Уральский арбат: итоги без выводов

13 декабря 2018
0
398

В уходящем году неравнодушным до городских вопросов уральцам выпала возможность наблюдать за весьма любопытной картиной. С одной стороны, местные чиновники дразнили общественность информационными выбросами о разрабатываемом проекте превращения главной улицы областного центра в пешеходную зону. С другой, заинтригованная общественность пыталась обсуждать этот толком неизвестный проект. Аналогичный спектакль происходил и вокруг иного, гораздо более таинственного плана ревитализации исторической части города. В последнем случае остроту проблеме придавал акт вандализма, с которого стартовала реновация в старом городе. Причина столь странных действий в общем-то проста: власти, находящиеся десятилетиями в стерильной бесконкурентной среде, утрачивают способность нормального открытого диалога с общественностью. Серьезные городские проекты, на которые расходуются немалые суммы налогоплательщиков, привычно разрабатываются за закрытыми дверями, без лишней огласки и реальных обсуждений. Такая практика не прибавляет доверия властям. Многие из опрошенных мною знакомых уральцев, относительно проекта реконструкции проспекта, убежденно отвечали, что это типичный пиар нынешней городской администрации, пытающейся броскими идеями симулировать бурную деятельность, отвлекая население от более насущных проблем. Версия, что это очередной проект, затеваемый ради распилов и откатов также оказалась популярной. Комментарии по этой теме горожан в соцсетях практически аналогичны, неверящие – могут убедиться. Виноваты в таком не лестном реноме, конечно, сами власти. Давайте людям своевременно полноценную информацию, открыто обсуждайте, дискутируйте, тогда и рассчитывайте на иное отношение.

Фурмановский сад. 1980 г.

Концепцию превращения исторической части проспекта Достык-Дружба в пешеходный променад обсуждать пока рано, горожанам она так и не презентована, ее авторы встреч с активной общественностью и журналистами избегают. Но раз уж власти сами обозначили проблему главной улицы и однажды все же предложат свою концепцию на суд горожан, то напрашивается необходимость провести анализ уже давно реально существующей пешеходной улицы. В конце концов, это единственный практический опыт в багаже тех, кто решил дерзнуть на переделку наиболее ценной части главной городской магистрали. Вопрос лишь в том, насколько он оказался удачен.

Уральскому пешеходному арбату на Театральной (ныне Нурпеисовой) улице уже более трех десятилетий. Любопытно, что он не намного младше московского прототипа. Напомним, создание пешеходной зоны на улице Арбат в Москве в 1985-1986 гг. имело столь громкий эффект, что немедленно вызвало волну подражаний во многих городах СССР. Само название Арбат с тех пор стало нарицательным. В стране началась мода на пешеходные улицы, на пике ее волны местные власти решили реализовать нечто подобное и в Уральске. Проект прорабатывался в городском проектном институте, по советским стандартам и советскими проектировщиками, что гарантировало определенное качество. И надо признать, что проект устройства пешеходной зоны на Театральной улице оказался удачен. Для эксперимента первой очереди был выбран участок улицы длиной почти 570 м. Он находился в центре города и, по правилам проектирования пешеходных зон, вел от одной точки активности – центральной площади, к другой – городскому рынку. Постоянный пешеходный транзит обеспечивал улице полноценную жизнь и развитие. Очень удачной оказалась прилегающая застройка. С южной стороны расположился сплошной фронт исторических зданий бывшей торговой Туркестанской площади, легко превращаемых в магазины, кафе и предприятия обслуживания. С северной стороны к улице примкнули популярные в городе объекты культуры и отдыха – русский драматический театр, театральный сквер с фонтаном, широкоформатный кинотеатр «Урал» и всеми любимый Фурмановский сад с детскими площадками и аттракционами, летними кафе. Улица Красноармейская (ныне Молдагалиева) стала транспортным дублером, обеспечившим подъезды и обслуживание пешеходной и парковой части. По перспективному проекту, пешеходная улица продлевалась и за Фурмановскую улицу, до Октябрьской, выходя к рынку и второму крупному скверу – Рыночному. Для безопасного пешеходного транзита через улицу Фурманова даже был построен настоящий подземный переход! Пешеходная улица сразу зажила активной жизнью, становясь популярной, обрастая соответствующей инфраструктурой, пока не наступили «смутные времена» 90-х, затянувшиеся здесь до наших дней.

