Технозамыкание

11 июля 2019
0
709

Вандализм бывает разный. Особый резонанс в обществе вызывают проделки любителей глумиться над памятниками истории и культуры, осквернять могилы на кладбищах. В последнее время в Уральске и его окрестностях возник вандализм нового типа, который можно условно назвать техническим.

Пострадавший пост

Мы уже писали об «обиженных бакенах», выброшенных в 2016 и 2019 годах резвящимися отдыхающими на пляже ниже городской пристани в Куренях. Вряд ли эти знаки судоходной обстановки мешали им купаться. Тут налицо явное желание похулиганить.

Обстановочные теплоходы Уральского филиала РГКП «Казахстан су жолдары» снабжены специальными мини-баржами и другим оборудованием. Поэтому путейцы либо поправят бакен на месте, либо поднимут его на борт для ремонта или замены. Но выбрасывать судоходный знак на берег они не будут.

И вот – пожалуйста: едва набрал силу купальный сезон, как бакен вновь на берегу. Но это что. Вандалы подняли руку на Уральский водомерный пост.

– По утрам, когда сажусь на теплоход, вижу женщину, снимающую показания на водомерном посту, – рассказывает пенсионер Сергей Хмельницкий. – Спросишь бывало: «Как там уровень?» «Поднялся», – это в половодье. «Падает», – это сейчас. А я подумал: такие наблюдения, причём точные, без искажений, не только интересны, но и очень нужны в жизни. Особенно для гидрологов, речников, мелиораторов, работников сельского хозяйства…

Правильно мыслит пенсионер. А вот в голове некоторых граждан точно что-то замкнуло: они повалили несколько металлических реек водомерного поста. Бетонные ступеньки целы – к ним, кстати, моторная лодка стала причаливать, – но рейки явно нуждаются в восстановлении.

Ну прямо как в городе. Автодорожные знаки здесь тоже гнут, например, около торгового дома «Урал»…

Асфальтовые «бомбы»

Путь – сухопутный, воздушный, водный – шуток не терпит. Как-то мировые СМИ сообщили: в одной из западноевропейских стран внезапно погасли габаритные огни на мосту. В сгущающихся сумерках произошёл навал толкача с баржей на мостовую опору. Согласно одной из версий, огни вывели из строя камнями местные хулиганы.

Фантастика? Бред сумасшедшего? Как сказать. Расскажу об одном очень показательном случае.
В 1994 году автор этих строк совершал поездку на буксире-толкаче «Киев», следующим из Уральска в Атырау с грузом песчано-гравийной смеси, для подготовки материала о проблемах Урала и работе пароходства.

За поворотом показались строения Атырау и железнодорожный мост.

– Сколько крови у нас этот мост выпил, – сказал штурман Владимир Малов. И не зря. Это один из сложнейших участков для судоходства на Урале, а, может, и не только на нём. Радиус закругления русла изменился, и течение стало бить прямо в опору моста. А тут конец мая, настоящее наводнение…

Проходу моста предшествовала… репетиция. Баржу с 800 тоннами ПГС расчалили и оставили выше моста, а к нему «Киев» пошёл, как говорят речники, легкачём. Капитан Владимир Верченко и его экипаж на месте оценили характер и скорость течения, прикинув, как проходить сложный участок.

И вот «смертельный номер» – речной состав заходит на поворот. Вдруг кто-то стал советовать Верченко, какой предпринять манёвр, но капитан ответил, что обойдётся без советчиков и уверенно вёл состав прежним курсом. Расчёт оказался верным – мы пулей пролетели в 10-15 метрах от опоры.

Причём из-за высокого уровня воды рубку пришлось опустить в корпус почти на полтора метра – такое гениальное изобретение судостроителей белорусского города Пинска, построивших «Киев», сейчас очень пригодилось.

Обратил внимание, что по мосту ходил вооружённый охранник. Всё верно: объект важный, стратегический, должен надёжно охраняться. Однако на этом наши приключения не закончились. Через несколько поворотов показался ещё один мост – автодорожный.

Внезапно прозвучала команда:

– Внимание, все под мостик!

Судовой, разумеется.

– Видите мальчишек на мосту? – спросил меня Малов. – Сейчас они, как обычно, будут бросать на баржу асфальт и камни. Это местная традиция.

Нравы, однако! Такие вот сорванцы могут не только габаритные огни вывести из строя, но также перевальный столб и другие знаки судоходной обстановки. Вооружённой охраны на мосту не было.

Пора бы ужесточить наказания за порчу судоходной обстановки и гидропостов, в том числе и физическими лицами. К сожалению, нынешнее законодательство очень либерально, а ряд вещей (о наказании физических лиц, тех же отдыхающих, например) в нём вообще не прописаны.

Согласно ст. 583 «Нарушение правил плавания по внутренним водным путям» Кодекса об административных правонарушениях РК, нарушение знаков судоходной обстановки судоводителем немаломерного флота наказывается штрафом в размере 5 МРП. Судоводителем маломерных плавсредств – до 2 МРП с лишением права управлять маломерным судном на срок до года.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top