Такое вот кино

21 мая 2015
0
2185

В майские дни по телевизору и в кинотеатрах показывали фильмы о войне. Старые советские и новые, снятые уже после развала СССР. Лично у меня они оставили впечатление раздвоенности, как будто это фильмы о разной войне. А ведь как раз фильмы и формируют отношение к подвигу предков. В день начала Великой Отечественной войны нужно показывать фильм Элема Климова «Иди и смотри». Чтобы все помнили, что бы ждало нас всех. Но этот страшный в своей правдивости фильм уже давно не показывают.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Иди и смотри

Фильм имеет ограничение +18. Детям и слабонервным лучше не смотреть. Или – смотреть. Ведь главный герой фильма совсем мальчишка. Будь моя воля, я бы заставляла смотреть этот фильм тех, кто сегодня оправдывает нацистов, а нас призывает за что-то покаяться. Ведь сказано в Апокалипсисе: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот конь бледный, и на нем всадник, имя которому Смерть. И ад следовал за ним…»

В основу фильма легла судьба Хатыни и сотен таких же, сожженных вместе с жителями белорусских деревень. В амбар сгоняют всех жителей села и поджигают его. Подросток Флера вылезает из окна. Фашисты с хохотом приставляют к его виску пистолет и фотографируются на фоне горящего амбара. Из окна выползает женщина с младенцем, его отнимают у матери и забрасывают обратно в амбар, женщину за волосы волокут и насилуют. Флера превращается в ребенка со старческим лицом. Он уходит к партизанам. Партизаны приходят в село, сгоняют и обливают фашистов бензином. Но в последний момент просто расстреливают. Флера находит портрет фюрера с подписью «Гитлер-освободитель» и начинает исступленно его расстреливать. Это сопровождается кадрами кинохроники в обратном хронологическом порядке: концлагеря, начало войны, приход к власти нацистов. Флера все стреляет и стреляет. До тех пор, пока не появляется портрет Гитлера в младенческом возрасте с матерью. Выстрелить в ребенка, даже если он будущий Гитлер, у Флеры не хватает сил.

При всей жестокой правдивости этого фильма он очень гуманный. Элем Климов поначалу назвал его «Убей Гитлера». Фильм поставлен по роману писателя Адамовича, точнее по его повести «Сожженная деревня».

«Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: «Кто без детей, выходи». И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например, другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей» (Элем Климов).

Когда режиссер сказал писателю, что такой жестокий фильм не будут смотреть, Адамович ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны оставить это после себя. Как свидетельство войны. Как мольбу о мире».

Фильм «Иди и смотри» – гитлеровский план «Ост» в действии. 19 миллионов мирных жителей погибли в годы Великой Отечественной войны. По 13 тысяч детей, женщин, стариков ЕЖЕДНЕВНО убивали фашисты все 1418 дней войны. Всем тем, кто сегодня говорит о каком-то покаянии за бессмысленные жертвы из-за «бездарности командиров и Сталина», следует помнить эту цифру. Среди этих 19 миллионов могла быть ваша прабабушка или прадедушка, и тогда вас просто бы не было на этом свете.


За годы немецкой оккупации в Белоруссии было сожжено и уничтожено вместе с жителями 628 деревень. Погиб каждый четвертый житель Белоруссии – 2 230 000 человек. Власти Третьего рейха приступили к реализации геноцида с первых дней войны. Согласно данным мемориального комплекса Хатынь, всего немцы и их пособники провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. В ответ на зверства оккупантов стали формироваться партизанские отряды. К концу 1941 года в рядах партизан сражались 12 000 человек в 230 отрядах. Численность белорусских партизан к концу войны превышала 374 тысячи человек.


Освобождение

Режиссеры советских фильмов о войне зачастую сами были фронтовиками. Войну они знали изнутри, видели кровь, смерть, страдания – поэтому так достоверны были их фильмы. А главное, эти фильмы были пронизаны болью, скорбью и гордостью.

