Свой среди чужих

25 января 2018
0
598

В Уральске работает служба поддержки приемных родителей. Наладить отношения между взрослыми и детьми помогают специалисты. Одна из «школ» находится в областной Детской деревне семейного типа. Курс начинающих родителей проводят психолог Виктория Щедрина и социальный педагог Динара Хайруллина.

Условия проживания детей – максимально приближенные к домашним, все как в обычной семье. Своя комната, уютная кухня, на которой ребята учатся готовить, но главное, есть «мама», которая любит своих детей. Миссия Детской деревни – дать ребенку ощущение настоящего домашнего тепла и помочь социализироваться во взрослой жизни. Не секрет: выпускники обычных детских домов не умеют вести хозяйство, но здесь их этому учат. Хотя педагоги признают, было бы гораздо лучше, если бы дети воспитывались в настоящих семьях.

В Детской деревне много историй со счастливым концом. Воспитанников усыновляют, правда, это редкость. Чаще всего оформляют над ними опекунство или берут на патронатное воспитание. Прежде чем взять ребенка, потенциальные родители должны доказать, что справятся с нелегкой задачей. Выяснить, готовы ли они к новой роли, помогает служба поддержки.

Во время общения с психологом и социальным педагогом начинающие мамы и папы максимально сосредоточены, понимают – совсем скоро у них начнется другая жизнь. Направление в «школу» им выдают органы опеки и попечительства. Это правило, каждый желающий принять в семью чужого ребенка должен пройти подобную процедуру. Даже родные мать с отцом, у которых по той или иной причине забрали детей в приют, учатся этим самым отношениям.

– В семье разлад, муж ушел из дома. Женщина, переживая стресс, замкнулась. Двое детей предоставлены сами себе, в итоге старший ребенок стал бродяжничать и воровать, – рассказывает реальную историю психолог Виктория Дмитриевна. – Мальчишка не хотел быть дома, его возвращали участковые, но он снова убегал. В итоге отца и мать лишили родительских прав, а детей забрали в центр адаптации для несовершеннолетних, потом привезли к нам. Муж и жена опомнились, захотели восстановить свои права, но оказалось, не все так просто. Это долгий и сложный процесс.

Перед службой поддержки стояла определенная задача – понять, можно ли верить матери и отцу, не случится ли повтора ситуации и что для этого необходимо предпринять. Родители терпеливо участвовали в психологических тренингах, определялось их психоэмоциональное состояние. Они прошли несколько диагностик, а также курс психологической подготовки. Я до сих пор помню, насколько искренне они раскаивались и переживали, особенно отец.

Проблема состояла в том, что глава семьи не имел официального заработка, так как работал в частной компании. В итоге ему пришлось сменить работу. Прошел уже год, как семья воссоединилась, и, насколько нам известно, у них сейчас все хорошо. Родился еще третий ребенок.

Оформление опекунства, усыновления или патронатного воспитания начинается с посещения органов опеки. Там выдают ключ доступа к электронной базе данных детей, находящихся в приютах. «Выбрав» по интернету ребенка, желающие получают направление в учреждение, где он находится. И там уже происходит личная встреча.

– У девочки такие смешные кудряшки, вздернутый носик, совсем как у меня, – не скрывая эмоций, щебечет потенциальная мама.

Видно, что женщина уже представляет, как будет заплетать девочке косички, украшать детскую голову огромными бантами.

– Какая гордость: вести за ручку такую прелесть и представлять всем, что она твоя дочь, – не скрывает радости будущая родительница.

В чувство ее приводят специалисты. Начинают с перечня болезней, которые есть у ребенка. К тому же в детском доме девочка не одна, есть еще младший брат и старшая сестра. А по закону детей из одной семьи разделять нельзя.

У клиентки разочарование в глазах, брать троих она, понятное дело, не хочет. Так что ей предстоит продолжить поиски «своего» ребенка.

Психологу необходимо выяснить мотивацию, что на самом деле движет человеком, решившим взять ребенка из приюта. Возможно, желание сделать его счастливым, подарить нерастраченную душевную теплоту и любовь. А может быть, страх одиночества, желание сделать свою жизнь наполненной, добавить себе статусности, сохранить свою семью или просто заработать. Приемным родителям государство платит зарплату, и на содержание воспитанника выделяются деньги, за которые, правда, приходится отчитываться.

