Своё ощущение мира

2 мая 2019
0
1346

В доме-музее Сакена Гумарова открылась выставка уральских молодых живописцев, начинающих, а также уже известных в творческой среде. Каждый из которых приоткрыл завесу своего внутреннего мира, чаяний, надежд, верований.

Одни работы, словно поддерживая идеи минимализма, выполнены в темных и черных тонах, в двух-трех цветах, «сквозят» какой-то тревожностью, обреченностью. Другие расцвечены яркими красками и множеством образов, их можно «читать», разгадывая символы и значение предметов.

Занятно, у некоторых художников замыслы и средства подачи идей переплетаются, идут параллельно, как, например, у Марса Серикулы и Гульнары Тюрюбековой. Молодой человек на одном холсте показал два типа личности: красивую одухотворенную девушку, с длинной шикарной косой и вульгарную особу, с безвкусным макияжем, неряшливой прической, пустым взглядом. Возможно, это превращение одной и той же женщины, перевоплощение ее в негативное существо после переезда из прекрасного степного уголка в мегаполис с ночными, темными страстями. Нечто подобное исходит и от другой работы: поначалу добродушного мужчины, впоследствии деградировавшего, со звериным оскалом, «растекшимися» мозгами. Оба автора использовали почти один и тот же прием: вертикальную ось симметрии, проведенную посередине лица своих персонажей, разделившую образы на «до» и «после». Примеры весьма наглядные, поучительные и предостерегающие подрастающее поколение, чрезмерно увлекающееся гаджетами, ужастиками, боевиками, компьютерными играми и теряющее грань между реальным и виртуальным мирами.

Глядя на эти картины, подспудно вспоминаешь произведение приверженца экспрессионизма и постимпрессионизма Тивадара Костки Чонтвари, «Старый рыбак» (второе название – «Бог и дьявол»). Работа написана в 1902 году, и только спустя сто лет смысл ее разгадали современники.

Дело в том, что портрет таит в себе некую загадку. С одной стороны волосы причесаны, с другой – всклокочены, неравномерные морщины на лице, взгляд то кажется мягким и задумчивым, то гневным и озлобленным, море за одним его плечом голубое и спокойное, за другим – бушующее, и так далее. На первый взгляд, это не бросается в глаза, и все же что-то удерживает, не отпускает. Оказалось, если поставить зеркало по линии симметрии лица, то в зависимости от того, в какую сторону направлена его отражающая поверхность, старик превращается то в мудрого светлого, то – в… дьявола с явными рожками. Такой необычный «фокус» создал художник, показывая двойственность натуры человека.

Спасибо художникам за попытки в своих картинах провести аналогию с уникальной работой и побуждение к размышлениям школьников, пришедших на выставку, организованную в рамках Года молодежи. На ее торжественном открытии юное поколение с интересом слушало состоявшихся живописцев, членов Союза художников Казахстана, преподавателей ЗКГУ им. Махамбета Утемисова, детской художественной школы им. Сакена Гумарова о стилях и направлениях, техниках, способах подачи материала, пользе творчества в раскрытии талантов, необходимости личностного развития и великом значении искусства.

Поделились откровениями и участники выставки. На вопрос, что заставляет рисовать, начинающий художник Айдар Хабиев ответил: «Это своего рода мое общение с миром, сродни тому, как музыканты любят играть на инструментах, певцы – петь, танцоры – проявлять себя в хореографии… Рисуя, испытываю состояние радости, вдвойне – когда картины нравятся другим, их принимают либо их мнения разнятся. Понимаешь, над чем еще надо поработать. Пишу маслом, но чаще – углем».

Айдар в последнее время творчески активен. Среди его немногочисленных пока картин выделяется портрет Эдварда Мунка, поклонником которого является юноша, мечтающий поехать в Норвегию, чтобы воочию соприкоснуться с работами художника. Понятно, что столь затратное путешествие откладывалось на неопределенный срок. К счастью, все сложилось наилучшим образом: недавно музей Мунка приехал в Москву. В числе всемирно известных работ выдающегося мастера посетители Третьяковской галереи увидят и «Крик». Айдар Хабиев намеревается обязательно поехать в столицу России. Кстати, приглашает с собой неравнодушных к живописи.

