Свидетельства прошлого

26 июля 2018
0
515

Уникальное средневековое городище «Жайык» XIII-XV веков, некоторые здания которого были построены из красного кирпича, толщиной стен полтора метра и подпольной системой отопления, багренье – разновидность рыбного промысла, бархатная и ситцевая стороны улицы, оружие, подаренное казакам Екатериной II, приезды Пушкина, Толстого… и много еще чего интересного связано с нашим Уральском.
Об этом рассказывает один из залов областного краеведческого музея, расположенного в старинном здании мавританского стиля.

«Город Уральск – один из старинных в Казахстане. В 2001 году на территории области, в десяти километрах от областного центра, у подножия Свистун-горы, археологи обнаружили городище «Жайык» – редкостную находку. По сведениям ученых, оно датируется XIII-XV веками – временем Золотой орды.

В экспозиции музея находятся артефакты поселения: обломок водопроводной трубы, по которой подавалась вода в средневековую баню, лазурная керамическая плитка и кирпичи, используемые в строительстве мавзолеев и жилищ. Раскопан большой мавзолей с захоронением семи человек, предположительно, богатых людей. И – малый, с одним захоронением, рядом с ним находилось большое количество костей животных, – рассказывает экскурсовод Надия Жастлек, указывая на макет городища, который планируется воссоздать, придав ему статус музея под открытым небом. – Но, к сожалению, не находится средств, а между тем, он мог бы стать достойным объектом туристического бизнеса. В городище, площадью семь гектаров, имелись кирпиче-обжиговая печь, баня-хамам – с подпольной системой отопления. Проживало две тысячи человек, которые покинули городище по неизвестным причинам. Возможно, в связи со вспышкой эпидемии, изменением русла реки Чаган, близ которого оно располагалось, или природными катаклизмами».

В начале XVI столетия на побережье реки Урал стали появляться беглые крестьяне, именуемые себя казаками. На стенде представлен cнимок жилища казаков – курень. Известно, что район, где они проживали, и сейчас – именуется Куренями. Тема организации музея под открытым небом на этой территории также неоднократно поднималась местными краеведами, архитектором из Санкт-Петербурга Рустамом Вафеевым, общественностью города, но повисла в воздухе, оставшись на уровне «говорильни». Увы, те, кто ратует за возрождение и сохранение истории края, его уникальных уголков, не имеют денег и возможностей для реализации столь серьезных проектов, а от кого в той или иной степени зависит решение вопроса, хранят молчание, считая, что есть дела поважнее. Так теряются жемчужины культуры, которые могли бы способствовать большому притоку туристов в страну и, в частности, нашу область.

Уклад жизни казаков запечатлен и на других фотоснимках. Например, багренья на Урале – удивительном способе рыболовства на нашей реке, применяемом в зимнее время года. К нему готовились заранее. Казаки старшего поколения замечали места на реке – ятови, где останавливалась на зимовку осетровая рыба, там не разрешалось шуметь, чтобы не спугнуть ее. В середине декабря, когда лед достаточно прочен и надежен, назначался день открытия багренья. По берегам реки собиралось практически все казачье войско, за исключением тех, кто нес военную службу. Традиционно съезжались с женами и семьями, ожидая прибытия атамана. Каждый надеялся на хорошую ловлю, молился об этом, предвкушая удачу. Наконец атаман подавал знак, и тут же… раздавался пушечный выстрел – сигнал, по которому все мужчины бросались на лед пробивать лунки. Не медля, в них опускали багры, которыми и вылавливали добычу. Вся река была усеяна рыбаками. В первые же секунды на лед выбрасывали рыбу: севрюгу, белугу, осетра – одну краше и больше другой, удивляя сноровкой друг друга. Азарт захватывал, подзадоривал, к полудню всюду лежали горы рыбы, некоторые достигали гигантских размеров, весом до 60 пудов. Вечером отмечали начало багренья, всюду царил настоящий праздник. Первую партию по обычаю отправляли к императорскому двору в презент.

В теплые периоды года рыбу ловили с помощью учуга – специальной огромной конструкции, возводимой на реке. Поперек Урала вбивали сваи в два ряда, соединяли между собой перекладинами, поддерживали подпорками. Косяки рыб наталкивались на учуг, их поджидали рыбаки с сетями. Иногда рыбы было настолько много, что дежурили сторожевые и отпугивали ее пальбой из пушки.

