Связующий фактор

9 марта 2017
0
1852

В Доме АНК ЗКО дан старт ежегодному республиканскому культурно-просветительскому проекту «Мың бала», направленному на формирование казахстанской идентичности, укрепление общественного согласия и национального единства посредством обучения государственному языку.

С приветственным словом выступил заместитель председателя Ассамблеи ЗКО Гайса Капаков, сказав, что во всех регионах Казахстана в рамках празднования Международного дня родного языка дали старт культурно-просветительскому проекту «Мың бала», начавшему отсчет в 2015 году. За период двухгодичной работы Проекта, тысячи школьников различных этнических групп имели возможность погрузиться в казахскую языковую и культурную среду, изучать государственный язык и познать традиции и обычаи степного народа.

По итогам Проекта наградили отличившихся участников: педагогов и школьников. «Какие у вас взаимоотношения с государственным языком?» – задала я вопрос некоторым из них. «Преподаю казахский в школе-лицее №35, мои ученики принимают участие в городских, областных и республиканских конкурсах, занимая призовые места, – говорит Гульмира Ташаева, из числа награжденных. – С каждым годом владеющих государственным языком становится больше. Если раньше, 16 лет назад, когда я пришла преподавать, учителя практически не пользовались им, не говоря уже о детях, то сегодняшние школьники общаются свободно».

«Учусь на четвертом курсе кафед-ры русской филологии в ЗКГУ имени Махамбета Утемисова. Казахский язык знаю с детства, так как мы жили в поселке Жаныбек, и я вращалась в кругу его носителей. Подруга Айгерим Нурушова обучала меня казахскому, а я ее – русскому, – сообщает студентка Юлия Шабанова. – Кроме того меня отмечали за успехи в олимпиадах».

Мария Демяшева, семиклассница из СОШ №20, владеет казахским языком на бытовом уровне, а вот Фатима Абдирова, обе девочки получили благодарственные письма, хорошо знает родной язык своей матери. Их семья интернациональная, мама казашка, папа турок. Фатима в той или иной мере использует казахский, турецкий, русский и английский языки.

Концерт, поставленный учащимися, оставил приятные впечатления. Русскоязычные выразительно читали стихи на государственном языке, танцевали и исполняли музыкальные произведения на домбре. Старшеклассник Владислав Истомин спел популярную песню «Қазақстан». «Признаюсь честно, знания языка у меня на твердую тройку, – улыбается Владислав, – но это не мешает мне петь на «бис».

По завершении торжественного старта Проекта состоялся круглый стол на тему: «Үш тұғырлы – заман талабы», где обсуждались доминирующие позиции казахского языка и поэтапный переход на трехъязычное образование в стране.

Многоязычие в Казахстане является мощной силой, развивающей наше культурное разнообразие и способствующей появлению новых идей. Ассамблея народа Казахстана поддерживает изучение родного языка, укрепление роли государственного, привитие ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Триязычие – веление времени, не зря говорят: сколько языков знаешь, столько раз ты человек, предварил выступления докладчиков Гайса Капаков.

В работе приняли участие руководители управлений образования, развития языков, преподаватели Назарбаев Интеллектуальной школы, СОШ и вузов, участники проекта «Мың бала». Доклады: «Мемлекеттік тілді жеделдете оқудың инновациялық әдістері», «Триязычие – пропуск в гуманитарное, информационное пространство», «Мәңгілік Ел жалпыұлттық патриоттық идеясының құндылықтарын жастар бойына сіңіру» вызвали у слушателей живой интерес.

С докладом «Полиязычие – веление времени» выступила заместитель руководителя управления образования Зауре Гумарова: «Важнейшей стратегической задачей образования в Казахстане является, с одной стороны, сохранение лучших образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого лежит овладение государственным, родным и иностранными языками. Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев в 2009 году отметил в Послании к народу, что планируется поэтапная реализция культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех: казахского как государственного, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

Если учесть, что обучение в учебных заведениях осуществляется на государственном языке и русском, кроме этого предусмотрено обучение, как минимум, одного иностранного, то можно сказать, что в Казахстане имеется тенденция полиязычного образования. На сегодняшний день созданы все предпосылки для этого, и в стране приступили к реализации трехъязычного образования в дошкольных учреждениях, СОШ и вузах.

Определенный опыт по внедрению модели трехъязычного обучения, основанной на уровневой системе, имеется в Назарбаев Интеллектуальных школах. Суть в том, чтобы учащиеся могли полноценно усвоить устную и письменную речь на казахском, русском и английском языках, а также использовать интерактивные методы погружения в иноязычную среду. Хороший опыт накоплен в казахско-турецких лицеях, где на английском языке преподаются биология, физика, химия, математика и информатика. Перед системой образования ставится задача внедрения новейших методик дошкольной подготовки раннего трехъязычия.

Министерством образования и науки РК разработан проект Дорожной карты по развитию трехъязычного образования на 2015-2020 годы и план мероприятий по его реализации. Согласно графику, введение преподавания предметов естественно-математического цикла на трех языках запланировано в 39 школах области до 2020 года.

С 2013-2014 учебного года трехъязычное обучение было введено в 24 школах области с охватом 1278 учеников. По области в данное время его ведут 57 специалистов. Проводится организация тематической, кружковой работ во всех школах, независимо от языка обучения. А также информационно-разъяснительная работа среди общественности и родителей, семинары по данной тематике. На базе пришкольных лагерей организованы летние языковые школы. При областной специализированной казахско-турецкой школе-лицее-интернате в летний период работала языковая школа «Обеспечение доступности и качества полиязычного образования», с привлечением 500 учащихся 5-6 классов школ области. В городских и районных школах учебой в языковых школах в летние каникулы были охвачены 35939 учащихся общеобразовательных школ 5-8 классов.