Об одной из своих картин рассказал Даурен Гумаров. В ее основе легенда об Адаме и Еве, запрете Бога пробовать яблоко с дерева «добра и зла», которого они ослушались. В результате были изгнаны из рая, и стали… смертными. Меня привлекли два образа на холсте: слоненок и человеческий череп. Издавна мы привыкли воспринимать слона как нечто огромное, тяжеловесное, неповоротливое, опасное. Однако у художника он мило и преспокойно устроился на верхней ветке дерева, словно легко вспорхнул и прилетел. Внизу расположен череп – в несколько раз превышающий габариты слоненка. Возможно, художник и сам не думал об этом «моменте», но невольно показал, насколько смерть тяжелее, страшнее и неотвратимее, чем безобидное животное…

Даурен поделился и тем, как долго писал Цоя. Композиция часто менялась, пока не решил изобразить порхающую птицу над головой рок-музыканта и поэта, как символ свободы духа. Напомню, что Даурен на благотворительных началах учит живописи детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта, и у него это отлично получается. В городском выставочном зале прошла экспозиция работ его подопечных. Недавно в Актобе с успехом прошла его выставка, посвященная японскому писателю Харуки Мураками.

… В экспозиции работ выгодно отличается картина «Умит», объемная, рельефная, выполненная мастихином. Образ степной красавицы в золотисто-желтой гамме буквально зачаровывает. «Это моя любимая, – не скрывая гордости, признается Гульфара Тукина. – «Умит» в переводе означает «Надежда». Девушка молит Аллаха о мире и спокойствии на земле. Над ней – небесные светила – Солнце и Луна. Когда они расположены рядом, это символизирует рай.

Я преподаю в детской художественной школе имени Гумарова, – поясняет Гульфара Еслямгазиевна. – Моя задача – поделиться своим миром, чувствами посредством картин. Рисую с детства. За первые изображения сказочных принцесс на… обоях мама ругала, заставляя больше читать, а не пачкать стены. Но я целиком была увлечена этим, еще нравилось лепить. Помню, еще девочкой, когда засыпала, рисовала пальцем в воздухе. Забавно, но моя дочка делает так же, думаю, мои гены передались, и она тоже изберет этот путь. Честно говоря, пока я не определилась с окончательным стилем, нахожусь в поиске, но больше всего мне нравится техника живописи мастихином. В планах провести персональную выставку, эскизов много. Надо сказать, что в творчестве мне помогают мои подопечные из художественной школы, обучая их какой-то технике, я шлифую свои навыки и расту вместе с ними. У меня есть талантливые ученицы: две Алины – Лукьянчук и Сайфуллина и Алиса Кажгалеева, к мнениям которых я прислушиваюсь».

«Ребята пишут в разных стилях: абстракционизм, сюрреализм, импрессионизм и так далее. Хорошо, что молодежь имеет свои идеи и воплощает их. Реалисты в некотором роде консервативны во взглядах, а здесь – раздолье для фантазии, задумок, изучение культуры разных народов, эпох. Искусство – не простая вещь, оно постоянно находится в движении, меняется, – говорит Бакыткали Уразов, член Союза художников Казахстана. – Главное, что творчество бесконечно, и художник не останавливается, совершенствуясь в выбранном направлении.

У каждого из представленных молодых живописцев есть интересные работы, все они разные. К примеру, Айдар по-своему пишет портреты, чувствуется, переживает, и это заметно в его картинах. Если не остановится и будет продолжать трудиться, то перейдет на качественно новый уровень и может создать свою технику, – продолжает Бакыткали Караевич. – Я тоже не сразу нашел себя. Мне не нравится идти по «накатанному» пути, скучно. Поэтому отдаю предпочтение абстракционизму, это всегда динамика и новизна».

«У тебя такая мрачная палитра и нет названий ни у одной из картин. Почему?» – обратилась я к Нурлану Тапауову. «На мой взгляд, пусть зрители сами находят ответы. С этого года я не даю названия работам, а номерую их, так как зачастую сам не знаю, что получится в итоге. Мне нравятся темные, но есть и светлые, они идут циклами, – поясняет он. – Просто самозабвенно отдаюсь процессу, используя те тона и средства, что имею. Кроме живописи увлекаюсь скульптурой из дерева и металла, и тоже в абстрактном стиле». В скором времени у Нурлана намечаются выставки в Алматы и Санкт-Петербурге. В семье помимо Нурлана живописью занимается и его жена, преподающая в детской художественной школе.

Словом, наша земля богата творческими людьми.

Для любителей живописи добавлю: экспозиция в доме-музее С. Гумарова продлится до 18 мая.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top