Начнем с анализа благоустройства. Во всем мире пешеходные улицы стараются превращать в события. Красивые малые формы, мощение, озеленение придают праздничность и приятность для пеших прогулок. Пусть не обижаются местные патриоты, не выезжавшие за пределы города, но в этом смысле местному арбату похвастаться нечем. Все крайне убого и примитивно, дешево и сердито. В первую очередь бросаются в глаза примитивные фонарики кустарного производства и карикатурного размера, почему-то без меры натыканные прямо посередине улицы. Скамейки, вазоны и урны также не блещут изяществом, грубо слеплены из каких-то подручных дешевых материалов. Мощение самое простое – надоевшая всем некачественная тротуарная плитка, уложенная без всяких затей. И это при том, что на соседних старых улицах еще можно увидеть фрагменты великолепного исторического мощения тротуаров старым уральским клинкером и природным камнем. Вместо нормальной скрытой ливневой канализации почти двухметровой глубины арыки, сборники мусора и рассадники комаров. Функция их давно перестала быть понятной. В прошлом они орошали проточной водой деревья, т.к. были с земляными стенками. Но сейчас эти канавы облицованы бетоном, вода к корням не попадает, деревья сохнут, даже находясь у арыков. Из-за подъема уровня мостовых, арыки на арбате оказались какой-то невероятной, почти двухметровой глубины. Ограждений при этом нет никаких. Любой, случайно упавший в эту яму прохожий, имеет реальный шанс отсудить у города компенсацию, т.к. по нормативу ограждения при такой глубине должны быть. С озеленением тоже как-то не ясно. Оно присутствует только по бокам, причем у «Атриума» его вырубили еще при строительстве. Центральная пешеходная часть открыта и в летние дни пустынна, т.к. желающих сидеть на солнцепеке нет. Никакой системности, продуманной ландшафтной концепции озеленения нет, все как-то натыкано случайно, тут вот березки, а тут карагач.

За прошедшие годы сильно изменилось качество окружающей застройки улицы. Причем не в лучшую сторону. Как уже отмечалось, южная сторона улицы изначально состояла преимущественно из исторической каменной застройки Туркестанской площади. В основном это бывшие торговые ряды и купеческие особняки. Они-то больше всего и пострадали. Практически не осталось приличных фасадов. Все неузнаваемо искажено неконтролируемыми перестройками, безумной раскраской, дикими вывесками, сбитой лепниной, упрощенными до карикатурного вида архитектурными деталями. Некоторые здания, как, например, торговые ряды по адресу Д. Нурпеисовой № 14 и вовсе стоят в руинах. Горе-хозяева, сломав перекрытия, попробовали надстроить второй ярус из дешевого газобетона, да так и бросили на годы старинное здание без кровли. Инспекция по охране памятников, по-видимому, вообще не интересуется состоянием исторических зданий на этой улице. В строгий фронт старинных фасадов агрессивно влезли новоделы, подобные угловому дому по ул. Жунисова № 104 («Элис»). Здание не только грубо нарушило этажность, но и просто вылезло за красные линии застройки. Невольно задаешься вопросом: если такие вещи происходят на центральной пешеходной улице, в буквальном смысле у горакимата, что же происходит на периферии? Старинные уютные дворики, которые должны были стать продолжением пешеходного пространства, как были неблагоустроенными, такими и остались. Коммунальные дома обветшали и не расселены. Тротуар вдоль фасадов узкий, ограничен глубоким арыком, на нем не развернуться, не поставить зонты и тенты для летних кафе. И все же, при всех недостатках, этой стороне улицы повезло куда больше, чем противоположной. Если фасаду драматического театра стараниями ныне покойного начальника инспекции охраны памятников Н. Мамаева был возвращен первоначальный вид (ранее он был облицован ракушечником), то со сквером за театром случилось непонятное. В прошлом это было ухоженное уютное зеленое пространство со скамьями и мраморным журчащим фонтаном. Сейчас на месте фонтана пустырь и несанкционированная пыльная автостоянка для клиентов развлекательного заведения, устроенного в бывшем кинотеатре «Урал». Как и с чьей санкции это случилось, неясно. Куда и почему исчез монументальный фонтан, тоже непонятно. Само здание кинотеатра «Урал», памятник редкого в Уральске сталинского неоклассицизма, до неузнаваемости обезображен и искажен новыми владельцами. Впрочем, удивляться таким мелочам не стоит, прямо с пешеходной улицы, сразу за театром виден один из одиозных символов архитектурного беспредела последнего десятилетия – брошенный недострой жилой высотки.

