Трудная лёгкость

21 января 2016
0
2310

Постановка любого мероприятия, независимо от его масштаба, повода и места проведения, во многом зависит от креативности сценариста. Он, конечно, может быть талантлив от Бога, но всё же режиссёрскому делу нужно учиться. К примеру, на факультете культуры и искусств ЗКГУ им. Утемисова. Здесь студенты получают специальность «Культурно-досуговая работа». Будущих организаторов мероприятий учат проводить праздники. По специальности в вузе была открыта и магистратура. Число желающих обучаться профессии с каждым годом растёт. Преподаватели утверждают: каждый студент – творческая личность.

Акмарал Сериккали связала свою жизнь именно с этой профессией. Она выпускница ЗКГУ, сейчас учится на 2-ом курсе магистратуры. Профессионализм вчерашней студентки растет, и уже сейчас она в числе организаторов крупных городских и областных мероприятий.

С ее участием был проведён не один праздник, в том числе областные концерты ко Дню 8 Марта, Дню Астаны, творческие вечера, посвященные поэту Кадыру Мырза Али, заслуженному деятелю РК М. Умаргалиеву, главному редактору областной газеты «Орал өңірі» Б.Губайдуллину, известному домбристу А. Казиеву. Впрочем, список можно продолжать. Также Акмарал участвовала в подготовке крупной театрализованной постановки к 70-летию Великой Победы. Она уточняет – воплотить в жизнь идею, пусть даже самого талантливого сценариста, можно лишь благодаря сплоченной работе большой команды.

– Акмарал, какое из проведенных мероприятий было для Вас самым значимым?

– Их несколько. Если вспомнить прошлый год, то я участвовала в организации дней культуры Западно-Казахстанской области в Костанае. Возглавлял делегацию заместитель акима области Бахтияр Макен. Мероприятие серьезное, надо было представить себя во всей красе. Выступление получилось насыщенным и зрелищным. Сценарий составляла лично я, поэтому, конечно, волновалась больше всех. Но ничего бы у меня не получилось без поддержки корифеев этого дела. Мы представили замечательную программу. Звучали два оркестра – народных казахских инструментов имени Даулеткерея и эстрадно-симфонический акима ЗКО.

В прошлом году по всей республике широко праздновали 550-летие основания Казахского ханства. В итоговом мероприятии, которое проходило в Астане, наша область также была представлена. В подготовке я принимала непосредственное участие.

Творческий вечер, посвященный 70-летию Максута Константиновича Умаргалиева, готовила также я. Для меня это стало настоящим испытанием, своего рода экзаменом. Все знают – Максут Константинович талантливый человек, известный не только в республике, но и за ее пределами. Долгие годы он возглавлял областное управление культуры, многое сделал для ее развития. Согласие на проведение персонального вечера он сначала не давал, но мы смогли его убедить. На вечере выступали артисты областной филармонии, его ученики, исполняли песни и из его репертуара. В конце, в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра и вместе с солистами филармонии он исполнил песню из репертуара Вахтанга Кикабидзе «Мои года – мое богатство». Это был самый трогательный момент. Вообще, готовя такие вечера, мы стараемся, чтобы они обязательно были душевными. Поэтому подготовка должна быть основательной. Нужно найти людей, которые дороги юбиляру, кто шел с ним по жизни бок о бок, с кем он работал. Не на последнем месте правильно составленный песенный репертуар. Берется в расчет смысл каждой музыкальной композиции.

Масштабным и ответственным был праздничный концерт ко Дню Независимости. Прошел на сцене театра, также с участием оркестра, хоровых, танцевальных коллективов и студенческой молодежи ЗКГУ. На факультете культуры и искусств учится талантливая молодежь, многие из них в будущем становятся звездами сцены.

