Умники и умницы

14 октября 2021
0
2600

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления Уральска является седьмой в системе НИШ, открытой в рамках государственной программы «20 Интеллектуальных школ Первого Президента». На сегодняшний день в 34 класс-комплектах с 7 по 12 класс 717 учащихся, 125 учителей, 4 иностранных педагога. Имеются общежитие, столовая, современно оборудованные смарт-классы, лаборатории, кабинет робототехники, мастерская искусств, танцевальный и актовый залы. Директор школы Айдарбек Тулепович Айтпукешев рассказал о том, как стать учениками школы и какие перспективы их ждут.

– Айдарбек Тулепович, как давно Вы возглавляете школу?

– Здесь я работаю с 2020 года, но в системе НИШ уже 10 лет. Общий педагогический стаж – 25. Окончил Уральский педагогический институт имени А.С. Пушкина, факультет русской филологии. Специализация – учитель русского языка и литературы, а также казахского языка в русской школе. Начинал в школе Жанибека, сразу после окончания вуза вернулся туда, так как сам родом из этого поселка. Учитель, затем завуч и директор. В 2006 году меня пригласили в областной институт повышения квалификации, на должность проректора по учебно-методической работе. В 2012 году назначен директором филиала «Центр педагогического мастерства» автономной организации НИШ. С 2014 по 2020 год работал в Назарбаев Интеллектуальной школе Атырау. Затем здесь.

С самого начала перед школами стояла амбициозная задача – создание инновационной модели общего среднего образования. Необходимо было разработать программу, которая бы отвечала международным стандартам. При этом учитывались и отечественные наработки. При автономной организации НИШ создали центр педагогического мастерства, в котором обучаются и повышают квалификацию педагоги. Процедурами оценки достижений учащихся занимается «Центр педагогических измерений». Наша цель – прозрачность, объективность и честность при отборе наиболее талантливых и одаренных ребят.

– В чем особенность НИШ?

– Обучение на трех языках – казахском, русском и английском. Ученики с русским языком обучения некоторые предметы изучают на казахском, с казахским – на русском. Тем самым осуществляется предметно языковое интегрирование. На старшей ступени – физику, химию, биологию и информатику – преподают на английском. В старшей школе получают международный сертификат, который выдается по итогам экзамена, разработанного международным экзаменационным советом университета Кэмбриджа. Это позволяет поступать в лучшие зарубежные вузы. Уровень знания английского у педагогов НИШ профильных дисциплин достаточно высокий. На сегодняшний день средний показатель международного экзамена составляет 6, 7 из 9 возможных. Но есть дети, которые набирают максимальное количество баллов. Для чего необходимо совершенное знание языка? Опять же для продолжения дальнейшего обучения в лучших университетах страны, где есть практика преподавания и подготовки на английском.

– Как сюда поступают?

– На конкурсной основе. Система отбора в 7 классы Интеллектуальных школ разработана в 2013 году совместно со стратегическими партнерами: Институтом педагогических измерений Cito, Нидерланды, и Центром талантливой молодежи Университета Джонса Хопкинса (CTY), США, на основе изучения международного опыта Великобритании, Австралии, США и Нидерландов. Особенностью данной системы является возможность выявления у учащихся способностей к изучению предметов естественно-математического направления. Экзамен состоит из нескольких этапов. Сдают тесты на знание математики, определяется уровень способности ребенка к изучению точных наук. Выявляют знание казахского, русского и английского языков. Чтобы не возникало никаких сомнений в прозрачности, родители могут в интернете просмотреть, как проходит сам экзамен. В аудиториях установлены камеры видеонаблюдения. Нет возможности списать, ни один учитель при желании не сможет помочь кому-то из ребят. Присутствует и международный наблюдатель. Оценивают качество знаний зарубежные специалисты. Обработка тестирования осуществляется Cito в Нидерландах путем автоматизированного статистического и психометрического анализа результатов претендентов, который выявляет уровень сложности каждого задания и вычисляет их долю в итоговом балле за раздел теста.

Итоги размещаются на сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» www.nis.edu.kz и в здании Интеллектуальных школ через 40 календарных дней после окончания второго дня тестирования.
По решению Республиканской комиссии грант присуждается набравшим более высокий общий балл по комплексным тестированиям (1300 баллов), в пределах выделенных грантов для Интеллектуальных школ в разрезе языка обучения. Конкурс большой, при поступлении в этот раз на одно место претендовало более 10 человек. Школа математического направления в расчет берет результат экзамена по математике. Те, кто набрал соответствующие баллы, но не прошел, потому что количество мест ограничено, определяются в список резервистов. Если по той или иной причине ученик выбывает из школы, его место занимает кто-то из списка.

– С такими одаренными детьми должны работать не менее талантливые учителя…

– Для них также существует конкурсный отбор. Педагог, желающий работать в НИШ, сдает тест на знание фундаментальных знаний своего предмета, пишет эссе и проходит собеседование. Иностранных педагогов отбираем через рекрутинговые компании, которые рекомендуют лучших. У каждого за плечами опыт работы в международных школах.

Наша школа получила международную аккредитацию, что довольно сложно. Её проводит Совет международных школ, который определяет, насколько школа соответствует высоким качествам мировых стандартов образования. В НИШ не разделяют процесс обучения. Программа направлена на формирование у учащихся навыков широкого спектра, которые позволяют им успешно реализовываться в жизни, быть здоровыми, строить прочные взаимоотношения, ответственно и активно участвовать в жизни общества. В школе достаточное количество клубов и кружков по интересам. К тому же в программу 7 классов мы включили обязательное изучение домбры. Владение музыкальным инструментом оттачивает мышление ученика. В качестве обязательной дисциплины является хореография. Есть еще гончарное мастерство и робототехника.

– Дети очень загружены?

– Безусловно, получают нагрузку, но нужно помнить, что это особенные ребята, которые прошли соответствующий отбор. Они имеют высокую мотивацию к обучению. Вторая половина дня больше двигательная. Они занимаются спортом, танцуют, рисуют, в общем, масса разного рода занятий, снимающих усталость.

– При школе есть общежитие?

– Школа для некоторых учеников еще и дом. Они живут в общежитии, рассчитанном на 132 места. Здесь приезжие, как из районов области, так и других городов. В каждой комнате по четыре ученика разного возраста. Создана своего рода модель семьи: старшие присматривают за младшими, это еще воспитание ответственности.

– Куда поступают и где работают выпускники?

– Они учатся не только в престижных вузах Казахстана, но и мира. Я приведу несколько примеров: Едил Давлетьяров сейчас работает в финской компании «Outotec». Он окончил Университет прикладных наук ХАМК по специальности «Автоматика и электротехника» (Финляндия). Акбота Норжанова – волонтер по связям по программе добровольцев ООН во Вьетнаме. Айлина Тюмебаева – магистрант University of Le Havre Normandie (Франция). Список можно продолжать…

– Совет для родителей какой?

– Все беспокоятся за своих детей, и это понятно. Но главное, не убить в ребенке желание удивляться и мечтать. Не нужно готовить его к экзамену, заставлять сутками просиживать над учебниками и зубрить. Он должен хорошо учиться на протяжении всего времени. Если ребенок ответственно подходит к процессу обучения на систематическом уровне, безусловно, результат будет.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top