Но если людьми движут только корыстные цели, уверен психолог, значит, через какое-то время ребенка вернут в детский дом. Ведь без любви и добра в этом деле ничего не получится.

– Вся наша работа направлена на профилактику вторичного сиротства. Возвращать детей назад не желательно, точнее, дети не должны попадать в руки несерьезных опекунов, – говорит Виктория Дмитриевна. – Мы объясняем: ребенок никогда и никому ничего не должен. Но есть категория людей, которые ждут, к примеру, полного подчинения. И когда этого не происходит, считают ребенка неадекватным, а себя несправедливо обманутыми.

О том, что проходят «смотрины», ребята не догадываются. Им объясняют – пришли меценаты. Кто такие спонсоры, детдомовские мальчишки и девчонки знают хорошо и всегда им рады.

Если ребенок приглянулся, дальше следует двухнедельное общение, которое все определяет.

– С первых дней родители делали ребенку какие-то замечания, одергивали. Нежности не проявляли, старались воспитывать. Мы посчитали, что доверять им детей нельзя, – вспоминает Динара Борисовна. – Другой случай. Отказались от мальчика сразу, как узнали, что оформить патронатное воспитание не получится, только опекунство. А там выплаты значительно меньше.

Процесс адаптации в приемной семье делится на стадии. Первая – «медовый месяц», когда ребенок старается понравиться и притворяется хорошим. Но на самом деле является «сжатой пружиной», которая в любом случае распрямится. Далее происходит вживание в роли. Мамы – в маму, папы – в папу, ребенка – в их сына или дочь. И лишь через длительное время наступает стабилизация отношений. Когда ребенок научился доверять свои чувства, а приемные родители принимать их. В этом случае можно говорить о завершении адаптации.

– Генетика – вещь серьезная, и что именно передалось ребенку, не знает никто, – объясняет будущим приемным родителям психолог.

У Сергея и Насти своих детей нет, они решили оформить патронатное воспитание. Им уже понравился девятилетний мальчик. Жалеют, что не пришли сюда раньше, ведь он в детском доме уже пять лет, и столько же они говорили о приемных детях.

– Если в заболеваниях после первого года можно хоть что-то понять, то характер, темперамент и наклонности можно узнавать лишь постепенно, – продолжает Виктория Дмитриевна. – На самом деле особой разницы между детьми из детского дома и «домашними» нет. Есть разное отношение к ним. Родному можно простить практически все, а чужому – нет. Чем меньше по возрасту малыш, тем легче его воспитать. Привить свои правила поведения и жизненные ощущения. До трех лет дети, как пластилин: выбираешь цвет и лепишь, что вздумается. Дети постарше – уже личности. У них есть свои привычки, свои мысли относительно многого. С ними можно поговорить, попробовать понять их характер.

Многие задают в школе приемных родителей один и тот же вопрос: какой все-таки возраст лучше для усыновления. Кто-то уверен, чем меньше, тем лучше. Специалист объясняет, возраст не важен, главное – любовь.

– Когда ребенок совсем еще мал, можно пройти с ним все стадии роста и воспитания.

Но много положительных примеров, когда происходит усыновление детей старшего возраста. Были случаи: пара приходила усыновить малыша трех лет, а уходили с десятилетним, – поддерживает «учеников» психолог.

В 90 процентах случаев дети, попадающие в дома малютки, – потомки неизвестных родителей. Хотя бывают и «известных», но неблагополучных. У нежеланных ребят очень часто проблемы со здоровьем и развитием. Еще один главный вопрос в школе – можно ли это исправить, помочь малышу, вылечить его?

Оказывается, до года сложно определить, насколько тяжелое состояние ребенка. Только после ситуация становится более ясной.

– Очень часто проблемы возникают из-за недостатка внимания. Дети, которые не чувствуют любви, часто болеют. У детей постарше может быть задержка в развитии. Причина также в недостатке внимания и общения со взрослыми. Важно понимать, что это не патология, все можно исправить. Запаситесь временем и терпением, – говорит Виктория Щедрина.

Каждый брошенный малыш мечтает обрести семью. Если вы приняли решение усыновить малыша – не стоит сразу мчаться в детский дом. Одного желания может быть недостаточно.

Фото: Ярослав Кулик

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top