Та заводская проходная…

17 марта 2016
1
2010

(Продолжение. Начало в № 8, 9, 10)

Сегодня слово «мастер» чаще всего употребляют по отношению к модному парикмахеру. А раньше была другая ассоциация: мастер производственного участка или мастер производственного обучения.

П.А. Атоян с ветеранами спорта

Как готовили смену

Среднюю школу № 3 в центре заводского поселка построили в 1952 году, и она с первых лет стала подшефной школой завода, ведь учились там, в основном, дети заводчан. Атоян понимал – это будущие инженеры и рабочие, которые сменят за станками и в конструкторских бюро своих отцов и матерей.

– Пётр Александрович понимал, что подрастающее поколение детей рабочего поселка, впитывающих с раннего детства заводские традиции – есть неоценимая кладовая «живых запчастей» для завода. На встрече с учащимися он назвал школу заводским цехом по воспитанию и обучению будущих заводских кадров, – вспоминает Бекет Днишев.

О производственном обучении школьников тогда еще только-только начали говорить, а Атоян уже предложил директору подшефной школы Сергею Романовичу Мымрину организовать совместно с заводом такое обучение старшеклассников.

– В тот же год к нам, восьмиклассникам, впервые пришли заводские преподаватели. Они не были педагогами по образованию. Это были инженеры-конструкторы, инженеры-технологи и их непривычно прямое, по-рабочему, по-заводскому общение стало интересным для нас, – рассказывает Бекет. – Мы заслушивались лекциями машиностроительного черчения и прочно усвоили главное: «Черчение – язык техники». На лекциях металловедения и конструкционных материалов нам открывали мир разнообразия металлов, дерева, пластмасс, из которых создаются конструкции, нас окружающие. Мы узнали, что металл тоже можно резать, словно масло ножом, только для этого надо знать геометрию режущего инструмента и уметь обращаться с металлорежущим оборудованием.

С этими вводными познаниями прошел первый учебный год.

А на следующий, 1961 год старшеклассников допустили к заводским станкам. Два дня в неделю они проходили производственную практику в цехах завода. Отдел подготовки кадров (ОПК) закреплял за ними лучших, высококвалифицированных рабочих-станочников.

За год обучения, рядом с наставниками ребята уже научились самостоятельно затачивать сверла, резцы различных назначений, читать рабочие чертежи, самостоятельно подбирать режим резания.

В конце учебного года отдел подготовки кадров завода принимал экзамены: теоретические знания, техника безопасности и умение на практике изготавливать детали по рабочему чертежу.

А. АкунишниковПосле прохождения и успешной сдачи экзаменов в торжественной обстановке в школе вручали удостоверения о приобретении рабочих специальностей.

– Летние каникулы 1962 года в числе других одноклассников я провёл на заводе за станком в качестве токаря по производственному наряду, – вспоминает Бекет Днишев.

Это был первый опыт производственного обучения школьников в городе, начатый по инициативе Атояна Петра Александровича. Позже это распространилось по всем школам города.

Производственное обучение 60-80-х годов помогло многим вчерашним школьникам найти себя в заводском коллективе, связав навсегда свою судьбу с заводской проходной, выйти на широкий простор взрослой трудовой жизни.

Благодаря начинанию Атояна, в городе стало больше профтехучилищ. И все они тесно взаимодействовали с отделом подготовки кадров завода. Преподаватели профтехучилищ в большинстве своём были выходцами из завода им. К.Е. Ворошилова. Одно из училищ полностью занималось подготовкой кадров для завода Ворошилова.

При заводе с середины 50-х годов стал действовать учебно-консультационный пункт заочного обучения Московского техникума тяжёлого машиностроения, работавший под непосредственным руководством отдела подготовки кадров завода. Преподавали студентам-заочникам высококвалифицированные инженеры завода: И.И. Солоха, Н.И. Цападой, В.К. Горшенин, Н.А. Босак и другие. Занятия студентов-заочников проходили в вечернее время в учебных классах заводской средней школы №3. Позже, в начале 60-х годов, заводское УКП открыло двери для студентов вечернего обучения Саратовского политехнического института. В них обучались студенты не только завода Ворошилова, но также с Механического, Арматурного и других предприятий города.


По инициативе Атояна на заводе функционировали более 45 лет филиал Всесоюзного заочного техникума тяжелого машиностроения, более 15 лет – УКП Саратовского политехнического института. Работники завода, выпускники этих учебных заведений, составили когорту руководителей многих предприятий города и области. За высокое качество подготовки кадров, воспитание молодых рабочих и специалистов Атояну был вручён знак «Отличник народного просвещений Казахской ССР».


Сегодня в стране дефицит рабочих профессий. Производственники не могут найти хороших сварщиков, токарей, слесарей, электриков. Состарились дети и внуки заводчан, со школьной скамьи приобретающие рабочие специальности.

Спорт

В молодости Атоян был заядлым спортсменом и еще в Ленинграде, в середине 30-х годов был награжден серебряным знаком «ГТО» – готов к труду и обороне (насколько готов, потом доказал на деле).

