Тонкая грань

31 мая 2018
0
1603

«Что они думают о будущем своих детей? Ни с кем не общаются, живут по своим догмам, мне жаль их», «Лучше подумай о своих внуках. Страшно становится: им же исподтишка навязывают свое мировоззрение, далекое от современной жизни», «Такое ощущение, что я не в своем городе, а в какой-то другой стране», «Говорили, закон выйдет…».
Это обрывки разговора, услышанного мной в городском парке, когда группа отдыхающих увидела молодых женщин в хиджабах, прогуливающихся с детьми, среди которых девочки, одетые по религиозным канонам чуждого для казахстанцев вероисповедания. Год от года их становится больше.

Нередко говорят: «Это не касается нас, такого с нами не случится», короче «наша хата с краю». К сожалению, спустя время кто-то сталкивается с подобным, но уже поздно. Девушки и юноши увлекаются нетрадиционными религиозными течениями, и их уже не могут вернуть к прежнему светскому образу жизни. Для кого-то это заканчивается трагедией.

Как предотвратить уход молодежи в религиозные радикальные сообщества? Эту проблему не первый год обсуждают на разных уровнях. В городе состоялся «круглый стол», организованный Ассамблеей народа Казахстана ЗКО и управлением по делам религии. Тема – актуальная: «Семейные ценности и национальное воспитание», вопросы традиционной религии и деструктивных религиозных течений. В нем приняли участие Совет матерей АНК ЗКО, представители этнокультурных объединений, молодежного крыла, неправительственных организаций, руководства учебных заведений. С большим вниманием выслушали спикеров: Толганай Мустафину, исполнительного директора общественного фонда «Центр изучения и анализа общественных процессов» из Астаны и Гулжамилу Ахметову, руководителя «женского» сектора в ЗКО при Духовном управлении мусульман Казахстана.

«Как бороться с проблемой религиозного радикализма и религиозного экстремизма, особенно среди девушек? Есть закон, в который вносятся поправки, кроме того Комитетом по правам религии в этом году выделен отдельный проект по работе с женским населением, с верующими, – говорит Толганай Вагизовна. – Анализ ситуации показал, что девушки подвергаются радикализации не из политических соображений, они далеки от этого. Все начинается с простого: каждая мечтает встретить благородного молодого человека, выйти замуж. Знакомится. В данном случае срабатывает и механизм «женщина любит ушами». В итоге, после двух-трех лет учебы в среднем специальном или высшем учебном заведении, она заявляет, что в образовании не нуждается, будет сидеть дома и заниматься детьми. Попав к приверженцам радикализма, молодежь не понимает их взглядов и конечных целей, поэтому компетентные в этих вопросах люди ведут разъяснительную работу, иногда приходится обращаться к психологам. Наша общая задача – беседы и профилактика, поскольку, с одной стороны, наше государство стабильное, с другой, никто не застрахован от латентных угроз».

Кто чаще всего из молодых оказывается в сетях заблуждений? Те, кто столкнулся с трудностями в жизни, испытал моральные потрясения, стресс, потерял близкого человека, либо ему не ответили взаимностью… У каждого своя боль и история. Если в такие моменты девушка или парень остается один на один со своими бедами, то не составляет особого труда привлечь его к интересам любой кампании, в том числе, религиозной. Это дело техники. Проповедники и вербовщики в таких ситуациях работают грамотно и действенно: тут же проявляется внимание, предлагается помощь, и самое главное, потерявших веру окружают заботой и любовью. Затем отлучают от родителей, истории, государства. Особенно подвержены влиянию извне подростки, в переходный период редко кто из них не жалуется, что его не понимают, ограничивают в свободе, предъявляют претензии, повышенные требования и так далее. Чтобы такого не произошло, надо с детства находить с ними общий язык, советуют психологи, интересоваться их досугом, кругом общения, пристрастиями и хобби.

Участники «круглого стола», как молодые, так и зрелые, не скрывали своей озабоченности. В числе них апа Маншук Ермуханова, член Совета матерей, за плечами которой большой жизненный путь. «У меня семеро детей, все они давно выросли. Мы жили в Каратобинском районе, было все тихо и спокойно, знали только свою религию, старинные обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, – поделилась Маншук Жулдыгалиевна в интервью. – Сейчас у меня восемнадцать внуков. Естественно, я беспокоюсь за каждого из них, хоть уверена: они следуют заветам наших предков. Темп жизни убыстряется, все спешат и мало времени уделяют детям. Если мы в семье не можем наставить их на верный путь, то посторонним людям тем более не до них. Надо, чтобы дети дома рассказывали о своих неприятностях и проблемах, не боясь наказания, тогда будут доверие и взаимопонимание. Все доброе, в том числе и семейные ценности, почитание старших, забота о братишках и сестренках, любая помощь нуждающимся и другое исходят от ислама».

Между тем сторонники чуждых религий живут среди нас, и мы не догадываемся, что они скрывают в душе. Как их распознать? «Бывает, что они постригут бороду, удлинят брюки – мужчины, женщины поменяют цвет и форму головного убора, но внутреннее содержание остается прежним, – поясняет Толганай Вагизовна, религиовед, – и узнать их можно по простым вопросам, на первый взгляд, незначащим. Например, спросить, какую музыку они слушают или какие фильмы смотрят, либо предложить свои предпочтения, и тогда не ускользнет от взгляда, как у них меняется мимика, они отгораживаются, выражают несогласие с убеждениями и взглядами, принятыми в светском обществе, и так далее.

Многие девушки называют себя другими именами. Однажды в одном месте я одновременно встретила четырех Мадин и столько же Амин. Оказалось, это их придуманные имена. У приверженцев деструктивных религиозных течений есть такая тенденция отрицать себя, свою личность, поэтому они используют вымышленные имена, это психологический аспект. В котором, кстати, важную роль играет слово. Словом можно отправить в Сирию воевать и словом можно вернуть. Это тонкая грань, как и религия».

Чтобы разбираться в вопросах вероисповедания, издается много полезных пособий, созданы интернет-ресурсы, можно просто зайти в храм и спросить у духовнослужителей о том, в чем сомневаешься. Достоверную информацию по вопросам религии можно получить на интернет-ресурсе Министерства по делам религии и гражданского общества РК – «www.din.gov.kz», на сайте РГУ «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии» – «niac.gov.kz», РГУ «Международный центр культур и религий» – «mckr.kz». По вопросам ислама – «muslim.kz», «kazislam.kz», «sunna.kz», «mazhab.kz» и других.

При акиматах Астаны, Алматы и областей действуют центры исследования проблем религий, которые проводят информационно-разъяснительную работу, оказывают психологическую и юридическую и консультативную поддержку. А также услуги по реабилитации лиц, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных течений. Адреса и номера телефонов этих учреждений можно узнать, позвонив на «Горячую линию – 114».

В любом случае, не следует оставаться равнодушными к пропаганде чуждых идеологий и религий. Это наша страна и наши дети, и нам не должно быть безразлично будущее.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top