Кто-то из современников, пожалуй, улыбнется таким историям о рыболовстве, однако все это правда. Любопытно, как в летнее время доставляли рыбу к царскому столу. «Жабры осетрины набивали мякишем хлеба, смоченном в самогоне, рыбу обкладывали свежей зеленой травой, укладывали в корзины, и везли в Санкт-Петербург. По дороге все это меняли на свежее, и доставляли по назначению», – поясняет Надия, переходя от макета учуга к витрине, демонстрирующей предметы казачьего быта: рубель для глажки белья, походный самовар, ступку с пестиком. Берестяной туесок, в котором хранили хлеб, и он долго не черствел, не плесневел.

Особое место в истории Яицкого городка, как тогда назывался Уральск, занимает Емельян Пугачев, бунтарь и лжецарь. В 1773-1775 годах возглавлял восстание. Впоследствии, прибыв в наш край, женился на Устинье Кузнецовой, и с этого момента жизнь невинной девушки превратилась в драму. До наших дней не сохранился дом Толкачева, где останавливался смутьян, ныне там построен дом-музей Пугачева. Неординарный, поскольку хранит дух той эпохи и культуры и содержит все натуральные экспонаты. Вызывает интерес казачье подворье, расположившееся на территории музея, с колодцем, лодками, рыболовными сетями и прочей атрибутикой. Оказавшись здесь, невольно вспоминаешь художественные произведения и фильмы, связанные с казаками. В их числе не только славяне, но и представители других национальностей, что подтверждают фото: казак-башкир С. Амиряев, казак-татарин Н. Хабибуллин и так далее. Сохранились и уникальные фото экспедиции по нашим местам итальянских братьев Николо и Матео Поло.

На стенде размещены подарки казакам от императрицы Екатерины II, за проявленные доблесть и храбрость в войне со Швецией и Польшей: сабля с золотой ручкой, а также – именная. Однако после подавления вышеупомянутого восстания указом Екатерины II город переименован в Уральск, а река Яик – в Урал, чтобы стереть все воспоминания об этих событиях. Но из памяти людской их не вытравить, и вот они обретают зримые очертания в произведениях писателей, поэтов, композиторов.

В 1833 году великий русский классик Александр Пушкин приезжает в Уральск. Поэта интересует восстание Пугачева, он собирает материал, беседует со старожилами. «Я посетил места, где произошли главные события эпохи. Проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев. И вновь проверяя их дряхлеющую память историческою критикой», – напишет он позже. Итогом посещения стала всем известная книга «Капитанская дочка» и монография «История Пугачевского бунта». К слову, книга о пугачевском бунте имеется в музее, издательство редкое – 1881 год. Свидетель тех происшествий и многого другого по сегодняшний день – бессловесный – православный собор Архангела Михаила (1741 г.), находившийся на… бархатной стороне Большой Михайловской улицы.

Дворец Пугачева. «Дом М. Толкачева»

Автор этих строк не оговорилась. Большая Михайловская – сегодняшний проспект Достык-Дружба – была разделена на две стороны: по одной – ходили богатые люди, на ней строились презентабельные здания, и называлась она – бархатной. По другой стороне перемещался бедный люд, не имеющий права ступать на противоположную, именовалась она ситцевой.

Богатые особняки запечатлены на фотографиях. К счастью, мы до сих пор пользуемся этими красивыми архитектурными строениями. Несколько графических работ Г. Ланге, копий, сделанных по фотоснимкам, украшают экспозицию зала. Оригинальный фасад военно-хозяйственного правления, сегодня – это областная детско-юношеская библиотека им. Х. Есенжанова, дом купца Ванюшина – школа-гимназия №38 им. А. Молдагуловой, русско-киргизская школа для мальчиков – областной краеведческий музей. Караван-сарай, долгое время используемый под гостиницу, но его уже нет, на его месте построен жилой дом. И сама Михайловская, по которой едут извозчики, ходят одинокие фигурки горожан, дамы в длинных платьях и шляпах. Четкие снимки, содержащие мельчайшие подробности, говорят о высоком качестве работ, делая честь тогдашним фотографам.

В Уральске бывали, а кто-то достаточно длительное время – Толстой, Крылов, Шевченко, Шаляпин и другие выдающиеся личности, Тукай провел здесь детские годы, Даль служил несколько лет. Об «Уральске древнем и современном» рассказывает книга очерков и историй группы авторов, в числе которых В. А. Иночкин, М. Н. Сдыков, И. В. Ярофеева и другие, отдельное издание – «Средневековое городище Жайык».

«Устное поэтическое творчество уральских, яицких казаков» изложено историком, членом Союза писателей России Евгением Коротиным, нашим земляком, собравшим фольклор в экспедициях по области вместе со студентами Уральского педагогического института имени Пушкина, ныне ЗКГУ имени Утемисова. Но это уже другая – новейшая история.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top