«Твой путь – железная дорога»

2 декабря 2021
0
1490

Строительство нового железнодорожного вокзала. 1982 г.Издавна железные дороги называли кровеносной системой той или иной страны. Именно стальные магистрали, начиная с ХIХ века, в первую очередь способствовали возникновению и развитию городов. Улучшение железнодорожного транспорта Западного Казахстана, а также инфраструктуры Уральска прошлого столетия неразрывно связано с именем Омиртая Каримовича Сахтанова. Двадцать лет он бессменно возглавлял Уральское отделение Западно-Казахстанской железной дороги, оставив глубокий след в памяти всех, кто его знал.

Любимое дело

Родился Сахтанов 1 января 1937 года на станции Жарма Семипалатинской области. С началом войны ушёл на фронт и не вернулся его отец Кабдыкарим – кондуктор грузовых вагонов, сын бывшего строителя Турксиба – путевого обходчика. Маленький Омиртай часто оставался дома один, рано приучившись к самостоятельности.

В конце войны мать Омиртая вышла замуж во второй раз, и семья переехала на станцию Айгыржал. Отчим также работал на железной дороге, он заботился о жене и сыне, в доме появился достаток.

В 1954 году Омиртай после окончания средней школы в Аягузе поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. Много лет спустя он вспоминал:

– Годы моей юности совпали c необыкновенным железнодорожным бумом. Большинство моих сверстников просто грезили посвятить себя этой мужественной профессии. Не остался в стороне от этого и я. Какие это были прекрасные годы! Необыкновенная радость и любовь к избранному делу, неуёмная жажда активной деятельности буквально переполняли каждого из нас…

В режиме реконструкции

В 1959 году с дипломом инженера по эксплуатации железных дорог Сахтанов приехал на станцию Аягуз. Работал постовым стрелочником, составителем поездов, дежурным по станции, заместителем начальника Семипалатинского отделения. Это была отличная школа! К мнению Омиртая всё чаще прислушивались, говорили, что из него выйдет хороший руководитель.

Все годы в Семипалатинском отделении он работал под руководством замечательных людей – К. Кобжасарова и К. Ержанова. В мае 1977 г. Кобжасаров пригласил Омиртая на вновь организованную Западно-Казахстанскую железную дорогу главным инженером службы движения. В августе 1978 г. Сахтанова назначили начальником Уральского отделения.

Протяжённость его путей была небольшой – всего 498 км. Однако напряжение грузовых операций определялось наличием двух стыков с Южно-Уральской и Приволжской железными дорогами. Почти вся дорога была однопутной.

С первых же дней Омиртай Сахтанов с головой окунулся в работу, зарекомендовав себя грамотным и энергичным руководителем. В первые месяцы работалось тяжело, однако уже к середине 1979 г. показатели отделения значительно улучшились.

По инициативе Сахтанова и при его непосредственном участии на отделении началась реконструкция и развитие материально-технической базы. Сданы в эксплуатацию АТС на станции Илецк, здание энергоучастка на станции Алгабас, колёсно-роликовый цех вагонного депо, механизированный пункт комплексной подготовки вагонов под выгрузку на станции Казахстан.

На благо Уральска

Реконструкция способствовала и улучшению городской инфраструктуры. В 1983 г. закончено строительство железнодорожного вокзала на станции Уральск, введена в эксплуатацию электрическая централизация стрелок и сигналов на ст. Уральск-Товарная, в 1987 г. сдан механизированный крытый склад на ст. Желаево. Железнодорожный путь усилен заменой рельсов лёгкого типа на деревянных шпалах на тяжёлый тип с железобетонными шпалами.

Увеличены объёмы ремонта с пуском в эксплуатацию новых цехов и участков в локомотивном и вагонном депо. Построено два автопутепровода около ст. Уральск и Желаево. Внедрены новые системы автоматики, телемеханики и связи. Смонтированы новые системы электрической централизации, введён компьютерный бухгалтерский учёт.

Омиртай Каримович активно взялся за социально-бытовую сферу. На всех предприятиях дороги построены бытовые корпуса, ежегодно увеличивались темпы строительства жилья хозспособом и методом индивидуального строительства.

В 1988 г. возведена больница на 150 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену. Одним из любимых мест отдыха не только железнодорожников, но и всех горожан стали прекрасный Дворец культуры и стадион «Локомотив». Только благо-устроенного жилья построено 120 тысяч квадратных метров – равнозначно всему жилому фонду, имеющемуся на отделении дороги в 1980 г.

Трудностям вопреки

Экономический кризис 1990-х крайне негативно отразился на работе железной дороги. Однако Уральское отделение работало рентабельно, своевременно выплачивало коллективу заработную плату, поддерживало ветеранов войны и труда. Полностью удовлетворялись потребности региона в перевозках грузов и пассажиров.

Омиртай Каримович Сахтанов избирался депутатом Советов народных депутатов Уральска и области, награждён двумя орденами «Знак Почёта», медалями, знаком «Почётному железнодорожнику».

В мае 1988 г. Омиртай Сахтанов вышел на заслуженный отдых, однако вскоре скончался. Но люди помнят и будут помнить о нём! Омиртай Каримович по-отечески заботился о молодых специалистах, всячески способствовал их росту. Он детей и всех членов своей интернациональной семьи воспитывал в духе любви и преданности железнодорожному транспорту, его снохи также стали трудиться на железной дороге. Ежегодно в декабре стал проводиться областной шахматный турнир памяти Сахтанова, который очень любил шахматы – мудрую древнюю игру.

– У отца требование ко всем было жёсткое, а ко мне вдвойне, – отмечал Нурлан Омиртаевич Сахтанов, работавший начальником станции Уральск. – Отец постоянно интересовался моими делами, давал советы. Однажды я чуть не перевёлся в спортивный институт, но отец сказал: «Твой хлеб, путь в жизни – железная дорога, никуда с неё не сворачивай!». Сейчас я понимаю, насколько верными были его слова…

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top