Трудный возраст

3 сентября 2015
0
2319

Ежегодно в сентябре мы отмечаем День города. Но при этом нигде не говорится, а какую годовщину со времени его основания? Особенно деликатно обходить эту дату стали с того времени, как под Свистун-горой нашли остатки каких-то древних сооружений и пошли разговоры, что Уральску чуть ли не тысяча лет, а вовсе не четыреста.

1584-й или 1613?

Впрочем, и четыреста – дата спорная. Может, поэтому два года назад на ней особенно не акцентировались. Лишь в музее «Старый Уральскъ» отмечали конкретно – 400 лет Уральску. Хотя, если верить Карамзину, то Уральск старше четырехсот лет. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Упоминаем здесь также о начале нынешнего Уральска. Около 1584 года шесть или семь сот волжских казаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями…».

Карамзинскую дату основания Яицкого городка подтверждает вывод другого выдающегося русского историка С. М. Соловьева. Он пишет, что в царствование Федора «поставлен город на отдаленном Яике», не указывая точной даты. Но в следующей строчке говорится: «В 1584 году основан был Архангельск…». Значит, Яицкий казачий городок основан не позднее города Архангельска. Потом уже сообщается о службе яицких казаков в 1591 году.

Если сопоставить эти данные и даты царствования Федора Иоанновича – с марта 1584 по 1598 год – то это дает основание считать Соловьевскую дату верной.

И как сказал кто-то из наших краеведов, не верить двум корифеям русской исторической науки, основывавшихся только на документах, как-то не позволяет совесть.

Есть фотографии 1963 года, на которых город отмечает 350-летний юбилей. В карете, запряженной тройкой лошадей – все великие, посетившие наш город: Пушкин, Толстой… В соответствии с Карамзиным и Соловьевым должна быть другая дата – 379 лет со времени основания. Дата не круглая. Николай Григорьевич Чесноков несколько лет назад сказал, что город сделали моложе на 29 лет по его вине.

«В советские годы город мог получить какие-то деньги на благоустройство только к круглой дате, – сказал он. – В 1963 году с моей подачи Уральск сделали моложе на несколько десятков лет – отметили 350-летие, вполне круглая дата. Отбросив сомнения, я решил инициировать юбилей, не греша против отдельных источников, в которых указывалась дата основания Яицкого казачьего городка – 1613 год. Город тогда действительно получил кое-какие деньги: надо было привести его в порядок, потому что пригласили много гостей. Но с тех пор эта дата основания города – 1613 год – продолжает существовать. На самом деле Уральск основан в 1584 году. Об этом пишет выдающийся историк Карамзин, а он работал только на основании документов, ему можно доверять…»

«… К поселению удобно, угодьями богато»

Существует поэтическое предание о том, как был основан наш город. Его записал писатель Иосаф Железнов в конце 19 века (рассказ «Видение»).

«Решили казаки перенести свой город с Какмень-острова к Чагану, послали за советом к «старикам-лыцарям». По дороге встретили старца и спросили его, начинать ли им это дело? Старец говорит им:

– Не был я на том месте, а знаю, что оно хорошо, к поселению удобно, лугами всякими, угодьями богато. Только ведайте, чада, на том месте городу вашему приведется испытать разные коловратности: будут у вас там труси, мятежи, кровопролитные брани и всякие сумятицы и неурядицы. Станут вас там нудить насчет креста и бороды, станут заводить у вас солдатские очереди, богопротивные легионы и разные неполезные для вас штаты, а в единое время появится между вами такой набеглый царь… Вот из-за него-то вы много крови прольете, много примете горя. Однако со временем все затихнет, и вы узнаете спокой…

Казаки говорят:

– Ничего, святой отец, к трусям, мятежам и кровопролитным браням нам не привыкать-стать: на том и живем. Нам и прежде говорили: «На крови-де Яик зачался, на крови-де и кончится». Да мы на это мало смотрим. А на очереди да на легионы и плевать-то не хотим: все перемелется, мука будет. Ты только благослови нас, отче!