Фронтовиками были все из творческой группы фильма «Освобождение», снятого в конце 60-х годов и в очередной раз показанного в праздничные дни. Писатель Юрий Бондарев был командиром артиллерийской батареи и воевал под Сталинградом. Соавтор сценария – Оскар Курганов – был фронтовым корреспондентом газеты «Правда». Оператор Игорь Слабиевич воевал в танковых частях, художник Александр Мягков – в пехоте. Режиссер Юрий Озеров прошел всю войну – с первого до последнего дня.

В этом фильме даже обмундирование актеров – то самое, что шилось еще для солдат во время войны, киностудия просто закупала его с армейских складов. И даже китель актеру, игравшему Сталина, сшил портной, который шил мундиры настоящему Сталину. В этом фильме все было по-настоящему. Даже немецкие танки – «Пантеры» и «Тигры» – были специально изготовлены на Львовском механическом заводе, а для массовых съемок танкового сражения были перекрашены под немецкие 150 советских танков. Их пустили по заднему плану. Сцены танкового сражения под Прохоровкой потрясают: горят наши Т-34, горят, но не сдаются наши танкисты. Пять серий великих сражений и беспримерного подвига. В последней серии – очень реалистичный штурм Берлина и Рейхстага. Во время его съемок в столице ГДР был уничтожен целый район (его все равно собирались сносить и пожертвовали для реалистичности сцены). Одна из самых потрясающих сцен – гибель наших разведчиков в берлинском метро. Они погибали, спасая из затопленного метро немецких женщин и детей – факт тоже исторический. Наверное, и в страшном сне не могло привидеться создателям фильма, что, спустя три десятка лет, в нашей прессе появятся «откровения» отечественных «разоблачителей» о «миллионах изнасилованных красноармейцами немецких женщин».

В батальных сценах этого фильма были задействованы три тысячи солдат, среди действующих лиц – 51 исторический персонаж, для массовых военных сцен создавались штабы и прокладывалась связь, фильм консультировали несколько сотен военных специалистов и историков. Конечно, и бюджет фильма был громадный, но зато это настоящая эпопея о войне, созданная с максимальной исторической точностью при высоком художественном уровне.

В современных фильмах редко бывает больше ста статистов, а о верности исторической правде и говорить не приходится.

Но дело даже не в массовках. Современные фильмы больше похожи на компьютерные игры. Фильм Федора Бондарчука «Сталинград», несмотря на его историческую основу, и близко нельзя поставить с одноименным фильмом Юрия Озерова. Смотрела его на большом экране и ничего не зацепило. Какая-то во всем театральная условность, «картонные» самолетики, солдатики, будто клонированные на компьютере, перестрелки, как в игре. А ведь этот фильм считается одним из лучших военных фильмов последнего времени.

Про телесериалы и говорить нечего. Многие из них сняты, будто по голливудскому сценарию. Взять, к примеру, несколько серий «Диверсантов». Чего там только не намешано: и звездочка «нинзя» в руках разведчика, и прыжки с самолета без парашюта, причем с удачным приземлением, и вообще непонятно, за что и с кем борются эти «супермены» – то ли с фашистами, то ли с собственными дураками-командирами и особистами-садистами. Более глупого и нелепого сценария и придумать невозможно. Тем не менее, фильм был снова показан по российским каналам в праздничные дни. Хорошо еще, что не показали «Штрафбат» и «Сволочей» – эту оскорбительную «чернуху» о войне. «Сволочи» – фильм о том, что НКВД якобы готовило диверсантов из детей и подростков. Советская власть, коммунисты, НКВД много чего жестокого творили, но до такого даже сам Берия не додумался. Вот немцы такие отряды из детей с оккупированных территорий формировали. СМЕРШ докладывал Сталину о создании немцами таких отрядов: «Отбор подростков ведется под видом службы в Русской освободительной армии (РОА) в качестве воспитанников с учетом детской психологии и романтических наклонностей возраста». Смершевцы детей не винили – «романтические наклонности».