Он был страстным поклонником футбола и сам играл нападающим, а ленинградская футбольная команда «Зенит» на всю жизнь оставалась его любимой. (Когда в годы перестройки переименовывали завод, Пётр Александрович согласился только на это название).

Заводчане до сих пор с благодарностью вспоминают, какую поддержку оказывал Пётр Александрович развитию спорта. Первые футбольные баталии разыгрывались еще в годы войны. Это было удивительно, вспоминала Людмила Ивановна Шварцбурд: полуголодные, усталые люди сооружали импровизированные «ворота» и гоняли мяч по грязи на пустыре между Затоном и Мясокомбинатом. Перед ее глазами эта картинка: Атоян забивает гол и шмякается в грязь мягким местом.

Когда в 1947 году завод им. К.Е. Ворошилова перебрался в центр города, на заводе сформировалась футбольная команда «Судостроитель», готовая к встречам с городскими командами. В 1950-м году Атоян пригласил на завод в качестве инструктора по спорту Константина Котова, одного из футбольных кумиров уральцев тех лет. Он вспоминал: «В течение нескольких лет на предприятии увлеченно стали заниматься физкультурой и спортом в каждом цехе и отделе. Количество видов спорта возросло до 14-ти, а спортсменов стало несколько сотен. По всем видам спорта проводились общезаводские соревнования, зимние и летние спартакиады по многоборью ГТО.

В качестве примера массовости физкультурного движения в те годы приведу лишь один пример. Однажды в товарищеских встречах по футболу одновременно играло по шесть команд из клубов «Локомотив» и нашего «Авангарда».

К.Ф. Котов в 1965-м году ушел с завода, стал заниматься экскурсиями и туризмом, в которых принимала участие и заводская группа туристов. До сих пор вспоминаю с теплотой и волнением время, когда «Авангард» одерживал блистательные победы. Приятно осознавать, что росту спортивных достижений заводских команд способствовал и мой труд председателя спортклуба «Авангард».

Алексей Новозенко на протяжении многих лет тренирует на р. Чаган гребцов. Его воспитанники – Александр Куприн и Анатолий Фокин – кандидаты в мастера спорта неоднократно защищали честь завода на городских, областных и республиканских спартакиадах, а заводчанин Александр Акунишников в 1986 году стал чемпионом мира.

В 1966 году спортивному клубу завода им. К.Е. Ворошилова республиканским ДСО «Еңбек» был присвоен официальный статус СК «Авангард». Спортсмены завода входили в сборные команды области, Республики Казахстан и Союза ССР, прославляя заводской спорт.

В 1965 году в городской эстафете в честь 20-летия Победы в ВОВ заводская команда заняла 1-е место, оставив позади себя все городские команды, в том числе «Спартак», «Локомотив», объединявших команды многих предприятий города.

Этих побед у заводских спортсменов не было бы, если б не внимание развитию спорта Петра Александровича.

Спорту он был обязан встречей со своей будущей женой – единственной и на всю жизнь. В 30-е годы во время праздничной демонстрации спортсменов увидел на Дворцовой площади юную стройную белокурую девушку и потерял голову. Вместе с Эльмой Адамовной рука об руку они прошли через все испытания.

Эльма Адамовна была мудрой женщиной, как никто другой, она знала своего мужа и всячески старалась помочь ему, оберегая от всего, что могло угнетать его дома.

– Эльма Адамовна и наша мама, Днишева Баупе Ахметовна, сдружились. Обе они были блокадницами Ленинграда, а сблизила их дача на берегу реки Урал, – рассказывает Бекет Днишев. – Наша дача и дача Атоянов находились на одной улице – Широкой – по соседству с участками Черных, Кузнецовых, Чекалиных, Гизатуллиных, Шварцбурд, Мулдашевых, Чижиковых, Сухариер, Шиковых, Бучкиных, Цукановых и многих других заводчан. На сегодня там насчитывается не менее 500 дачных участков. Мама и Эльма Адамовна часто созванивались перед выездом на дачу. Водитель Петра Александровича Голунов Семён Иванович часто отвозил обеих дачниц на участок и возвращался на завод. Неоднократно и мне доводилось ездить вместе с ними. Эля Адамовна, как мы обычно её называли, была очень красивой, благородной, умной женщиной. Она никогда не допускала обсуждений кого-либо.

Сам Пётр Александрович на даче появлялся всего два-три раза за полтора сезона и то не больше, чем на час. Эльма Адамовна говорила: «С моим Петей каши не сваришь» – на даче ей помогал старший сын Валерий. Он как-то завёз на дачу большое дерево яблони. Все соседи говорили, что не приживется, однако на начало следующего сезона оно зазеленело, а через год на нём появились яблоки.

Работница завода Евгения Дьячкова вспоминала: когда однажды она собралась в Ленинград, Пётр Александрович просил ее передать Валерию пакет с сушеными яблоками, еще беспокоился, не тяжело ли ей будет, не обременит ли ее это. Яблоки были с яблони, посаженной его руками. Гостинец от отца был с намеком: ты уехал, а дерево, посаженное тобой, растет и плодоносит.

(Окончание следует)

А. Новозенко с воспитанниками

По воспоминаниям Бекета Днишева
Автор: Наталья Смирнова
Фото Ярослава Кулика и из архива завода

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top