Писать сценарий, заниматься постановкой, подготовкой – дело серьезное. За видимой легкостью стоит огромный труд многих людей. В списке: сценаристы, режиссеры, работники сцены, осветители, декораторы. Не упускаем из виду ничего, даже то, в какой момент работник сцены должен вынести или наоборот, унести стойку микрофона или стул. Организатор – универсал. Он должен во всем хорошо разбираться, в том числе в хореографии, музыке, понимать художественно-оформительскую работу.

– С чего начинается работа?

– С чистого листа. Села за компьютер и задумалась. Как у всех творческих людей, у сценариста должна быть идея, ну и вдохновение. Нужно гореть самой и заражать своей энергией других. Моя работа мне этим и нравится. Мы дарим людям праздник, положительные эмоции, настроение. Зрители сидят в зале, слушают музыку, отдыхают, получают удовольствие. А за кулисами радуюсь я. Конечно, мало кто задумывается в этот момент, кто автор праздника. Но для меня не важно, нам достаточно сияющих лиц зрителей.

Задача сценариста или режиссера не только написать последовательность концертных номеров и распределить, какие танцы будут в программе. Мы расписываем каждую деталь: когда зазвучат фанфары, зажжется свет, поднимется занавес и так далее. Я, например, люблю, когда занавес поднимается перед зрителями, в этом есть какое-то волшебство, начало таинственного действа, которое настраивает на праздничную волну. Еще люблю, когда на сцене не один и не два, а например, три ведущих или может быть больше. В этом тоже есть некая торжественность, на мой взгляд.

– Что нужно, чтобы программа получилась интересной?

– Для этого нужно быть в курсе культурной жизни города и области, знать весь творческий актив.

В моем блокноте и в голове огромный список разноплановых артистов и номеров, причем, как уже известных, так и новичков. Мы стремимся, чтобы концертные программы не были похожи друг на друга как братья-близнецы. В каждой обязательно должна быть изюминка. К примеру, концерт «Әлемді әлдиімен тербеткен…», посвященный Дню 8 Марта, был открыт оригинальным танцевальным номером (хореограф Карылгаш Кадырбекова). В непродолжительном танце автор отразил жизнь обычной казахской девушки. В постановке показаны обычаи народа. Изначально он был рассчитан на маленькую сцену, поэтому хореографу пришлось его расширить, привлечь большее количество танцоров. К тому же танцевали под исполнение солистки Гульмиры Утегеновой. В итоге номер заиграл новыми красками, стал еще ярче, насыщеннее, теплее.

Мои преподаватели учили – проведение любого мероприятия может стать успешным, если режиссер проникся его важностью. Он должен не просто руководить, а стать неотъемлемой его частью, душой, создать неповторимую атмосферу.

Успех концерта и во времени. Любое мероприятие в идеале должно длиться не более полутора часов. Даже от хорошего выступления можно устать.

– Расскажите о постановке ко Дню Великой Победы.

– Это масштабный проект. Работа не только сценариста или режиссера филармонии, а большого коллектива работников культуры. В проработке сценария, его организации также участвовали и другие учреждения культуры. Специально для этого неоднократно собирались режиссеры, сценаристы города и все вместе обсуждали детали постановки. Подготовить что-то подобное – задача не из простых, нужна, опять же повторюсь, помощь властных структур области. По сценарию, если помните, через площадь прошел вагон с солдатами, вернувшимися с фронта. Обратились к руководству ДЭП, чтобы они предоставили нам прицеп от трактора, который наши талантливые художники замаскировали. Это было грандиозное представление, участниками которого стали около тысячи человек.

– Случаются курьезы?

– Бывает, но когда работает профессиональный состав, то редко. Последний такой случай произошел на том же праздновании Дня Победы. Мероприятие на площади Абая заканчивалось, певец исполнял финальную песню «День Победы», и тут из-за дождя отключилось электричество. Музыка замолчала, растерялся солист. Но песня продолжилась, ее пели собравшиеся зрители.

Фото Ярослава Кулика и Акмарал Сериккали
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top