Кинотеатр "Урал"

Наиболее отвратительная история, обескровившая пешеходную зону, случилась с когда-то любимым горожанами Фурмановским садом. Его городские власти просто поделили на куски и распродали коммерсантам. Часть под свои хозпостройки заграбастал ночной клуб, разместившийся в бывшем кинотеатре «Урал», владельцы тут же огородили свое хозяйство страшными заборами. Основную же часть сада вырубили, выстроив на месте детских площадок, тенистых аллей и фонтанов невероятно нелепый храм торговли с претенциозным названием «Атриум». Последняя лепта в градостроительное уничтожение квартала внесена уже в наши дни, при «бдительном» надзоре нынешней городской администрации. Как известно, не столь давно в историческом здании магазина «Каменный» случился пожар. Внутренность, конечно, выгорела, но прочные каменные стены выстояли. Однако вместо восстановления памятника, владелец тут же все радостно снес и затеял строительство столь же огромного и столь же примитивного, как «Атриум», торгового центра. Причем степень архитектурной деградации этого места оказалась такова, что даже сами городские власти вынуждены были перетащить недавно открытый с помпой памятник Дине Нурпеисовой и Курмангазы на единственном крошечном остатке Фурмановского сада, на освободившееся от Миши Гаврилова место. Для логического завершения этой операции осталось лишь переименовать проспект Достык-Дружба и улицу Некрасова в честь героев переехавшей скульптурной пары, по опыту известных ономастических манипуляций с улицами М. Маметовой и Мира у памятника М. Маметовой. Событие и комично, и печально одновременно, наглядно характеризует крайне низкое качество работы ответственных органов, легко и бездумно транжирящих бюджетные средства.

На восточном конце у улицы Фурманова (ныне Курмангазы) пешеходная зона упирается в подземный переход, печальное состояние которого всем известно. Этот, по образному выражению местных газет 90-х «дикий переход к рынку», присоединяет к старой пешеходной улице новый участок, устроенный уже в наши дни. Ничего стоящего на нем нет. Очень неуютное пространство с крайне убогим оформлением и низким качеством строительства, на котором вечная базарная грязь и сутолока. Обширный рыночный сквер-бульвар, прилегавшей к это улице, постигла та же участь, что и Фурмановский сад. По решению городских властей, он был выведен из зоны общего пользования, вырублен и распродан под застройку коммерсантам.

Таков в общих чертах опыт проектирования и эксплуатации старейшей пешеходной зоны города, в котором, как в зеркале, отразилось все несовершенство градорегулирования. Никакие уроки не извлечены, публичные извинения за допущенные ошибки горожанам не принесены. И вот теперь, невзирая на столь негативный опыт, вместо серьезного анализа и кропотливой работы над устранением ошибок, у властей появился нестерпимый зуд приложить руки к двухкилометровому участку единственного в Казахстане архитектурно-градостроительного ансамбля XIX – начала XX века. Наверное, простительно молодому и амбициозному чиновнику по архитектуре горделиво позировать на фоне красочных картинок, иллюстрирующих его концепцию благоустройства проспекта Достык-Дружба. Предаваться фантазиям проще и приятнее, чем разбираться с проблемами существующей пешеходной улицы, открывающейся, кстати, прямо из окна его кабинета. Можно, конечно, допустить, что городские власти не в курсе, просто не видят этих проблем, но тогда, согласитесь, становится страшно за уготованное будущее историческому участку главной улицы Уральска. Как можно предлагать строить двухкилометровую пешеходную зону, когда не удалось это нормально сделать на полукилометровом участке Театральной улицы за 30 лет?! Как можно прикрываться желанием спасать исторические здания и кварталы, когда фактически разрушена система охраны памятников? Как можно заниматься благоустройством, если нет ни опыта, ни понимания, как правильно озеленять, освещать или просто отводить воду с мостовых? Как вообще возможно разрабатывать проекты и строить, когда отсутствуют реально действующие регламенты и правила застройки в исторической части города? И, наконец, какую на этот раз цену горожане должны будут заплатить за новые эксперименты и фантазии чиновников?

В моей практике был опыт участия в реализации первых пешеходных зон в историческом центре Санкт-Петербурга. Все они были меньше исторической части проспекта Достык-Дружба. Это была сложная и непростая задача даже с бюджетом пятимиллионного мегаполиса, не испытывавшего дефицита в наличии хороших специалистов. Прежде чем затевать столь серьезные и ответственные проекты, хотелось бы порекомендовать уральским властям, службе главного архитектора города, начать работу над устранением ошибок на существующей пешеходной улице. Сегодня ее общая длина, с учетом приращений на востоке и западе, почти удвоилась, достигнув километра. Это половина предлагаемой к реконструкции участка проспекта Достык-Дружба. Потратьте лучше имеющиеся деньги на выкуп бездарно проданных территорий, верните горожанам Фурмановский сад, кинотеатр, фонтан в театральном сквере, благоустройте старые дворы, расселите коммуналки, реконструируйте ветхое жилье, верните первоначальный облик историческим фасадам, закупите эстетически полноценные фонари, скамьи, урны, замените, наконец, эту ужасную арычную систему. И если вы достойно справитесь с этой непростой задачей, накопите необходимый опыт и знания, тогда можно будет замахиваться на центральную улицу.

Рустам Вафеев,
архитектор, Санкт-Петербург

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top