Тайны прошлого

5 мая 2022
0
637

Разработка карты сакральных мест ведется в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана». Под сакральным объектом в проекте подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими особую ценность для страны.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников. В их числе и святые места ЗКО. Каждое историческое место имеет свою историю и легенду.

В музее «Рухани жаңғыру» собран богатый материал по каждому из мест. Экскурсоводы рассказывают интересные факты. Одно из важных в списке сакральных мест области – Мавзолей Дадем-ата, который находится в Сырымском районе, в 18 км от поселка Тоганас (бывший совхоз имени газеты «Правда»).

В народе святого, некогда жившего здесь, называют Дадем ата, но на самом деле его звали Аулие Жумагазы Хазирет. Известно, что он родился в конце XVIII века. По словам прямого потомка Дадем ата Жумагазы Жанбузова, Аулие Жумагазы Хазирет принадлежал к роду Тама и после обучения в мечети Азирета Султана Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Аулие Жумагазы утеряны с годами. Поэтому его потомок в пятом колене Гарифолла Жанбузов посвятил свою жизнь поискам свидетельств о своем родственнике. Изучал архивы Астрахани, Оренбурга, Алматы, но пока безрезультатно. Так как все данные тех времен велись на тоте жазу, необходимы специалисты для перевода.

Есть объяснение, почему Дадем ата в народе называют святым. Существует много легенд о его удивительных способностях. Одна рассказывает, что когда Дадем ата вернулся из Туркестана, он стал просить участок земли для себя и своих родных. Но ему отказали. Когда он уходил, все заметили, как поднялся сильный ветер и за спиной святого появился огонь. Решено, это не простой человек, землю ему дали.

У мавзолея святого всегда люди. По словам Г. Жанбузова, посетить кладбище в день приезжают более 100 человек. А в субботние и воскресные дни от 300 до 400. Для всех посетителей созданы благоприятные условия. Около кладбища есть небольшой домик для паломников, отдельная просторная намазхана. Для пожелавших заночевать имеются вместительные спальни. Каждый, кто приехал сюда, верит: его молитвы будут услышаны. В основном ищут исцеления от своих болезней. Те люди, кто уже потерял всякую надежду на излечение своего недуга. По словам родственника святого, процентов 50-60 возвращаются, потому что святые места помогли им. Каждый обязательно оставляет запись в Книге откликов. Здесь можно узнать много историй разных судеб и то, что они обрели, приехав к Дадем ата. Люди обязательно пьют воду из колодца у реки Анкаты. Существует легенда, что его вырыл сам Дадем ата. Когда-то решили рядом вырыть еще один колодец, чтобы не использовать святую воду безмерно. Что интересно: во втором колодце, находящемся лишь в пятидесяти сантиметрах от предыдущего, вода была соленой. И если в новом колодце при 30-градусном морозе вода замерзала, то в святом она становилась лишь прохладной.

Сюда приезжают и из других городов Казахстана и других стран, разных национальностей и верований. Из-за большого потока людей святилище в 2009 году зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем ата».

Священным местом в области является городище «Жайық». В 2001 году в 12 км от современного Уральска археологами обнаружены остатки построек, зданий и мавзолеев. На основании проведенных археологических исследований доказано, что это город эпохи Золотой Орды, существовавший в ХIII-ХV вв. Археологи назвали это место городище «Жайық». Это был важный административно-политический, военный и торгово-ремесленный центр. Город включал жилые усадьбы, постройки производственного и общественного назначения. Найдены постройки, состоящие из нескольких комнат, разделенных капитальными сырцовыми стенами. Жилые дома стояли поодаль друг от друга, их окружали дворы с надворными постройками. Основным строительным материалом жилищ являлся сырцовый кирпич и дерево. В сооружении общественных зданий широко использовался обожженный кирпич квадратного формата, в декоративной облицовке применялась глазурованная орнаментированная плитка. Эти строительные материалы изготавливались тут же. Из общественных построек, обнаруженных и исследованных на городище «Жайық», очень интересной является баня-хаммам, которая располагалась почти в центре. Обогревалась подпольной отопительной системой. Вода подавалась по керамической системе трубопроводов, причем и холодная, и горячая. Наличие общественной бани свидетельствует о высоком статусе города.

Производственные постройки представлены печами и мастерскими. Установлено, что в восточной периферийной части городища располагались мастерские по производству жженного кирпича. Он шел на общественные и мемориальные сооружения и некрополь.

Рядом с остатками древнего города, в 1,5 км восточнее, археологи обнаружили городской некрополь. На нем некогда стояли мавзолеи, возведенные на месте захоронения знатных людей. Раскопки выявили остатки двухкамерного мавзолея, возведенного из обожженного квадратного кирпича и облицованного глазурованными плитками с золочеными надписями.

В «Жайық», как и во всех городских центрах, развивались гончарное, стекольное, ювелирное ремесла. Основным материалом раскопок является керамика. Также найдены монеты первой половины XIV века.

Город на месте городища «Жайық» возник, вероятно, в первой половине XIV в., в период правления ханов Узбека (1313-1339 гг.) и Джанибека (1312-1357 гг.), характеризующиеся в истории Золотой Орды как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры.

До недавнего времени был известен лишь один средневековый город в Западном Казахстане – Сарайшык. После открытия «Жайық» обнаружили еще два средневековых города на территории нашей области, условно названных Жалпактал и Сары-Озен. И теперь можно говорить о целой системе городов Золотой Орды в Западном Казахстане.

Что подтверждает предположения, сделанные ранее историками и археологами, о наличии городов в этой зоне бассейна Урала. Арабские историки, европейские путешественники, российские ученые Паллас, Рычков, Кастанье, а также ряд других исследователей в XVIII-XIX вв. указывали на большое количество следов монументальных построек, каменных строений, арыков и т.д., свидетельствующих о процветании здесь некогда городской культуры, торговли и ремесел.

Поиски следов города в исторической литературе позволяют сопоставить городище «Жайық» с городом Шакашик, который указан во многих средневековых картах, но следы до сих пор нигде не найдены.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top