Аналогичная работа проводилась на базе ЗКГУ им. М. Утемисова с 35-ю учителями области, на базе казахско-турецкого лицея для одаренных детей – с 80-ю педагогами инновационных школ. 48 преподавателей предметов естественно-математического цикла школ для одаренных детей прошли курсы «Современный педагог – основной архитектор в формировании современной личности». Впереди языковые курсы для учителей-предметников, онлайнуроки-консультации для учащихся и педагогов, стажировки и так далее».

Подведя итоги выступлений, участники круглого стола отметили важность знания трех языков.

В фойе была организована тематическая выставка литературы. Сразу же в глаза бросилась книга, на обложке которой крупным шрифтом написано: «10 причин, почему важно знать и говорить на казахском языке», автор Шынгыс Мукан. Не правда ли, интригующее название, побуждающее узнать эти причины? Хотя они и так известны. Назову лишь три из них и очень кратко. Владеешь государственным языком – становишься конкурентоспособным, перед тобой, при наличии соответствующего образования, открываются двери всех учреждений, производств, организаций. Вторая причина: знаешь казахский язык – понимаешь другие родственные языки. И третья – это показатель взаимопонимания, уважения и дружбы. Более подробно и убедительно можете ознакомиться в книге.

На стенде другие печатные издания: «Русско-казахские словари», «Практическая грамматика», красочный «Самоучитель» для детей, «Сопоставительная типология казахского и русского языков» С. Исаева и Г. Нуркиной. Привлекает внимание солидное издание «Языки народов мира».

Фотовыставка Ярослава Кулика «Большая страна – большая семья» соответствует теме формирования казахстанской идентичности и укрепления общественного согласия.

В то время как старшее поколение решало задачи за круглым столом, молодежь участвовала в открытых уроках «Дружба, согласие и толерантность». Уроки проводили учителя высшей категории городских школ в лингвистических кабинетах на трех языках: русском, казахском и английском.

Открытый урок на русском языке собрал многие этносы. Школьники в национальных одеждах рассказывали самое необычное и интересное о каждом народе, традициях, обрядах, читали стихи, пели, танцевали, и поведали о некоторых блюдах национальной кухни. Да не просто на словах, а подготовили аппетитные образцы: самсу, блины, сало, соусы и так далее. «Наша цель – закрепить дружбу между детьми, развить чувство патриотизма, уважения к другим этносам, гордости – за свой народ, – поясняет учитель русского языка школы №38 Эльмира Сагидуллиевна Бисенгалиева. – Узбечка воспевала в стихах хлопок, индианка восторгалась храмами, красивыми и легкими сари». По окончании урока все обступили дастархан, пробуя кулинарные шедевры. Нас с коллегой угостили баурсаками, а пока мы дегустировали, ребята продолжали знакомить нас с «изюминками» блюд. «А это – корейская капуста! – девочка взяла в руки салатник и тут же поставила его на стол, заявив, – но ее лучше… не есть!» Мы, чуть было, не поперхнулись. «Почему?» – спросили в один голос, уставившись на нее. «Она очень острая», – пояснила она. Мы улыбнулись, в душе поблагодарив ее за заботу.

Совсем другая обстановка в классе с изучением государственного языка. Каждая группа учащихся сидит за отдельным столом, выполняя практические задания. На доске вспомогательные материалы из цветного картона, как известно, использование наглядных средств способствует эффективному усвоению материала. «Дети получили первое задание: выразить изобразительными средствами «достық». Одни нарисовали шанырак, другие – сердце, третьи – круг, поясняя, что у настоящей дружбы нет конца, – рассказывает учитель казахского языка школы-лицея №35 Нургуль Жаскайратовна Кереева. – Второе задание: защитить ситуационную работу, затем – провести диалог, и – закончить начатое предложение; все это на казахском языке. Ребята талантливые: еще поют и играют на домбре». Трудились и «англичане» под руководством учителя школы-гимназии «Ақ Ниет» Мольдир Жардемовой: сочиняли письма зарубежным друзьям, рассказывая о своих традициях и культуре. В офисе ОО «Татарский культурный центр» тоже прошел урок, но он был посвящен поэту, просветителю Мусе Джалилю. Представители общественного объединения продемонстрировали татарские национальные костюмы и традиции своего народа.

Напомним, в этом году в рамках Проекта «Мың бала» состоится творческий конкурс «Кемел елдің – кемеңгер қаламгері», посвященный 100-летию Алаш Орды, на который участники должны будут представить эссе или стихотворения, пропагандирующие патриотизм, самообразование и самосовершенствование в среде подрастающего покления.

В 2015-2016 годы проводилась разносторонняя работа по обучению детей этносов Казахстана государственному языку. В рамках проекта «Мың бала» по стране проведены более 20 тысяч мероприятий, на которых приняли участие около 585 тысяч детей и представителей молодежи. Среди них мероприятия по пропаганде казахстанского патриотизма и общественных духовных ценностей, усиления роли государственного языка как основы укрепления Независимости, авторские курсы по обучению государственному языку, тренинги по соверешенствованию ораторского мастерства, национальные и спортивные игры, конкурсы и викторины, круглые столы, заседания. В результате проведенных мероприятий, 109 453 человека по стране смогли освоить государственный язык на достаточном уровне.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top