба ген.-майора Соколова, офицеров штаба и писарей»6.

Казаки, купцы, священнослужители, мещане, интеллигенция – все стремились запечатлеть себя у именитого мастера. Среди самых известных фоторабот можно выделить портреты Евстигнея Давыдовича Рожкова, полного Георгиевского кавалера, Никиты Федосеевича Потапова, участника знаменитого Иканского боя, Юнеева Федора Ивановича, председателя Уральского окружного суда, действительного статского советника, Николая Михайловича Логашкина, присяжного поверенного, Стулова Егора Степановича, владельца модного магазина обуви в Уральске, наказных атаманов ген.-лейтенантов К.Н. Ставровского и Н.В. Родзянко, священника Виссариона Васильевича Голованичева, церковного старосты Уральской Казанско-Богородицкой церкви Банцекина Петра Васильевича, врача Турыбрина Бориса Андреевича, участника движения «Алаш» врача и педагога Халела Досмухамедова, крупнейшего скотопромышленника Автонома Яковлевича Овчинникова и его дочерей, генерала Аничхина Лонгина Лукьяновича, купца Баландина Александра Александровича с супругой Ольгой Семеновной Молчановой и многих других.

В августе 1913 года имя фотографа попало в криминальную сводку. «У мещанина города Уфы Петра Львовича Полякова, проживающего во 2 ч. г. Уральска на Большой Михайловской улице в доме Овчинникова, во время пожара, происшедшего в его квартире в ночь на 13 июля, пропали разные золотые вещи на сумму 875 р»7.

Уральская барышня. Начало XX векаСумма колоссальнейшая по тем временам. Достаточно сказать, что корова в то время стоила 60 рублей, а строевой конь 150 р. По-видимому, конкуренты, не выдержав честного противостояния в борьбе за клиентов, прибегли к такому способу расплаты с популярным человеком.

После Октябрьской революции 1917 года ателье продолжало работать. Деятельный и активный фотограф не ушел в оппозицию, а пытался приспособиться к переменам. Выполняя свой профессиональный долг, он фиксировал происходящие на его глазах исторические события. А времена настали трагические. 24 января 1919 года части Красной Армии заняли Уральск. Город накрыла волна террора. «Тюрьма давно переполнена. Арестованных содержат в гостинице, что на базаре, в родильном доме по Торговой улице, в женской гимназии. Организуются фильтрационные пункты – концлагеря. Кругом пальба неумолчная, ненужная, разгульная, чуть-чуть притихающая к ночи»8. Невероятно, но и в таких условиях фотоателье не прекращало действовать.

Однако поработать в новых реалиях мэтру уральской фотографии Петру Львовичу Полякову не пришлось. Череда семейных драм трагически оборвала его жизнь. Сначала, 3 марта 1920 года, от туберкулеза костей умер единственный сын Михаил. Ему было 30 лет. Боль утраты близкого человека и отсутствие смысла дальнейшей жизни расстроило его психику окончательно. 8 августа 1923 года талантливый фотограф покончил жизнь самоубийством. Похоронен на городском кладбище г. Уральска. Могила его неизвестна.

Много событий унес век минувший. Много имен кануло в Лету, но имя фотографа П.Л. Полякова продолжает жить.

P.S.

Уважаемые читатели! Если у кого-то из вас имеются сведения о жизни и деятельности уральских фотографов конца XIX – начала XX веков, большая просьба откликнуться. Свои замечания и предложения жду по адресу: alehin_denis81@mail.ru

Автор: Денис Алёхин
Фото из коллекции автора

Примечания

1 Уральские Войсковые Ведомости. № 21,1874 г.

Кондрахин Василий Михайлович. Родился 1 февраля 1825 г. в Санкт-Петербурге. Из дворян УКВ. Сын есаула. Православный. С 3 мая 1839 г. по 5 июля 1845 г. обучался в строительном училище (училище гражданских инженеров) Главного управления путей сообщения и публичных зданий. По его окончании произведен 5 июля 1845 г. в 14-й класс с назначением в УКВ архитекторским помощником. Переименован 23 сентября 1845 г. в хорунжие со старшинством с 5 июля 1845 г. С 20 января 1846 г. уральский войсковой архитектор. Произведен в сотники 18 января 1849 г. Произведен в есаулы 29 июня 1858 г. За отлично-усердную службу пожалован 21 мая 1863 г. чином войскового старшины. Утвержден 31 октября 1869 г. директором Уральского попечительного комитета о тюрьмах. Отчислен от должности уральского войскового архитектора 25 июля 1870 г. по болезни, согласно собственной просьбе. Уволен от службы по домашним обстоятельствам 21 февраля 1871 г. подполковником и с мундиром. Умер 20 октября 1882 г. в Казалинском военном госпитале.

Женат на дочери войскового старшины – Бородиной Анне Ерастовне. Дети: Михаил, р. 13 декабря 1852 г., Сергей р. 1 сентября 1858 г. За ним в Уральске каменный 2-этажный дом и каменный дом за родителями (на 1845 г. за ними также 4 каменные лавки). (РГВИА. Ф. 330. Оп. 55. Д. 1703. ПС на 1 января 1870 г.; Ф. 405. Оп. 6. Д. 6125; ЦГА Спб. Ф. 550. Оп. 1. Д. 55; УВВ).

2 Асманов Ю.И. Записки старого газетчика. Уральск, 2005 г. С. 95.

3 ГКУ Национальный архив РБ, ф. 4-294, оп.2, д. 21, с. 222.

4 ГА ЗКО, ф. 237, оп. 2, д. 95, с. 142.

5 Асманов Ю.И. Записки старого газетчика. Уральск, 2005 г. С. 96.

6 Уральские Войсковые Ведомости. № 36 ,1913 г.

7 Уральские Войсковые Ведомости. № 63, 1913 г.

8 Чесноков Н.Г. «Исторический провал. Уральск в Гражданской войне». Уральск, 2010 г. С. 249.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top