Диверсанты детского возраста были. Но их были – единицы, и готовили их фашисты. В сотни раз больше было детей-партизан.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие»

Момент истины

А вот за «Семнадцать мгновений весны», «В мае 44-го», «А зори здесь тихие» – большое спасибо. Эти фильмы можно смотреть и смотреть. Тем более, что поставлены они на основе реальных событий. Так оно и было: пять совсем юных девушек-зенитчиц задержали и не допустили до железной дороге 16 фашистских десантников – элиту вермахта. Про этот подвиг писатель Борис Васильев, который во время войны одно время командовал женским батальоном, услышал на далеком разъезде в Карелии. И написал об этом повесть. Конечно, художественно переосмыслив, сделав ту историю еще более драматичной, разрывающей душу. Когда теряющий сознание старшина кричит в последних кадрах: «Пять девочек, всего пять девочек было, а не прошли вы…» – это никого не может оставить равнодушным.

Любимый всеми сериал «Семнадцать мгновений весны» тоже имеет историческую основу: не зря посылал Штирлиц пастора Шлага в Берн, велись за спиной советского правительства сепаратные переговоры союзников с гитлеровцами. Большая актерская и режиссерская удача. Впервые мы увидели работу советского разведчика (да и гестапо тоже) как бы изнутри. Имена руководителей гестапо подлинные: Мюллер, Шелленберг, Гиммлер. У всех характер – нордический, а образование – среднее. Вот это – неправда. Все они были хорошо образованы и умны. Американские психиатры и психологи перед Нюрнбергским процессом провели со всеми подсудимыми тест: вся нацистская верхушка показала результаты интеллекта выше среднего уровня, а многие показали «уровень интеллекта, граничащий с гениальностью» (Кейтель. «12 ступенек на эшафот»).

«Выставлять немцев дураками в пропагандистских фильмах, которые снимались в Алма-Ате во время войны – это было нормально. Через 30 лет после нее миф о главарях рейха как о недоучках и психопатах работал уже против нас. Получалось, что победили мы каких-то неполноценных дерганых недоумков, а это было не так, совсем не так». (Мединский. Война и мифы).

Но и это не столь важно. Главное, в фильме создан образ настоящего советского разведчика. Штирлиц – Максим Исаев – стал его коллективным прототипом. И это показано в захватывающем, динамичном сюжете при великолепной игре актеров.

Реальные прототипы были и у героев фильма «В бой идут одни старики». Редкий случай, что почти – у каждого. В 5-м гвардейском истребительном полку действительно была «поющая эскадрилья». Консультантами фильма были прославленные летчики Кожедуб и Покрышкин. На премьере Покрышкин не мог сдержать слез, говорил, что все было именно так: и сражались, и погибали, и пели.

Новый фильм – «Истребители», показанный в минувшие праздничные дни, похож на «Стариков», но явно слабее своего предшественника. Здесь не обошлось без особиста-подонка, пытающего прославленного летчика, бежавшего из плена. Хорошо хоть расстрелять не успел Героя.

Я не знаю почему, но даже у нас, людей старшего поколения, сформировался негативный образ бойцов СМЕРШа. Никогда мы про них не писали. Вроде как они только тем и занимались, что допрашивали освобожденных из плена, всех подозревали и стреляли в спины штрафникам. Фильм «В августе 44-го», снятый по роману Владимира Богомолова «Момент истины», полностью изменил это мнение. Автор – сам контрразведчик – фильмом остался недоволен. Требовал максимальной точности, а в художественном произведении это невозможно. Но фильм снят по реальным событиям и там цитируются подлинные приказы, сводки, донесения. Актеры – потрясающие. Миронов, Галкин, Петренко – создали обаятельные образы мужественных, умных героев. Настоящих контрразведчиков.

Кадр из фильма «В августе 44-го»

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top