Терме: возрождение

17 сентября 2020
0
1348

Терме – уникальный вид казахского фольклорного искусства. Исполнитель должен обладать не только музыкальным слухом, колоритными голосовыми данными, но и умением играть на домбре. В советский период это музыкальное направление было незаслуженно забыто. Однако в последнее время молодое поколение проявляет к данному жанру все больший интерес.
Вот уже 20 лет в уральской музыкальной школе № 1 постигают древнюю музыкальную науку. С наследием предков воспитанников школы знакомила преподаватель высшей категории Сания Кумскалиева. За эти годы она научила не одно поколение особой игре на домбре и своеобразному пению.

Звучит домбра, льется звучный голос исполнителя. Рождает в сердцах любовь к песне и к казахскому фольклору. В каждом звуке, в каждом прикосновении пальцев к струнам отражается давно ушедшая эпоха. Термеши рассказывает о временах, наполненных чаяниями и радостями простого народа.

– Терме – один из самых сложных жанров в казахском фольклорном искусстве, который предполагает виртуозное владение домброй, поэтический талант и феноменальную память. Представляет собой однородную по ритму мелодию речитативного расклада, на его основе народные композиторы создавали свои импровизации. Жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды, – рассказывает Сания Кумскалиева. – Терме заслуженно включен в культурное наследие Великой степи. Традиции терме сегодня активно возрождаются. Известно, что в разных регионах страны существует пять направлений. Наша область является наследницей школ Мухита и Гарифуллы Курмангалиева. Именно Гарифулла Курмангалиев донес до нашего времени наследие Мухита, песни которого распространились далеко за пределами области. Самого же Гарифуллу называют вторым Мухитом, исполнительское искусство которого считают эталоном во всем Казахстане. Певец блистательно исполнял народные песни и терме своего региона. Вместе они сумели оставить неизгладимый след в национальной культуре.

Первые уроки по терме Сания Кумскалиева давала в Доме культуры поселка Богатырев, в Казталовском районе. Там она смогла понять главное – духовное наследие это то, в чем человек нуждается больше всего.

– Работая в музыкальной школе № 1, я своими глазами наблюдала, как набирает популярность терме, – рассказывает Сания. – Если в первый год мне приходилось уговаривать родителей отдать ребенка в мой класс, то потом они приводили ко мне детей сами. Что это, дань моде или искренняя потребность в родной культуре? Уверена, что последнее. Каким бы развитым ни было общество, в какое прогрессивное время бы мы ни жили, нас неизменно тянет к национальным корням, к родному языку, к музыке своего народа. Это заложено в генах, в подсознании, поэтому и неудивительно, что количество учеников, желающих изучать народные инструменты, растет. Люди хотят знать свою забытую историю, хотят уметь играть музыку предков.

Начало работы педагога осложнялось тем, что тогда еще не было методических разработок и пособий, по которым она могла бы начать. Школа № 1 явилась первой, где был открыт класс терме. День за днем, год за годом разрабатывались по-урочные планы.

Сегодня Сания Кумскалиева по праву считается ведущим педагогом по классу терме. Она создатель многих авторских программ, по которым теперь уже работают другие педагоги музыкальных школ. Но на этом руководитель не останавливается, постоянно совершенствуя свое мастерство. Сания Кумскалиева выпустила множество методических наработок по теме «Развитие творческих способностей и практических навыков учащихся в процессе обучения в классе терме».

Ее высокий профессионализм подтверждают многочисленные победы учеников. Они неоднократно становились лауреатами областных, республиканских конкурсов. Неизменные участники городских праздничных концертов, ребята всякий раз поражают публику мастерством пения и виртуозностью игры на домбре.

Глубокое знание устного казахского народного творчества позволило Сание несколько раз становиться членом жюри областных конкурсов, в том числе посвященного 100-летию Касыма Аманжолова, а также конкурса «Сакен оқулары». Несколько раз она сама принимала участие в конкурсах на лучшее исполнение терме. Но, конечно же, большую радость приносят ей победы ее учеников. Так, бывшая воспитанница Б. Мукашева заняла третье место на Дельфийских играх, К. Бисенгалиев первенствовал на областном конкурсе «Балдаурен». Лучшей в исполнении терме на городском конкурсе, посвященном 170-летию Мухита, признана Г. Набиденова.

– В 2004 году детей, изучающих казахские народные инструменты, насчитывалось 75, в 2008 – 100, в 2011 – 118. Сейчас учеников гораздо больше. Во многом это заслуга руководства школы.

– Каждый из нас должен помнить, музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, – говорит педагог. – Человек не рождается с чувством любви, его надо развивать, воспитывать. Этому во многом помогает ознакомление с музыкой. Необходимо как можно раньше знакомить детей с народной музыкальной культурой. Давать первоначальные сведения об истории казахской музыки, знакомить с национальными музыкальными инструментами, учить детей узнавать их по характеру звучания и внешнему виду. Не зря народная мудрость гласит: «Держа в руках домбру, человек не способен совершить плохое».

Фото Ярослава Кулика и из семейного альбома Сании Кумскалиевой

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top