Троя: за 30 веков ничего не изменилось

9 апреля 2015
0
2235

Куандык КасымовГрохот, крики и громкий лай собак оглушили в первые минуты действа. Из темного тоннеля к зрителям выбежали нацисты в черной форме. Они протащили через сцену пожилую жещину и бросили ее на убогий матрац железной кровати. Толпа завоевателей расступилась, а в руках пожилой стонущей троянки осталась граната… Премьера спектакля по трагедии Еврипида «Троянки» прошла в День театра. 

Театральный вечер в Уральском областном театре казахской драмы начался с музыкальной постановки в фойе. Руководитель литературного отдела театра Нурлан Кадыр сообщил, что в этом году коллектив решил отметить свой профессиональный праздник нестандартно. После демонстрации постановки девочки из танцевальной студии пригласили зрителей, прямо… на сцену, выстроившись живым коридором. Места на этот спектакль ограничены. Кресла для гостей театра выстроили по периметру сцены, символизируя античный театр. И это не случайно. Спектакль «Троянки» отправится на международный фестиваль античного искусства на сценическую площадку амфитеатра.

Режиссер спектакля – заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат премии им. Чингиза Айтматова Куандык Касымов. Главный художник – член Союза художников, председатель Западно-Казахстанского областного филиала Союза художников Кайыр Оразгалиев.

В этой трагедии действие разворачивается на второй день после взятия Трои. В ней показывается, как между вождями победителей распределяются пленницы. В спектакле отображены судьбы троянок, готовящихся до самой смерти нести рабскую участь. Это – Гекуба, жена убитого троянского царя Приама, супруга Гектора Андромаха, их младенец Астианакст и ясновидящая Кассандра.

Спектакль построен вокруг темы женщин, главные героини – именно они. Выжившие троянки равняются на самую сильную духом среди них – Гекубу. В течение всего спектакля, длящегося более часа, на первый план выходят разные героини, но возвращается сюжетная линия к официальной представительнице маленького государства. Жену царя сыграла Бибигуль Исалиева.

– Ролей в моем репуртуаре достаточно, но такая трагическая впервые. Работать с режиссером было очень интересно. Опыт работы с ним уже есть. В драме «Ромео и Джульетта» я играла маму главной героини, в спектакле «Қыз Жібек» – мать Тулегена. Но Еврипида мы ставили в первый раз, столько горя в каждой сцене… Моя героиня – мать, потерявшая 19 сыновей, дочерей, весь народ и родной город. До последнего ее удерживала надежда, что никто не сломит их жизнелюбие. Но когда умер внук, надежда тоже погибла. Жить стало незачем, – делится впечатлениями от роли актриса. – Главное, чтобы у нас такого не было. Если бы спросили: «Нужна ли женщинам война?», они бы ответили: «Нет», и сделали все, чтобы это предотвратить. Но со слабым полом в мире почти не считаются.


СПРАВКА

В свое время «Боспорские агоны» означали соревнования по всем видам искусства и имели значение как дельфийские игры. Участвуют в них литераторы, поэты, музыканты, но основным видом искусства считается театральное.

Три казахстанских театра принимали участие в этом фестивале, два из них стали лауреатами. Акмолинский казахский драматический театр за постановку «Калигула» получил награду за лучшее классическое произведение. В 2012 году «Медея» Жана Ануя театра Айгуль Иманбаевой (Алматы) завоевала гран-при. В 2013 году Джамбульский областной русский драматический театр поставил в Крыму «Антигону» Жана Ануя (спецприз жюри). В прошлом году Казахстан не смог представить ни один театр.

В 2015-м завоевать сердца жюри попытаются уральские актеры с постановкой «Троянки».


– Проблема войны, насилия в древние времена актуальна и сейчас, за 30 веков ничего не изменилось. Все то же, только методы немного другие. Мы показываем, что ситуация в Трое созвучна нашему времени – каждый может оказаться на ее месте: любой народ, любой человек. В Трое была истреблена вся мужская половина. События развиваются после уничтожения Трои, остались только женщины. А судьба женщины – это судьба народа. Это – наши матери, жены, сестры, наше будущее. Была надежда Гекубы на внука, маленького мальчика: все погибнут, но, может быть, он останется и будет жить. Гекуба просит Андромаху сохранить этого ребенка, чтобы он в будущем восстановил нацию, культуру Трои. Но приходят нацисты и убивают ребенка. И в то время, наверное, национальная гвардия, уничтожающая людей, уничтожала народ, – рассказал о задуманном и реализованном на сцене Куандык Касымов. – В свое время Еврипид участвовал в конкурсе и получил второе место за антивоенную тему. В древние времена война была жизненно важной для всех народов, которые существовали. Скорее всего, второе место ему дали именно за тему – антивоенную, война в древности была нужна, чтобы выжить.

«Смерть лучше, чем жизнь», – говорит Андромаха в спектакле. А Гекуба до последнего утверждает, что лучше жить с надеждой, чем умереть.

– Это напоминание о войне и насилии, которые происходят в «троях» современного мира. В частности, события созвучны тому, что происходит на Украине, – говорит режиссер.

Спектакль в июне должен выехать на фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» в город Керчь. Театральные постановки представят на том месте, где было городище Пантикапей 26 веков назад. Спектакль покажут на казахском языке.

– Думаю, зрители поймут человеческие эмоции, состояние души без перевода, – полагает Куандык Касымов.

– Работаю с уральским театром казахской драмы с 2002 года, – сообщил Куандык Касымов. – К примеру, в 2007-м ставили «Ромео и Джульетту» Шекспира, в 2012 году – «Қыз Жібек» Габита Мусрепова. Это слаженный коллектив, они достойно работают. За 20 дней актеры показали на сцене результат, над которым надо было трудиться 40 дней. Если растянуть время, можно и за 80 дней это сделать и, возможно, ничего не получится. А здесь за короткий период получился хороший актерский ансамбль с индивидуальными характерами.

До поездки в Крым «Троянки» ждут зрителей в Уральске.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top