– Бог вас благословит! – сказал старец, осенил казаков крестом, да и поплыл путем-дорогой.

И казаки поплыли своим путем. Много ли, мало ли отплыли они от того места, где со старцем-то повстречались, остановились да и говорят промеж себя: «Что же, братцы, мы не спросили старца-то, – кто он такой? Вернемтесь! – Сказали это, да и вернулись назад. А старец плыл уже в море. Однако они скоро его догнали и спрашивают:

– Прости нас, отче, давя мы не спросили тебя, – кто ты такой? Поведай нам.

– Алексей Митрополит! – говорит старец.

Лишь только он выговорил, как в тое ж секунду поднялось от воды густое облако и скрыло и лодку, и святителя. От таких слов казаки пришли в ужас неописанный. Не пришли они еще в себя от страха и ужаса, не отудобили, как облако проредело, рассеялось, и ни лодки, ни святителя не видать стало, одно гладкое, как стекло, море.

Знать, видение было».

Николай Григорьевич Чесноков несколько лет назад говорил, что такая встреча могла быть в действительности: казаки всегда советовались в делах со старцами и, не получив благословения, нового дела не начинали. Но не с митрополитом они повстречались, а с Нечаем Шацким, основавшим в устье Чагана монашеский скит и принявшим имя Алексия. А смерчи, за которыми якобы растворился старец, на Урале не редкость.

Каждая легенда основана на реальности, которая начинает обрастать всевозможными деталями и мистическими предсказаниями. Вот и в этой легенде старец предвещает казакам то, что они, возможно, уже пережили: мятежи, сумятицы, «штат».

« …А пожалуй нас рекой-Яиком»

Многие исследователи считают, что Уральск еще старше. Географ и исследователь нашего края Петр Рычков (конец 18 века), опираясь на карты английского путешественника Дженкинсона, считал, что Яицкий городок появился еще раньше – в 14 веке, то есть в настоящее время ему больше 700 лет.

Это подкрепляется еще одним преданием – об участии яицких казаков в Куликовской битве в 1380 году под предводительством Дмитрия Донского. Значит, тогда уже казаки были и где-то они жили. А это как раз и есть времена митрополита Алексия. Существует такая легенда.

«Спрашивает царь после победы доблестных воинов, чем их наградить. Князья и бояре просят денег, золота, драгоценных камней да крепостных душ. Спрашивает царь наших казаков: «А вас, атаманы-молодцы, чем дарить-жаловать?». И отвечают казаки: «Не надо нам, надежа-царь, ни золотой казны, ни самоцветных камней, не надо нам ни деревень, ни крестьян, а пожалуй нас рекой Яиком, от вершины до устьев, с рыбными ловлями, сенными покосами и лесными порубами».

А князья и бояры слышат, да смеются. «Вот дураки-то, вот дураки-то чего просят!» – А наши казаки не дураки, не бестолочь. Они знали честь и совесть, помнили заповедь Божию: «В поте лица хлеб себе добывай», твердо знали и пословицу: «На чужой каравай рта не разевай». Нет, старики наши не дураки, они не о своей одной выгоде заботились, а заботились о пользе всего своего обчества».

– В этом предании упоминаются яицкие казаки, но не Яицкий городок. Городок появился позже. А казаки действительно принимали участие в битве с татаро-монголами под руководством Дмитрия Донского, – говорил Николай Григорьевич Чесноков.

Краевед Анатолий Трегубов вообще утверждает, что наш Урал знали еще древние греки, и он под разными названиями упоминается в трудах греческих путешественников, завоевателей и философов.

В общем, сколько бы ни было Уральску лет – он старый и одновременно молодой. Молодость – в новостройках, широких площадях, помпезных домах и дворцах. Старость себя не выпячивает, она врастает в землю, уходит в себя, и нужен особый взгляд, чтобы разглядеть красоту старинных особняков и ощутить живую душу старого города. Города, который не случайно притягивал сюда поэтов и писателей, путешественников и ученых, энтузиастов и романтиков.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top